Модально-временная парадигма включает 8 членов: реальная модальность 1) синтаксический индикатив, настоящее время Я пишу роман; 2) синтаксический индикатив, прошедшее время Я писал роман; 3) синтаксический индикатив, будущее время Я буду писать роман; ирреальная модальность 4) сослагательное наклонение Я писал бы роман; 5) условное наклонение Если бы я писал роман, то… 6) желательное наклонение Вот бы я писал роман; 7) побудительное наклонение – Пусть я буду писать роман! 8) долженствовательное наклонение Я пиши роман, а тишины никакой.

Парадигматический подход.

Деривационная парадигма простого предложения

Парадигму предложения как систему его деривационных соотношений описывает . От формальных изменений предложений, построенных по одной и той же структурной схеме, следует отличать её системные изменения, не связанные с выражением предикативности – регулярные реализации. Само понятие регулярных реализаций ввела , но подробно разработала его .

Регулярные реализации – это такие видоизменения структурной схемы предложения, которые не нарушают её тождества, они не вызываются контекстом или ситуацией, регулярные реализации образуются или незамещением компонента структурной схемы, или введением в схему дополнительного компоненты, или замещением компоненты схемы семантически однородным элементом, имеющим другую форму; видоизменение структурной схемы предложения при образовании регулярной реализации сопровождается определённым системным изменением содержания предложения – осложнением его смысла. При этом сохранятся без изменения всё объективное содержание предложения. Набор регулярных реализаций образует деривационную парадигму предложения. выделяет 6 регулярных реализаций: 1) обобщённо-личная: Я на всех не угожуНа всех не угодишь; 2) фазовая: Я пишу роман – Я начинаю, продолжаю, заканчиваю писать роман; 3) модальная: Я хочу, могу, должен, намерен писать роман; 4) полусвязочная: Она красавица – Она казалась, являлась, показалась, бывала красавицей; 5) количественная: Шум. Свет – Шуму! Свету!; 6) отрицательная: На небе тучи – На небе ни тучки.

От регулярных реализаций отличает видоизменения схем, не несущие дополнительных значений и сопровождающиеся лишь изменением экспрессивно-стилистической окраски – формальные модификации: 1) определённо-личная: Я люблю грозуЛюблю грозу; 2) связочная: Чтение – лучшее учение – Чтение – вот лучшее учение.

Тема №5 «Второстепенные члены предложения»

Современный русский язык / Под ред. . М., 1989 (или 1999). Гл. 5, §§ 27-28; гл. 8.

Русская грамматика. Т. 2, §§ 1902-1904, 1985-2058.

, , Сидорова грамматика русского языка. М., 1998. С. 207-217.

Федоров вопросы синтаксиса. М., 1972. Гл. 2, 4.

Фоменко и спорные вопросы синтаксиса современного русского языка. – Новосибирск, 1997. С. 64-72.

Разделы «Второстепенные члены предложения» в учебниках , , справочниках, энциклопедиях.

Понятие «член предложения» в синтаксисе русского языка

Члены предложения – это синтаксические категории, под которые подводятся слова или сочетания слов, входящие в предложение и выполняющие в нем синтаксическую и смысловую функцию (Энциклопедия «Русский язык»). Каждое предложение состоит из организующих его словоформ, находящихся в определенных отношениях (грамматических и смысловых) друг к другу.

Члены предложения – это структурно-семантические компоненты предложения, связанные друг с другом синтаксическими связями и отношениями ().

Различительным признаком, на основе которого ЧП делятся на главные и второстепенные, является вхождение или невхождение в предикативную основу предложения, т. е. в тот минимум, который достаточен для того, чтобы предложение стало грамматически оформленной предикативной единицей.

Итак, выделение главных и ВЧП – это результат взгляда на строение предложение как на некую иерархию: ЧП подчиняют себе другие и подчиняются другим ЧП (даже главные ЧП подчиняются друг другу – находятся в соподчинении, отношении координации).

В основу классификации ЧП исследователями положены разные критерии, что обусловлено сложностью ЧП, многообразием их функций (структурных, семантических, коммуникативных, эмоционально-экспрессивных). выделяет следующие принципы классификации ЧП:

1) по способу выражения ЧП делятся на морфологизованные и неморфологизованные;

2) по соотношению частей речи и ЧП – на первичные и вторичные;

3) по участию в структурной схеме предложения – на обязательные и факультативные;

4) по количеству связей выделяются ЧП с одной связью, с двумя связями, с ослабленной зависимостью (детерминанты);

5) по характеру семантики – однозначные и многозначные (синкретичные) ЧП.

