Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.81
Предыдущий | Оглавление | Следующий
Глава IV
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
1. При уяснении содержания понятия юридической ответственности надо исходить из категории нормативности права, заключающей в себе возможность государственного принуждения в случае нарушения.
Разделяя мнение и других авторов, что юридическая ответственность – это реализация санкций, указанной в юридической норме[159][1], мы полагаем, что в определение юридической санкции, предложенной большинством авторов, связывающих ее с неблагоприятными для нарушителя последствиями в виде дополнительных обязанностей, надо внести коррективы. Они, как нам представляется, устранят имеющиеся противоречивые суждения и будут содействовать верному пониманию юридической ответственности как важнейшего условия осуществления законности и ее правильному применению на практике. Анализируя понятие санкции в гражданско-правовом обязательстве, еще в 1940 году, опираясь на высказывание о том, что право – ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права, пришел к следующему выводу: «В понятие обязательства неизбежно в качестве его элемента входит и санкция, обеспечивающая осуществление права кредитора и исполнение обязан ности должника»[160][2].
Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.82
Страницы 83-84 отсутствуют
сомнений – это надлежащее исполнение обязанностей всеми, на кого они возложены законом, договором, иными юридическими актами.
Из сказанного можно сделать важный и решающий для установления природы юридической ответственности вывод: юридическая ответственность – это исполнение обязанности на основе государственного или приравненного к нему общественного принуждения. Юридическая ответственность в позитивном правоотношении – это опосредствованное государственным принуждением исполнение обязанности.
Поскольку речь идет о положении лица, к которому применяется ответственность, ее можно определить как состояние принуждения к исполнению обязанности. Добровольная уплата заемщиком суммы долга в срок, установленный, договором, или даже по истечении срока – это исполнение обязанности. Уплата той же суммы долга заемщиком вопреки его воле, посредством государственного принуждения на основе решения суда – это исполнение той же обязанности, которая существовала и ранее. Однако такое исполнение, опосредованнее государственным принуждением, выступает как ответственность. Так же обстоит дело и в иных случаях исполнения долга в натуре (возврат вещи собственнику, выполнение работ и т. д.).
Поэтому ответственность в указанных случаях (т. е. когда обязанность может быть выполнена в натуре) – не какое-то новое правоотношение, ибо остается в силе то же самое правоотношение, та же обязанность, которая существовала и ранее. Добровольное же исполнение обязанности юридической ответственностью не является.
В случае уклонения лица от исполнения обязанности или каких-либо с его стороны возражений спор разрешается судом или иным компетентным юрисдикционным органом, что связано с возникновением, движением и прекращением процессуальных правоотношений. В результате такого разбирательства выясняется истина и, если обязанность действительно не выполнена, выносится властное решение, обеспечивающее ее исполнение государственным принуждением.
Нельзя согласиться с утверждением И. С. Са-
Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.85
мощенко и М. X. Фарукшина (и аналогичными высказываниями других авторов), что исполнение обязательства в гражданском праве довольно часто является юридической ответственностью и тогда, когда имеет место добровольное исполнение (добровольное исполнение обязательств из причинения вреда и из неосновательного обогащения, добровольное возмещение должником кредитору убытков, добровольная уплата неустойки)[161][3].
Из причинения вреда, из неосновательного приобретения или сбережения имущества, являющихся с точки зрения гражданского права юридическими фактами, порождающими правоотношения, возникает обязанность: в первом случае – возместить потерпевшему вред; во втором – возвратить неосновательно полученное или сбереженное имущество лицу, за чей счет было осуществлено такое приобретение или сбережение. Эта обязанность должника и соответствующее право кредитора на возмещение вреда или на возврат неосновательно приобретенного составляет содержание возникших обязательственных правоотношений. Свою обязанность должник может исполнить добровольно. Никакой ответственности в этом случае не возникает. Юридическая ответственность наступает тогда, когда по инициативе кредитора применяется государственное принуждение, а в предусмотренных законом случаях – по инициативе государственных и общественных органов или должностных лиц, не являющихся сторонами в правоотношении, но могущих предъявить иск в интересах потерпевшей стороны.
