Тем более нельзя общие веления, если они не нарушаются, считать административным принуждением. Не являются таким принуждением, например, акты, предписывающие владельцам машин предъявить их для осмотра в Госавтоинспекцию, и т. д. и т. п.

Принуждение применяется лишь тогда, когда обязанности, установленные этими актами, нарушаются: например, страдающий определенной болезнью уклоняется от обязательного лечения, владелец автомашины – от предъявления ее к осмотру и т. д. Поэтому принудительное лечение, принудительный осмотр— это меры, направленные на принудительное прекращение противоправного поведения определенного лица[63][13].

Отмечается, что так называемые административно-предупредительные нормы, которые сторонниками иного взгляда приводятся в качестве доказательства существования административного принуждения без правонарушения, указаны не в санкции соответствующей нормы, а в ее диспозиции, т. е. являются правилом, устанавливающим определенную обязанность[64][14]. Однако представители этой точки зрения

Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.31

не единодушны в том, какие из мер административного принуждения являются мерами ответственности. Круг этих мер некоторыми авторами сужается, ограничивается мерами административного взыскания (наказания), и исключаются из этого круга меры пресечения[65][15].

, различающий категорию обязанности и категорию принуждения, возражает против ограничения административной ответственности лишь мерами взыскания за проступки. Он высказывается за широкое понимание ответственности, которая, по его мнению, охватывает три вида административного принуждения, вызванного противоправными действиями: а) меры пресечения, б) восстановительные меры, в) меры взыскания. С точки зрения , и уплата штрафа, и принудительное помещение алкоголика в лечебное учреждение – это меры административной ответственности[66][16].

По мнению , необходимо различать меры административного взыскания, налагаемые за административные проступки, и иные меры административного воздействия, которые «не носят характер наказания». , как и и ,, возражает против отождествления государственно-властных полномочий с принуждением, основанием применения которого является правонарушение (проступок). Но наряду с

Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.32

этим она выдвигает категорию административного принуждения в широком смысле, включающего как меры взыскания (принуждения в узком смысле), так и меры «ненаказательные» (в частности, меры пресечения), применяемые также за несоблюдение правовых норм.

Так, лица, уклоняющиеся от обязательных профилактических прививок, не допускаются к работе, к поселению в общежитиях и т. д. Такого рода нарушения в отличие от административных правонарушений предлагает именовать административными неисполнениями, влекущими за собой принудительное воздействие государства[67][17].

9. В литературе по административному праву есть две точки зрения по поводу того, какие именно нормы права и регулируемые ими отношения нарушаются административным проступком и обеспечиваются административной ответственностью.

Согласно одной точке зрения административный проступок – это нарушение только норм административного права. Отсюда делается вывод, что административное правонарушение и административный проступок – тождественные категории[68][18].

Следуя второй точке зрения, нельзя согласиться с этим утверждением, ибо административная ответственность, во-первых, наступает за нарушение не всех, а только некоторых норм административного права – в связи с нарушением гражданами своих обязанностей, возникающих в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства. Нарушения основной массы норм административного права влекут за собой не административную, а дисциплинарную (для соответствующих работников государст-

Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.33

венного аппарата, нарушающих эти нормы) и уголовную ответственность.

Во-вторых, указывают сторонники этой точки зрения, административная ответственность возникает за нарушение норм других отраслей права, в частности трудового, финансового, земельного, гражданского. Это означает, что предмет адмиристративно-правового регулирования не совпадает с объектом, его защиты. Поэтому неверно, что административно-правовые нормы имеют только один объект защиты – исполнительно-распорядительную деятельность[69][19].

10. Итак, юридическая ответственность, определяемая как реализация санкции, предусматривающей неблагоприятные последствия для правонарушителя, обычно рассматривается как мера государственного принуждения. Однако наряду с этим утверждением считают возможным и допустимым признавать юридической ответственностью добровольное выполнение правонарушителем обязанности, возникшей в результате применения санкции (например, добровольное возмещение убытков, причиненных деликтом потерпевшему)[70][20]. Эта точка зрения применительно к понятию санкции уже была упомянута в связи с изложением взглядов .