Основные этапы изучения ЧП в синтаксисе русского языка

Вопрос о ВЧП в истории русской грамматики имеет разные решения. В качестве основных направлений в учении о ВЧП выделяются два: рассмотрение ВЧП по значению и по виду синтаксической связи с другими словами. При обоих подходах выделяются три разряда ВЧП: дополнение, определение и обстоятельство, но основания для такого выделения принимаются разные, а потому один и тот же ЧП при различных подходах определяется по-разному: дом отца.

Эти два направления в учении о ВЧП получили названия логического (классификация по значению) и формального (классификация по характеру синтаксической связи).

Начало логического направления в учении о ВЧП положено в трудах А. Востокова и Н. Греча. У них появляются и термины – «дополнение» и «определение», обстоятельства включались в разряд определений.

Это учение было развито , который выделил, помимо дополнительных, определительных, и обстоятельственные слова. Буслаев первым попытался теоретически обосновать смысловые и формальные основы классификации ВЧП. Он указывал, что они рассматриваются им в двояком отношении: 1) по синтаксическому употреблению – в соответствии с формально-грамматическими признаками; 2) по значению. Грамматическим признаком определения является согласование, признаком дополнения – управление, признаком обстоятельства – примыкание. Со стороны смысловой определения – это слова, обозначающие признак предмета, дополнения – слова, обозначающие предмет, «который подлежит действию», обстоятельства – слова, обозначающие место, время, образ действия и качество, меру и счет, причину. Сам отмечает, что отнесение ВЧП к тому или иному разряду на основании смысловых и грамматических признаков может не совпадать.

выступил с резкой критикой учения о ВЧП и наметил формальную классификацию – только по виду подчинения.

-Куликовский пытался объединить логическую классификацию с формальной и ввел такие понятия: фиктивное определение (дом сестры), фиктивное обстоятельство (гулял в лесу).

в двух первых изданиях своего труда «Русский синтаксис в научном освещении» сохраняет термины определение, дополнение и обстоятельство, но вкладывает в них формальное содержание: определение – это согласуемое прилагательное, причастие, местоимение; дополнение – это управляемое существительное, обстоятельство – это примыкающее наречие, деепричастие или инфинитив. В последующих изданиях своего труда отказался от традиционных терминов и говорит о ЧП управляемых, согласуемых и примыкающих.

В школьной и учебной практике закрепилось логическое направление классификации ВЧП: разряд ВЧП мы определяем прежде всего по логическому вопросу. В академической «Грамматике русского языка» принята логико-грамматическая классификация, в которой ВЧП рассматриваются как логико-грамматические разряды, выделяемые на основе учета грамматических и лексических значений.

Однако в современной синтаксической науке достаточно ярко проявляется тенденция к полному отказу от классификации ВЧП. Это вызвано целым рядом причин.

, говоря, что «традиционное учение о ВЧП нуждается в пересмотре», предупреждал о том, что нельзя поспешно делать вывод о неправомерности деления самого предложения на главные и ВЧП.

Мысль о необходимости пересмотра системы ЧП была подхвачена многими учеными и вызвала разные последствия: 1) одни предлагают ограничиться изучением словосочетаний; 2) другие частично или полностью отказываются от терминов ЧП; 3) третьи следуют заветам .

Морфологизованные / неморфологизованные ЧП; синкретичные ЧП

Члены предложения для своего материального выражения имеют определенные формы частей речи. В связи с этим между частями речи и членами предложения существует определенное соотношение, а потому можно выделить наиболее типичные способы выражения тех или иных ВЧП. В результате устанавливается следующая соотносительность: для дополнения типичный способ выражения – существительные и местоимения в косвенных падежах; для определения – прилагательные и причастия в полной форме (и другие согласуемые части речи); для обстоятельств – наречия, деепричастия.

Члены предложения, способ выражения которых соответствует их синтаксической функции, называются морфологизованными, а члены предложения, способ выражения которых не соответствует их синтаксической функции, называются неморфологизованными: В лесу раздавался топор дровосека.

При неморфологизованных ЧП семантика Чп синкретична, т. е. неоднородна. Но это одна из причин появления синкретичных членов предложения. отмечает следующие причины появления синкретичных ЧП: 2) двойные синтаксические связи и отношения: Чурилин первым разделся и бросился в ледяную воду; дядю Тихона считали по всей округе чудаком; напомним, что двойная связь – это одновременное пояснение зависимым словом двух стержневых, такие ЧП назвала дуплексивами (глагольно-именными определителями); 3) синкретичное категориальное значение словоформы (отглагольные существительные, инфинитив): Поездка на Кавказ (куда? Какая?); Я люблю книги, люблю держать их в руках; 4) эллипсис глагольной формы: Окна в сад были открыты всю ночь; 5) лексико-грамматические свойства сочетающихся словоформ, их валентные свойства: Русалка на ветвях сидит (на чем? Где?).

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17