Еще раз процитируем стенограмму беседы с телекритиками в передаче радиостанции «Эхо Москвы».
К. ЛАРИНА. Мы как-то с Ириной Петровской говорили в нашей передаче, что если во всем мире особым доверием пользуются ведущие информационных программ - как вы сказали это слово: "гравитас", да? Вот-вот, люди, отличающиеся основательностью, какая-то мудростью, каким-то жизненным опытом, то у нас тенденция ровно наоборот. У нас все больше увлекаются молодыми, юными мальчиками и девочками. Тому пример Маргарита Симонян, которая получила такую высокую должность. (М. Симонян назначена руководителем нового телеканала «Russia tuday». – Ю. Р.) Сколько ей - 25 лет? Казалось бы, у нас абсолютно консервативное восприятие. Нам бы таких вот Познеров побольше. Ан, нет.
В. ПОЗНЕР: Просто нет личностей, почти что нет личностей. Когда этот человек появляется у тебя на экране, у тебя: а) нет ощущения, что он разговаривает с тобой, а это главное ощущение, что он разговаривает отдельно со мной. Если вспомнить советское время, я всегда ссылаюсь на Александра Каверзнева. Ведь все политобозреватели в то время вынуждены были, хотели они того или нет, говорить одно и то же, но почему-то Саша Каверзнев был популярен невероятно. В чем дело? Он обладал талантом разговаривать с каждым отдельно взятым человеком. Это талант. Это либо есть, либо этого нет. Можно это развивать, если это есть, а если нет, то нельзя. У нас сейчас довольно серая публика, вот в чем дело. Кто был наш главный ведущий в советское время?
К. ЛАРИНА: Игорь Кириллов.
В. ПОЗНЕР: В нем было это. Был гравитас. И хотя он был чистый диктор, ничего не сочинял, но он умел подавать текст так, что люди считали: да, это правда, несомненно. Это часть профессионального мастерства. И этого сейчас нет, по крайней мере, я этого не вижу.
А. КАЧКАЕВА: Но в связи с возрастом не нами сказано, наши учителя ни один разутверждали, что молодых публицистов не бывает. Это так же, как и настоящих ведущих новостей совсем уж молодых 20-25 лет тоже не бывает. Должно же быть в их глазах какое-то переживание, совесть, ощущение чего-то выстраданного. Это не обязательно должно быть в слезе и в голосе, просто это называется жизненный опыт. Угадывается. А это наступает все-таки после 30.
В. ПОЗНЕР: Главный ведущий американских телевизионных каналов выходит на эту позицию в 40 лет. И потом остается ведущим информпрогаммы 20, 25 лет и уходит в 65, 67. Дэн Разер ушел в 73 года, а Питер Дженингс, который 22 года вел вечернюю программу новостей, ушел потому, что умер от рака легких. Эти люди к тому времени, когда они становятся лицом программы, уже работали корреспондентами и т. д.
А. КАЧКАЕВА: Тот же Кронкайт знаменитый, 40 лет в эфире.
В. ПОЗНЕР: Да, постепенно нарабатывается опыт, постепенно возникает образ человека, наконец, он получает эту главную должность. И вот 25 лет он там. Тем временем воспитывает других. Он уходит, приходит другой, который уже имеет тоже опыт и тоже ему около 40. Никаких 20-летних. И никаких 30-летних в этом кресле нет.
К. ЛАРИНА: А почему у нас такого нет?
В. ПОЗНЕР: Потому что нет понимания. На мой взгляд, просто нет понимания.
А. КАЧКАЕВА: Когда был слом эпох, незаслуженно отказались от людей с седыми висками, а они были вполне востребованы… Оказался зазор между теми, кто должен был бы естественным образом приходить на смену старшим коллегам, а получилось, что молодняк встал на конвейер. И традиция, мода стала другой за эти 15 лет.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Вот и в регионах мы наблюдаем такую картину. Появляется в роли ведущего какой-нибудь симпатичный мальчик, девочка, проходит два года, его уже или в Москву перетянули или на какую-нибудь начальственную должность назначили. Следом опять приходит мальчик, девочка.
Профессиональные качества журналиста всегда были чрезвычайно важны, играли решающую роль в карьерном росте работника СМИ, его популярности у аудитории. Однако до появления ТВ никогда на первый план не выходили человеческие качества репортера, корреспондента, редактора. Телеэкран сделал зримым его образ, телеэкран поставил проблему персонификации сообщения, телеэкран актуализировал понятие имиджа.
Понятие «имидж» охватывает весь спектр восприятия одним человеком другого. Впрочем, мы говорим здесь только о том, как воспринимает одного человекателеаудитория. Мы говорим об имидже человека в кадре. Трудно манипулировать сознанием, когда манипулятор находится в кадре. Потому что камера не врет. Если вы пытаетесь людей обмануть, в кадре это сделать гораздо труднее, почти невозможно. Саппак говорил о телевидении как о «рентгене характера»[11]. Но есть приемы, с помощью которых можно привлечь симпатии телезрителей. Самый главный – быть самим собой в кадре. Это достигается только опытом.
