1) организация и проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов), в том числе с привлечением аккредитованных Минюстом России общественных организаций и физических лиц (экспертов);

2) информационное и правовое обеспечение деятельности субъектов антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации:

сбор, накопление и систематизация информации о законотворческой и контрольной деятельности в Российской Федерации;

организация информационного обмена между субъектами антикоррупционной экспертизы (в том числе своевременное опубликование проектов нормативных правовых актов, утвержденных графиков антикоррупционной экспертизы и их рассмотрения в законодательных органах);

изучение и систематизация опыта деятельности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов) в России и за рубежом;

3) мониторинг правоприменительной практики в Российской Федерации, в том числе организация контроля и надзора за исполнением законодательства. Учет результатов ранее проведенных антикоррупционных экспертиз в процессе применения нормативного правового акта;

4) мониторинг общественного мнения о состоянии коррупции в стране и правовых средствах противодействия этому явлению;

5) подготовка предложений по совершенствованию законодательного регулирования антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации.

Из анализа Постановления Правительства РФ от 5 марта 2009 г. N 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" следует, что головным субъектом антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов является Минюст России, которое в установленном порядке аккредитует заинтересованные юридические и физические лица на право проведения экспертизы нормативных правовых актов и иных документов по выявлению в них норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также координирует деятельность этих организаций (лиц).

Исходя из изложенного, под субъектами антикоррупционного анализа и оценки нормативных правовых актов (их проектов) на коррупциогенность понимаются уполномоченные институты государственной власти и местного самоуправления, а также институты гражданского общества, организации и физические лица, выступающие в качестве специалистов (экспертов) в области правового противодействия коррупции.

Все субъекты антикоррупционного анализа и оценки нормативных правовых актов (их проектов) на коррупциогенность подразделяются на две группы: государственные (муниципальные) органы (их правовые службы) и юридические (физические) лица, аккредитованные Минюстом России на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и иных документов.

Следует отметить, что субъекты, входящие в первую группу, в соответствии с требованиями российского законодательства должны осуществлять антикоррупционный анализ и экспертизу нормативных правовых актов на коррупциогенность на постоянной основе (как реализация одного из видов государственного контроля), в то время как аккредитованные организации и лица могут выполнять такие функции периодически. Несмотря на это, действительно эффективное и комплексное проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов) возможно лишь при организации взаимодействия государства и общественных институтов.

Ситуация, сложившаяся в сфере борьбы с коррупцией, свидетельствует, что экспертиза на коррупциогенность наиболее актуальна в отношении тех законодательных актов, которые регулируют административные, контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные и другие полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации этих полномочий. Она осуществляется исходя из требований, установленных указанными Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов.

В настоящее время обязанность проведения экспертизы нормативных правовых актов на коррупциогенность нормативно закреплена лишь за Минюстом России, которое осуществляет данную деятельность при проведении юридической экспертизы проектов федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, а также проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов, проектов поправок к ним, в том числе при осуществлении государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер.

Отсутствие нормативного закрепления компетенции большинства остальных органов государственной власти в этой области является основным фактором, препятствующим масштабному внедрению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в деятельность государственных органов. Вместе с тем положительный опыт такой деятельности уже имеется.

Представляется необходимым более детально рассмотреть механизм антикоррупционной экспертизы в деятельности органов государственной власти, осуществляющих разработку и принятие (утверждение) нормативных правовых актов, так как соблюдение требований антикоррупционного законодательства является обязанностью всех участников нормотворческого процесса.

На сегодняшний день имеются примеры официального закрепления статуса и порядка проведения этой экспертизы в отдельных федеральных органах государственной власти. Так, Департамент государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли РФ "участвует в разработке и реализации антикоррупционной политики, типовых механизмов государственного регулирования в коррупционно опасных сферах деятельности органов исполнительной власти; участвует в проведении экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность" <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минэкономразвития России от 14 февраля 2005 г. N 29.

Кроме того, официальный статус экспертизы нормативных правовых актов на коррупциогенность установлен (в различной форме) нормативными правовыми актами примерно в 30 субъектах РФ (в одних случаях законами, в других - решениями высшего должностного лица субъекта РФ). Не менее чем в 25 субъектах РФ подготовлены, а в ряде случаев и приняты (утверждены) нормативные правовые акты, утверждающие методику антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и (или) их проектов и более или менее детальные требования к порядку ее организации и проведения.

В настоящее время уже имеется положительный опыт правовой регламентации деятельности органов государственной власти по противодействию коррупции в ряде субъектов РФ. Среди конкретных нормативных правовых актов, с принятием которых противодействие коррупции качественно возросло, следует отметить распоряжение мэра Москвы от 18 января 1993 г. N 8-РМ "О Межведомственной комиссии по противодействию коррупции в г. Москве" (вместе с Положением о Межведомственной комиссии по противодействию коррупции в г. Москве); Постановление правительства МО от 10 июня 2008 г. N 440/20 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Противодействие коррупции в Московской области на 2009 - 2011 годы"; Закон Ленинградской области от 26 декабря 2007 г. N 194-ОЗ "О противодействии коррупции в органах государственной власти Ленинградской области и органах местного самоуправления Ленинградской области"; Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 сентября 2007 г. N 474 "Об утверждении Порядка представления нормативных правовых актов Республики Татарстан и их проектов на антикоррупционную экспертизу в Кабинет Министров Республики Татарстан" и др.

Как форма правовой регламентации, так и предлагаемые порядок и методики нередко существенно различаются. Отметим, что практика регламентации антикоррупционной экспертизы в органах государственной власти всех уровней позволяет выделить два варианта правового регулирования такой деятельности.

1. Принятие уполномоченными органами государственной власти (как федеральными, так и в субъектах РФ) специального нормативного правового акта по вопросам организации и проведения антикоррупционной экспертизы. Как представляется, в рамках такого подхода более детально регламентируются вопросы проведения экспертизы (в том числе порядок оформления ее результатов и учета в нормотворческой работе), а также привлечения к этой деятельности сторонних организаций и экспертов.

2. Отсутствие специализированного правового акта в ведомстве (субъекте РФ) по вопросам организации и проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов), когда правовое регулирование этих вопросов встроено в общий процесс нормотворческой деятельности (выражается как дополнительное требование к качеству и порядку принятия нормативных правовых актов). Однако такой подход значительно сужает как детализацию проработки многих процедурных вопросов, связанных с проведением антикоррупционной экспертизы, так и возможность участия общественных институтов в такой деятельности.

Практика показывает, что антикоррупционная экспертиза и оценка нормативных правовых актов на коррупциогенность может быть внедрена в деятельность органов государственной власти по следующим направлениям:

1) в качестве обеспечения основной деятельности (для органов, обладающих нормотворческими полномочиями);

2) в качестве вспомогательного вида деятельности при осуществлении процедур контроля и надзора (для органов, не обладающих нормотворческими полномочиями).

Рассматривая категории и группы должностей государственных гражданских служащих, выделим должностных лиц (специалистов), в чьи обязанности должно входить проведение антикоррупционной экспертизы и оценка нормативных правовых актов на коррупциогенность:

а) специалисты структурных подразделений и органов, осуществляющих разработку (доработку) проектов нормативных правовых актов;

б) специалисты, структурные подразделения и органы, осуществляющие правовую (юридическую) экспертизу, согласование проектов нормативных правовых актов, в том числе после их доработки;

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35