Возражая , защищающему концепцию «санкции-принуждения», указывает, что «обязательность и принудительность – не одно и то же. Отождествление этих понятий ведет к необоснованному расширению сферы принуждения». Отсюда вывод, что «санкция – не указание на меру государственного принуждения (это лишь разновидность санкций), а указание на юридические последствия правонарушения, которые могут возникнуть как на основе актов уполномоченных органов, так и автоматически, в силу закона, без вмешательства каких-либо органов»[43][43]. Следовательно, санкция – это указание на последствия правонарушения, но не на всякие, а лишь на юридически неблагоприятные по-

Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.24

следствия[44][44]. Уточняя это положение, подчеркивает, что с санкцией связаны не любые юридически неблагоприятные последствия, а те, которые возникают при виновном несоблюдении нормы[45][45]. В итоге вывод, что санкция – это разновидность юридически неблагоприятных последствий, возникающих вследствие правонарушения[46][46].

Различие во взглядах и по существу сводится к следующему. Первый санкцию как реакцию на правонарушение связывает с государственным принуждением независимо от того, возникают или не возникают неблагоприятные юридические последствия в виде каких-либо умалений имущественных или личных благ, поскольку, по его мнению, и принуждение к осуществлению обязанности – это санкция. Второй же не связывает санкцию обязательным образом с государственным принуждением.

Еще в 1957 году отнес к имущественным санкциям не только такие неблагоприятные для обязанной стороны гражданско-правовые последствия нарушений договора, как уплата неустойки, возмещение убытков, но и реализацию таких правомочий стороны в хозяйственном договоре, как требования об устранении дефектов в поставленной продукции или в выполненных работах, право отказаться от приемки ненадлежащего исполнения, отказ от акцепта платежного требования и т. п.[47][47].

В дальнейшем была предпринята попытка четко определить связь понятий санкции и юридической ответственности, показать их единство и различие в гражданско-правовых обязательствах.

Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.25

Санкция в обязательстве определяется как предусмотренная законом мера воздействия, применяемая к нарушителю обязанности. Санкции, указано далее, делятся на шесть групп: 1) направленные на принудительное исполнение лежащей на нарушителе обязанности, добровольно им не исполненной; 2) состоящие в предоставлении исправной стороне права на одностороннее расторжение обязательства; 3) выражающиеся в изменении порядка исполнения обязательства (например, перевод неисправного плательщика с акцептной на аккредитивную форму расчетов); 4) сводящиеся к уменьшению объема обязанностей, лежащих на исправной стороне; 5) выражающиеся в увеличении объема лежащих на неисправной стороне обязанностей; 6) являющиеся мерами ответственности[48][48].

Таким образом, лишь одна из названных выше санкций – это мера ответственности. Остальные санкции такой мерой не являются. Посредством указанных первых пяти видов санкций, по мнению , достигается (восстанавливается) нарушенная должником эквивалентность, присущая, как правило, возмездному обязательственному отношению[49][49].

Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.26

Позже уточнил свои взгляды на понятие санкции в гражданском праве, исходя из того положения, что санкция применяется только к лицу, нарушившему закон и субъективное право другого лица, и из того, что она является невыгодным для правонарушителя последствием, выраженным в определенной мере поведения, к которой понуждается правонарушитель.

Санкция, по мнению ,— это превращенная форма первоначальной обязанности, потому что «правонарушитель как бы деформирует своими действиями субъективное право, не исполняя, например, лежащую на нем обязанность», с чем связано возникновение нового правоотношения (например, замена реального исполнения ввиду невозможности это сделать обязательством возместить убытки), полное или частичное изменение правоотношения, существовавшего до правонарушения. Меры ответственности по-прежнему считает разновидностью санкций[50][50].

Предыдущий | Оглавление | Следующий

Сторонники теории, разграничивающей меры юридической ответственности и меры защиты, и те и другие относят к мерам государственного принуждения, охватывая все эти меры понятием санкции. «Санкция,— указывает , – это широкая категория, характеризующая всю систему, средств правового принуждения»[51][1].

Однако не все цивилисты меры, названные и и не являющиеся, по мнению последнего, мерами ответственности, считают санкциями.