Однако восприятие образа с экрана имеет свою специфику. Телекамера, как камера обскура, показывает предметы не такими, какими их видит человеческий глаз. Строгие закономерности здесь выявить почти невозможно. Доподлинно известно лишь то, что камера обнажает все истинные чувства человека в кадре. Камеру очень трудно обмануть. Но в принципе можно. Мало кто из зрителей знает, что у Татьяны Митковой нос с горбинкой. Это потому, что она снимается исключительно анфас. Лайма Вайкуле контролирует каждый шаг телевизионщиков, когда она в кадре: талия певицы никогда не фиксируется, и лицо снимают не ближе, чем за два метра.
Естественное желание женщины хорошо выглядеть – один из двигателей телевизионного прогресса. Оно заставляет работников «Останкино» проявлять чудеса смекалки. В середине девяностых, например, «лицом» московского телеканала была Анеля Меркулова, человек весьма авторитетный. В кадре она выглядела значительно моложе своих лет: дело в том, что оператор покрывал объектив камеры тонким слоем вазелина. Когда актриса Любовь Орлова была уже в возрасте, ее снимали следующим образом: на объектив кинокамеры натягивали чулок, а в тех местах, где зритель видел глаза актрисы, в чулке прожигались окурком два аккуратных отверстия.
П. Ровнов, сегодня высокопоставленный корреспондент президентского пула, в годы перестрйки, будучи студентом международного отделения факультета журналистики МГУ, одним из первых получил возможность длительной стажировки в Школе журналистики университета штата Миссури (США). В то время, когда в отечественную телепрактику еще не вошло понятие стендапа, американские педагоги выдвигали требования (сформулированные в Колумбийском университете (Нью-Йорк, США), о которых Петр рассказал в своем дипломном сочинении: «Учитывалось все: насколько сконцентрирована мысль в короткий миг появления нашего перед аудиторией; как точно построены предложения и достаточно ли доходчиво они донесены до зрителя; как одет журналист и хорошо ли он загримирован (у нас было даже несколько занятий по макияжу с опытнейшими мастерами этого дела); умеет ли журналист в кадре владеть мимикой и жестом. Слова должны звучать без запинки, непринужденно и так, чтобы зрители запомнили и самого журналиста, и станцию, на которой он работает. Это не мелочь – все на экране имеет смысл и значение”. Возможно, тот давний американский опыт тоже помог П. Ровнову стать преуспевающим репортером на федеральном телеканале.
А вот еще одна грань проблемы. Зрителю свойственно в подсознании персонифицировать того, кто говорит, с тем, о чем говорят. «The medium is the message» (Источник информации и есть сама информация - англ.), - утверждал Маршалл Маклюэн. Одна и та же новость может показаться плохой или хорошей в зависимости от того, кто прочитал ее в кадре.
Еще один признак, пионером внедрения которого последовательно выступала служба информации НТВ, - персонификация теленовостей. Понятие это далеко не новое, но здесь оно получило дальнейшее развитие и было доведено до логической завершенности. То есть, персонификация новостей рассматривается не только с точки зрения их содержания (в центре любого новостного материала - человек, его судьба, чувства, переживания), но и в плане формы, подачи информационных материалов. В этом смысле к формальным признакам персонификации можно отнести так называемые “стэнд-апы”, а также постоянное, настойчивое рекламирование собственных репортеров. Как характерный пример этой работы назовем оригинальный цикл “Команда” - портретные мини-очерки, посвященные почти всем корреспондентам телекомпании, демонстрировавшиеся в качестве оформления межпрограммного пространства во время празднования пятилетия НТВ. Сюда же относятся постоянные анонсы программ, что называется, выводящие на авансцену ведущих и авторов, корреспондентов и репортеров. Обо всем этом подробнее пойдет речь в соответствующем разделе книги.
Благодаря персонификации, на телевидении особенно хорошо реализуется такой испытанный прием пропаганды, как привлечение «ЛОМов» - лидеров общественного мнения. Эмоциональный настрой известного лица, внушающих доверие глаз заставляет зрителя поверить практически любому сообщению. Работа с «ЛОМами» не является прерогативой телевидения, но благодаря наглядности я и особенностям эмоционального воздействия здесь этот прием приобретает особенную силу.
Эффект персонификации на телевидении хорошо изучен и описан в литературе. Но можно понимать персонификацию и более расширительно. Одно из отличий телевидения от остальных средств массовой коммуникации заключается в его камерности. В кинотеатре информация воспринимается коллективно. Газеты и радио воспринимаются публикой тоже как средство коллективного общения. Но телевидение для нас – член семьи. Оно всегда под рукой, оно привычно, ему веришь. На экране мы видим лица крупным планом. Ведущий смотрит нам прямо в глаза. Нам - и больше никому. Мы сидим перед экраном в домашних тапочках и с чашкой чая. Все это обуславливает особый характер телевизионного общения. Оно камерное и интимное. Зритель подсознательно индивидуализирует телевизионную информацию и ждет от нее того же. Вот в чем дополнительный смысл термина «персонификация».
А вот как пишет об этом в книге «Так работают журналисты ТВ»: «Персонификация – значит олицетворение. Представление в лицах. Какое лицо у репортера – такова, значит, и пославшая его телекомпания. Но вот что еще важнее: каких героев, какие лица мы выбираем для олицетворения идеи своего спецрепортажа»[12].
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 |



