Краткий курс лекций по синтаксису современного русского языка

Тема №1

Основные понятия синтаксиса

Литература:

. Связи слов в современном русском языке. М., 1980. С 6-10.

. Пар. 1-5.

. С. 6-10.

. С. 3-5.

СРЯ. Теория. Анализ языковых единиц. Часть 2. М., 2001С. 249-253.

, , . Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998. С 36-45.

Предмет синтаксиса в узком и широком понимании

В речи получает выражение все содержание жизни человека, все представления об окружающем его мире, о предметах, категориях и связях действительности, наблюдаемых и осмысляемых, обобщенных и расчлененных так или иначе национальным языковым сознанием. Человек высказывает сообщения о фактах или событиях или реакции на них, чувства и желания, формирует понятия, мысли и умозаключения в процессе познавательной деятельности, вступает в коммуникативные контакты, побуждает собеседников к действию. Все это многообразие речевых потребностей и проявлений реализуется через синтаксис, с помощью синтаксических ресурсов языка. Единицы других уровней языковой системы – фонемы, морфемы, лексемы - участвуют в формировании речи только через синтаксис. Отсюда – роль синтаксиса как «организационного центра грамматики» (). Отсюда сложность устройства синтаксической системы языка как научного объекта.

И хотя у синтаксической науки многовековая история, законы синтаксического строя языка и теперь еще не познаны в полной мере. Можно только надеяться, что каждое новое описание синтаксиса, каждое исследование в этой области приближает нас к искомому.

Синтаксис – это та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связная речь. Соответственно синтаксис как наука изучает средства и способы построения связной речи.

Изучение связной речи иногда понимают узко, как изучение техники связи, ее средств и способов. Отсюда вытекает распространенное суженное представление о задачах и объеме синтаксиса. В таком смысле синтаксис противопоставляется семантике. Но связная речь – это осмысленная речь. Всегда ли?

Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка. Нельзя ли сказать об этой фразе, что это речь связная, построенная по правилам грамматики, но неосмысленная? Это позволило бы утверждать, что можно наблюдать реализацию синтаксических связей без отнесенности к смыслу. Но с таким допущением трудно согласиться. Грамматичность этого предложения (СО и морфолого-синтаксические средства) позволяет нам понять, о чем идет речь Оставшееся неясным относится к лексике, к индивидуальным лексическим значениям. Известное содержит достаточную информацию о категориально-семантическом значении сочетавшихся в нем элементов. Это категориально-семантическое значение неотделимо от грамматики, от синтаксиса, оно – непременное условие понимания связной речи как результата соединения смыслов – частных смыслов в общий, единый, коммуникативно значимый смысл.

Итак, синтаксис ведает средствами и способами построения связной, осмысленной речи. Чтобы понять устройство синтаксиса, надо выявить основные свойства – те необходимые, сущностные характеристики предмета, без которых нет самого предмета. Формируя осмысленную речь, синтаксис неразрывно связан с семантикой. Как конструктивность, так и семантичность – нераздельные свойства синтаксического строя языка. Выражая определенной содержание, синтаксис не может быть несемантичным Предпринимавшиеся попытки отделить синтаксис от семантики приводила к обедненному, неадкватному представлению синтаксических структур в виде «морфологических слепков» ().

Поскольку назначение языка – быть орудием коммуникации – реализуется через синтаксис, коммуникативность – одно из сущностных свойств синтаксиса. В целях осуществления коммуникации синтаксические средства функционируют, выполняют присущие им функции. Функциональность – также сущностное свойство, характеризующее синтаксис. Таким образом, в синтаксисе можно выделить три грамматики: грамматика мысли, грамматика языка, грамматика общения. Таков предмет синтаксиса в широком понимании.

Характеристика единиц и объектов синтаксической системы

В синтаксической науке нет единого мнения о составе единиц и объектов синтаксиса. Например, считает минимальной единицей связной речи предложение, а следовательно, оно и является основной синтаксической единицей и основным объектом изучения в синтаксисе. Единицами внутренней структуры, внутреннего членения простого предложения являются члены предложения и словосочетания. Наиболее изученными объектами синтаксиса как науки, отмечает , являются предложения, простые и сложные, члены предложения и словосочетания, наименее изученными являются сверхфразовые единства (объединение нескольких предложений).

Другой взгляд у . По ее мнению, синтаксическими единицами являются словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство), текст. Такая иерархия синтаксических единиц отражает взгляд на них «снизу». Такой подход правомерен прежде всего в лингвометодических целях, хотя более «синтаксичным» является подход «сверху», который позволяет показать, как функционируют синтаксические единицы в речи. По мимо названных синтаксических единиц, называет словоформу как строительный материал для создания словосочетаний и предложений.