Уже в 1958 году не согласился с тем расширением категории санкций, которое пред-

Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.27

дожил , и отметил, что меры, вытекающие из правомочий кредитора, не могут рассматриваться как гражданско-правовые санкции, ибо они являются элементами собственного содержания нарушенного правоотношения. , исходя из мнения, что гражданско-правовая ответственность – это дополнительная обязанность (обременение), пришел к выводу, что в одних случаях названные меры входят в непосредственное содержание самой обязанности должника, а в других – эти меры лишь «оборотная сторона» ненадлежащего ее исполнения[52][2]. Действия, которые применяет непосредственно само управомоченное на их совершение лицо, являющееся стороной в гражданском правоотношении, не прибегая к помощи юрисдикционных органов, ныне эти цивилисты именуют мерами оперативного воздействия.

Оперативными, по мнению , названные меры следует считать потому, что они являются односторонними действиями управомоченного лица. Кроме того, отличительные черты этих мер состоят в том, что их применение влечет для другой стороны невыгодные имущественные последствия не непосредственно, как это имеет место при применении гражданско-правовых санкций, а лишь в конечном итоге. Кроме того, этим мерам свойственна не восстановительная функция (это – функция гражданско-правовых санкций), а лишь обеспечение надлежащего исполнения обязанности контрагентом.

К названным мерам относят: разрешенное законом или договором выполнение управомоченным лицом определенных работ, не исполненных обязанным лицом за его счет (ст. 218 ГК[53][3]); действия, связанные с обеспечением встречного удовлетворения (например, задержка транспортной организацией выдачи груза до внесения причитающихся платежей)[54][4]; право поставщика перевести неисправного плательщика на предварительную оплату продукции; право покупателя при нарушении поставщиком условий о

Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.28

качестве оплачивать стоимость продукции лишь после ее приемки (проверки) по качеству[55][5]; отказ управомоченного лица от принятия ненадлежащего исполнения (например, отказ покупателя от принятия просроченного поставкой товара); отказ от встречного удовлетворения по причине ненадлежащего исполнения или даже вовсе отказ от договора.

Разумеется, в тех случаях, когда такие действия управомоченного лица обязанное лицо считает неосновательными, оно вправе их обжаловать в суд или в арбитраж[56][6].

Как специалисты по общей теории права, так и юристы-административисты, считающие, что все санкции – это меры государственного принуждения. включая и меры защиты, к санкциям относят и меры предупредительного воздействия, и меры пресечения правонарушений, направленные на принудительное прекращение противоправных действий[57][7].

Например, , с одной стороны, отождествляет меры юридической ответственности и меры государственного принуждения, утверждая, что такое отождествление «не только правомерно, но и необходимо для того, чтобы понять социально - и государственно-правовое назначение юридической ответственности»[58][8]. С другой стороны, еще решительнее, чем другие авторы, высказывается за расширение понятия санкции. Он считает, что «нормами в различных отраслях права, и особенно в административном, предусмотрено сколько угодно

Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.29

случаев, когда санкции применяются при отсутствии какого-либо правонарушения и вины лица в этом»[59][9]. Однако с этими санкциями связано государственное принуждение, т. е. имеются в виду административно-предупредительные меры и меры пресечения[60][10].

8. В науке административного права значительное внимание уделяется вопросу о соотношении принуждения и ответственности. Были высказаны различные точки зрения по этой проблеме, что объясняется, по-видимому, самой природой административного правоотношения как отношения власти и подчинения, т. е. преимущественно такого отношения, в котором нет равноправия сторон, характерного для гражданских и некоторых других отпочковавшихся от них правоотношений. Правда, обосновывает и защищает идею существования административных правоотношений «по горизонтали»[61][11], но эта точка зрения особого признания у представителей науки административного права не получила[62][12].

В отличие от и некоторых других административистов полагает, что административное (государственное) принуждение применяется лишь при правонарушениях, т. е. связывает принуждение с ответственностью. Поэтому не следует характеризовать как принуждение предписания, обязывающие, например, некоторых больных провести курс лечения или явиться на медицинское

Братусь ответственность и законность. –М., Юридическая литература.1976, С.30

освидетельствование. Неверно также веления, содержащие определенные запреты или ограничения, смешивать с административным принуждением (например, закрытие границы в связи с какими-либо чрезвычайными и угрожающими государственным интересам обстоятельствами; запрет движения по улицам, где оборвались электрические провода, и т. д.).

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44