Обязанность, дополняющая основную, лишь усложняет или модифицирует основное правоотношение. Если заключено соглашение о неустойке, то обязанность уплатить неустойку, поскольку должник нарушает условия договора, обеспеченные неустойкой, ничем не отличается от любой другой обязанности. Если неустойка уплачена должником добровольно, не возникает вопрос об ответственности, подобно тому,
Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.89
Как этот вопрос не возникает и тогда, когда выполнено основное обязательство. Но если исполнения не последовало, по инициативе кредитора приводится в движение аппарат государственного принуждения – действует механизм ответственности.
Точно так же обстоит дело и в том случае, если неисполненная обязанность по тем или другим причинам заменяется требованием о возмещении убытков. Содержание обязанности изменяется, возникает новое обязательство, которое имеет своей целью компенсировать ущерб потерпевшему за нарушение его субъективного права, обеспечить, как уже отмечалось, эквивалентность в отношениях, нарушенную должником. Требование о возмещении убытков – это требование об исполнении новой обязанности, заменяющей прежнюю обязанность. При добровольном исполнении ее должником нет оснований говорить об ответственности.
Анализируя содержание обязанности в имущественных правоотношениях, мы вправе прийти к выводу, что определение юридической ответственности как опосредованное государственным принуждением исполнение обязанности охватывает все случаи нарушения обязанностей, является необходимой и достаточной основой для уяснения и практического применения категории ответственности.
Государственное принуждение к исполнению нарушенной обязанности является осуждением поведения обязанного лица при наличии упречного поведения обязанного лица и прежде всего при наличии его вины. Но упречность не сводится только к вине. Государственное принуждение в случаях, предусмотренных законом, является осуждением и такого поведения, которое само по себе не противоправно, но нарушает субъективные права другого лица. И в этих случаях имеет место юридическая ответственность, о чем будет сказано ниже.
Здесь лишь надо подчеркнуть, что если ответственность в самом общем и широком смысле слова трактуется как наказание, то следует признать, что принуждение к исполнению обязанности – это уже наказание. Иногда в обоснование того, что ответственность является наказанием, указывают на то, что К. Маркс отождествлял ответственность за наруше-
Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.90
ние договора с несением наказания[169][11], а считал ответственность за неисполнение закона карой за его нарушение[170][12]. Но не следует забывать, что Маркс под наказанием понимал и принуждение, применяемое к нарушителю[171][13]. Там же, где налицо государственное или общественное принуждение, там есть и осуждение. Принуждение, включающее в себя осуждение, повторяем, в широком смысле слова – это наказание, юридическая ответственность независимо от наличия или отсутствия вины правонарушителя[172][14].
Но наказание наказанию рознь. Одно дело гражданско-правовая ответственность, другое – уголовная, административная и дисциплинарная ответственность. Если речь идет о гражданско-правовой ответственности, то невыгодные последствия для должника, несомненно, возникают в том случае, когда возмещаемые им убытки или уплаченная неустойка превышают те выгоды, которые создаются для него вследствие неисполнения обязанности. Но возможна и ситуация обратного порядка – эти убытки и неустойка оказываются по своим размерам ниже той выгоды, которую приобретает должник, освобожденный от исполнения первоначального обязательства в натуре.
Основная равнодействующая тенденция вытекает из компенсационной, восстановительной функции гражданского права. Его цель, поскольку оно регулирует отношения, связанные с использованием товарно-денежной формы при социализме, и поскольку речь идет о реакции на гражданское правонарушение, состоит в том, чтобы обеспечить потерпевшей стороне ее восстановление (в имущественном и в личном отношениях) в первоначальное состояние. Отразится ли это отрицательно на положении должника – вопрос факта.
Принуждение к соблюдению неисполненной обязанности, если даже оно никаких невыгодных послед-
Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.91
ствий имущественного порядка для правонарушителя не влечет, ибо другой стороне воздается то, что ей причитается, будучи государственным осуждением правонарушителя, является своеобразным для него лишением. Но это лишение, собственно говоря,— отрицательное переживание общественно морального порядка, вытекающее из публичного осуждения, неправомерного поведения. Здесь важно подчеркнуть лишь то, что нередко гораздо труднее добиться выполнения обязательства в натуре, добиться реального исполнения, чем подучить удовлетворение от должника путем принуждения его к исполнению дополнительных ооязанностей, обеспечивающих главное обязательство. Оказывается, что легче выплатить неустойки, ущерб от которых в свою очередь уравновешивается неустойками, полученными от других неисправных контрагентов. Поэтому нередко хозяйственные организации, главным образом поставщики, уклоняются от своевременного и надлежащего исполнения своих обязанностей по поставке товаров и взамен этого охотно выплачивают взыскиваемую с них за эту неустойку. Следовательно, хотя неустойка и возмещение убытков рассматриваются как дополнительные обременения, цель которых – стимулировать исполнение основной обязанности, они не обеспечивают реального исполнения договора (ст. 36 Основ гражданского законодательства).