Поскольку речь идет о неосновательном приобретении имущества, то его возврат неосновательно обогатившимся не может рассматриваться как неблагоприятное для него последствие. Он ничего не теряет, а лишь возвращает то, что причитается другому. Неблагоприятным последствием для причинителя вреда можно считать возмещение причиненных деликтом убытков потерпевшему. Но для потерпевшего – это лишь восстановление его прежнего имущественного
Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.86
состояния. Ничего дополнительно сверх этого он не приобретает. Государственное же принуждение к исполнению обязанности в случае уклонения от этого – это реализация санкции, т. е. исполнение обязанности в состоянии принуждения. Этим и ограничивается юрдическая ответственность в указанных выше случаях.
и М. X. Фарукшин в подтверждение своей мысли о возможности осуществления в гражданских правоотношениях ответственности без государственного принуждения вслед за и другими цивилистами ссылаются на то, что в ряде случаев сам контрагент (кредитор) может применить вопреки воле должника установленную в договоре санкцию, не прибегая к помощи юрисдикционных органов[162][4]. Речь, в частности, идет о праве транспортных органов взыскивать в безакцептном порядке штраф за допущенный клиентурой простой вагонов и судов. Но, во-первых, такое правомочие предоставлено перевозчику законом в виде исключения; во-вторых, платежное требование о списании такого штрафа может быть оспорено в судебном (арбитражном) порядке, т. е. в конечном счете и в этом случае действует государственный юрисдикционный орган, проверяющий законность такого списания.
Прав , что санкцией является не обязанность возместить убытки, вызванные неисполнением договорного обязательства или внедоговор-ным причинением вреда, а только принудительное исполнение этой обязанности[163][5].
критикует это положение, ибо он, как и М. X. Фарукшин, считает, что обязанность возмещения вреда сама по себе является санкцией и «может осуществляться без вмешательства государственных органов», т. е. добровольно, в то время как «для применения и реализации других санкций необходимо решение государственного
Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.87
органа и в зависимости от характера санкции деятельность государственного аппарата по реализации решения»[164][6].
в обоснование своей позиции приводит следующие доводы. Если бы обязанность возместить имущественный ущерб не являлась санкцией, а такой санкцией явилось бы только принудительное исполнение этой обязанности, то следовало бы прийти к выводу, что существует только обязанность возмещать причиненный вред, но нет обязанности воздерживаться от причинения вреда. Но в этом случае противоправным деянием, продолжает он, считалось бы не причинение ущерба, а только уклонение от возмещения уже причиненного вреда[165][7].
С этим возражением согласиться нельзя. Общая обязанность всякого и каждого воздерживаться от причинения другому имущественного вреда по своей природе такая же, как и обязанность не совершать преступлений. Но после того как эта обязанность нарушена, возникает другая, уже не пассивная, не негативная, а активная обязанность – возместить вред конкретному лицу – потерпевшему, восстановить нарушенное равновесие, привести имущественное положение потерпевшего в то состояние, в каком оно находилось до правонарушения. Исполнение этой обязанности добровольно прекращает возникшее правоотношение. При неисполнении эта обязанность реализуется в принудительном порядке. Вот это и есть ответственность.
Когда утверждает, что наложение штрафа и законодательное определение обязанности возместить вред имеют то общее, что они сами по себе носят принудительный по отношению к правонарушению характер, выражаются в обязанностях, властно возлагаемых государством на правонарушителя, то он, как и многие другие авторы, смешивает обязанность с государственным принуждением к исполнению обязанности. К этому надо добавить, что возмещение вреда не содержит элементов штрафа, и поэтому неверным является утверждение, что оно
Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.88
близко к мерам штрафного, карательного характера[166][8].
и М. X. Фарукшин не проявили достаточной последовательности в доведении до логического конца своего первоначального правильного утверждения, что добровольное исполнение договорных обязательств – это не юридическая ответственность[167][9]. Но почему только договорных обязательств? Ведь кроме договорных гражданскому праву известны и другие обязательства, возникающие из других оснований?[168][10]
2. Если исполнение обязанности, опосредованное государственным принуждением, ничего не убавляет и не прибавляет к содержанию обязанности, то, может быть, дело обстоит иначе в тех случаях, когда появляются добавочные обязанности, обеспечивающие исполнение основной обязанности (побуждающие под страхом невыгодных последствий к этому исполнению), или тогда, когда исполнение обязанности в натуре стало невозможным либо принятие такого исполнения для кредитора утратило интерес вследствие правонарушений, допущенных должником, и исполнение заменяется возмещением убытков?
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 |