выделяет словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое как единицы разных синтксических уровней, но единицы взаимосвязанные и взаимообусловленные, единицы общей синтаксической системы языка.

отмечает, что давнюю традицию русской науки составляет выделение двух основных единиц – словосочетания и простого предложения. Эта традиция идет от , а потому вслед за В. В.В. определяет синтаксис как учение о словосочетании, простом предложении и сложном предложении, различия между которыми следующие: словосочетание – непредикативная единица, простое предложение – монопредикативная единица, сложное предложение – полипредикативная единица (перед этим рассказать о предикативности!).

Обобщая разные точки зрения, можно сделать следующий вывод, что настоящей, полноценной единицей синтаксического уровня языка является предложение (простое и сложное), потому что мы мыслим, говорим, общаемся при помощи предложений ( в речи – высказывание), а не при помощи словосочетаний, например). Строительным материалом для предложения служат словоформы, которые вступают в синтаксические связи для выражения синтаксических отношений. Эти отношения нагляднее всего изучать на материале словосочетаний, которые с этой целью выделяются в составе предложения. Таким образом, словосочетание является объектом синтаксиса (мы не говорим словосочетаниями!), также объектом синтаксической науки, конечно, являются слоформа и предложения (на их материале изучаются их синтаксические свойства – рассказать устно). С другой стороны, говорящий может, высказываясь, не остановиться на создании одного предложения, простого или сложного, а создать целый текст (или ССЦ, или сверхфразовое единство). Это еще один объект синтаксиса, хотя Гальперин, например, считает текст единицей синтаксической системы.

Итак, в центре синтаксической системы – предложение; предложения, объединяясь, могут порождать более сложные единицы (объекты); в составе предложений выделяются «строительные средства»: словоформы, словосочетания. Все это служит объектом для синтаксических исследований.

Аспекты синтаксических исследований

Грамматический аспект. В научном изучении – это традиционный аспект. Именно в таком плане изучаются синтаксические единицы в школьном курсе. И в синтаксической науке долгое время господствовал этот аспект. Пожалуй, идеальное воплощение грамматический подход нашел в знаменитой книге Александра Матвеевича Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении». В этом аспекте синтаксические единицы представляют собой построения, конструкции, которые находятся в определенной системе. Изучается система этих конструкций. Например, существует такая модель предложения: N1 – Vf. Под эту модель подходят очень разные с точки зрения смысла предложения. Например: Мальчик читает, Идет дождь, Собаки кусаются, Его охватило беспокойство, Я помню чудное мгновенье… и т. д. В представлении грамматической модели предложения мы совершенно отвлекаемся от его содержания. Можно привести противоположные примеры, когда близкие по содержанию предложения (или даже идентичные) имеют разную формальную организацию: Идет дождь, Дождь, Дождливо. Любые синтаксические единицы могут быть представлены как система моделей, система конструкций.

Семантический аспект. Этот аспект предложения (шире – синтаксических единиц) начал изучаться значительно позже, чем грамматический. В 19 в. и в первой половине 20 в. он изучался фрагментарно. Активное изучение семантического аспекта началось во второй половине 20 в. В семантическом плане предложение рассматривается как обозначение какой - то ситуации, фрагмента действительности. Приведенные выше три предложения грамматически разные, но обозначают одну и ту же ситуацию ’дождь‘. Этот фрагмент действительности может содержаться не только в предикативной основе предложения, но и на его периферии, во второстепенном члене: Из-за дождя мы не пошли купаться. В значении второстепенного члена предложения, обстоятельства, отражена та же самая ситуация. Отражение в синтаксической единице ситуации, фрагмента действительности называется

пропозицией. Пропозиция – это инвариантное значение синтаксических образований. Приведем другой пример. Двусоставные предложения Мальчик думает, Мальчик покраснел, Мальчик болеет, Мальчик бежит имеют одинаковую грамматическую структуру, но различаются семантически: они обозначают разные типы ситуаций: активное действие субъекта, свойство субъекта, мыслительная деятельность.

Коммуникативный аспект. Синтаксические единицы – не только конструкции и пропозиции. Они создаются в речи, в речевой ситуации для передачи актуальной информации, с конкретной целью. В качестве примера используем одно из приведенных выше предложений: Дождь идет (в грамматическом аспекте N1 – Vf, в семантическом аспекте ’дождь‘). Это предложение можно произносить по-разному для выражения разных целей.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17