Мы не можем останавливаться здесь на причинах этого в общем не совсем нормального явления. Они коренятся в экономических и организационных условиях, в частности в недостатках организации хозяйственных связей между участниками экономического оборота. Причины, ослабляющие действенность хозяйственных договоров, проанализированы и исследованы как в экономической и юридической, так и в широкой публицистической литературе. Это – ошибки планирования, в особенности недостаточная сбалансированность производственных потребностей в сырье, материалах, в оборудовании и средствах удовлетворения этих потребностей; недостаточное использование материальных стимулов; различного рода субъективные факторы – нарушение государственной и трудовой дисциплины и ряд других причин.
Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.92
Но одна из причин – юридического порядка – нас интересует. Это слабое использование механизма юридической ответственности – принуждения через соответствующий государственный аппарат (прежде всего через арбитраж) к исполнению в натуре обязательств. Принцип реального исполнения, провозглашенный в ст. 36 Основ гражданского законодательства, к сожалению, не подкреплен теми мерами принуждения к исполнению нарушенной обязанности, которые предусмотрены в главе ГПК, посвященной исполнительному производству.
Между тем в настоящее время, когда повышает ся значение показателей качества, технического уровня продукции, когда потребность заказчиков должна быть удовлетворена в полном соответствии с установленной в договоре номенклатурой, особенно возрастает роль принципа реального исполнения. Известно, что теперь план реализации продукции считается выполненным лишь тогда, когда поставлены конкретные ее виды в соответствии с заключенными договорами[173][15].
Но независимо от всего, что связано с указанными выше недостатками, трудно согласиться с теми цивилистами, которые, правильно подчеркивая компенсационный, восстановительный характер гражданско-правовой ответственности для лица, чьи права были нарушены, полагают, что необходимым ее признаком является наступление для правонарушителя неблагоприятных имущественных последствий в виде возмещения убытков, уплаты неустойки. Здесь сказывается влияние уголовно-правового, а также административно-правового учения об ответственности, распространение карательного характера этой ответственности на гражданско-правовые отношения, так сказать, ее «криминализация»[174][16].
Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.93
В дальнейшем в связи с проблемой так называемой безвиновной ответственности об этом будет сказано более подробно.
Юридическая ответственность, т. е. обязанность, исполняемая под принуждением, как уже было сказано, возникает и при нарушении запретительных норм. Однако здесь есть определенные особенности, которые и приводят в смущение авторов, утверждающих, что ответственность, возникшая после нарушения запретительной нормы, может быть осуществлена без государственного принуждения.
Особенность гражданско-правового обязательства, возникшего из деликта, состоит в том, что такое обязательство возникает не из правомерного юридического факта, а из правонарушения – нарушения общей пассивной обязанности воздерживаться от посягательства на чужое имущество, жизнь и т. д. Уже с момента возникновения этого правоотношения (т. е. после установления факта причинения вреда) у потерпевшего возникает право на иск, т. е. возможность принудительным путем вопреки воле обязанного лица получить причитающуюся компенсацию. Однако обязанность возместить вред может быть исполнена причинителем вреда добровольно, не дожидаясь предъявления иска.
В отличие от ответственности, наступившей вследствие неисполнения принятой по договору обязанности, государственное принуждение в рассматриваемом случае опирается на двойное правонарушение – на нарушение указанной выше пассивной обязанности, вследствие чего появилось относительное правоотношение, содержащее в себе положительную обязанность, и на неисполнение в добровольном порядке новой обязанности – возместить вред. Но и обязанность возместить убытки, возникшие из неисполнения или ненадлежащего исполнения договорной обязанности,— это ведь тоже новая обязанность,
Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.94
которая появляется в результате правонарушения и может быть исполнена добровольно. Принуждение применяется лишь при уклонении от добровольного исполнения и в этом случае наступает ответственность[175][17].
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 |