По мнению и М. X. Фарукшина, «исполнение обязательства в гражданском праве довольно часто представляет собой юридическую ответственность». Авторы имеют в виду обязательства из причинения вреда и из неосновательного обо-

Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.34

гащения, которые, согласно их воззрению, сами по себе являются предусмотренной законом санкцией за правонарушение, а их исполнение – реализация санкции – юридической ответственностью. Этот вывод они вслед за и не распространяют на добровольное исполнение договорного обязательства, поскольку договорная ответственность возникает лишь в случае неисполнения обязательства[71][21].

11. Значительное место в работах о юридической ответственности, в особенности в работах криминалистов о наказании, занимает трактовка ответственности как правоотношения. Определение ответственности как реализации санкции, как меры государственного принуждения, как осуждения правонарушителя обществом и государством, как дополнительных обременении и иных неблагоприятных последствий, налагаемых на правонарушителя, еще не дает ответа на вопрос о том, является ли ответственность правоотношением, или это иная юридическая категория, не укладывающаяся в традиционные рамки правоотношения.

В настоящее время приведено немало заслуживающих внимания соображений в обоснование того положения, что право является одним из важных способов управления обществом. Разумеется, право как государственный регулятор общественных отношений не сливается с процессом управления в широком смысле слова, имеющим более объемное содержание, не поглощаемое нормативным регулированием. Нормативное регулирование имеет своей задачей и целью прежде всего сохранение и усовершенствование состояния упорядоченности в обществе[72][22]. Это не исключает, а предполагает возможность и необходимость процесса развития общественных отношений на основе норм права. «Следовательно, право обеспечивает усло-

Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.35

вия не только функционирования, но и развития всей социальной системы и всех составляющих ее подсистем»[73][23].

Поэтому и юридическая ответственность рассматривается как определенное средство регулирования общественных отношений, но в порядке отрицательной «обратной связи»[74][24], ибо цель ответственности – восстановить нарушенное равновесие, поколебленную упорядоченность – социалистический правопорядок, равно как и нарушенные права потерпевшего. Восстановление равновесия, упорядоченности – это вместе с тем и необходимое условие выполнения нормами права их динамических функций, т. е. дальнейшего развития регулируемых ими отношений.

Возникает вопрос, порождает ли по отношению к правонарушителю реализация санкции или иным образом применяемая к нему мера ответственности особое правоотношение ответственности, а если порождает, то какой субъект противостоит нарушителю и каково содержание прав и обязанностей сторон з этом правоотношении?

В литературе широко распространено положение, что юридическая ответственность – это правоотношение, возникающее между правонарушителем и государством, по мнению некоторых авторов,— между нарушителем и компетентным государственным органом. Такая квалификация ответственности исходит прежде всего из ее понимания как неблагоприятных последствий, лишений, ограничений, дополнительных обязанностей, которые возлагаются на правонарушителя. «Если в качестве самостоятельной правовой категории ответственность должна отличаться от охраняемой ею обязанности не только по форме, но и по содержанию, – пишет , – ее следует конструировать как дополнительное для нарушителя обременение соответственно ленинской характеристике ответственности как кары за нарушение закона»[75][25].

А такое обременение означает, что правонарушитель должен исполнить возложенную на него обязанность или претерпеть те личные или имущественные

Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.36

лишения штрафного, наказательного характера, которые независимо от его воли и желания будут к нему применены. Отсюда распространенное определение ответственности как правоотношения, в особенности в работах по уголовному праву.

В одном из определений уголовной ответственности, данном в 1950 году М. Шнейдером, она характеризуется как вытекающая из закона «обязанность лица дать отчет перед судом в своих общественно опасных действиях и понести заслуженное осуждение и наказание в случае виновного причинения вреда»[76][26]. , сочувственно относящийся к этому высказыванию о содержании уголовной ответственности, возражает против тех определений юридической ответственности, которые, по его мнению, ведут к ее отождествлению с принуждением, с ее последствиями, а не выясняют содержания юридической ответственности как отношения правонарушителя к государству. считает всякую юридическую ответственность самостоятельным правовым институтом: она как конкретное правоотношение возникает вследствие нарушения закона, и ее содержанием является юридическая обязанность правонарушителя «дать ответ управомоченным на то органам государства по поводу совершенного, им нарушения закона и подвергнуться действию тех санкций, которые предусмотрены законом или иным нормативным актом за данное правонарушение»[77][27].

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44