Основные типы валентностей слова
Валентность – это такое свойство слова, которое позволяет последнему иметь при себе определённый набор синтактико-семантических позиций. Синтактико-семантические позиции при данном слове определяются типами реализуемых валентностей. Типы валентностей определяются по основаниям, т. е. по тем признакам, которые лежат в основе их различения. Типы валентностей – это иерархические типы сочетаемости.
1) Самый абстрактный и исходный тип – семантическая (понятийная) В. Она универсальна, определяется мышлением и образом действительности, на уровне сочетаемости смыслов.
П.: белый снег, белизна снега, белеет снег, Белоснежка, снежная белизна – одна и та же понятийная сочетаемость проявляется независимо от грамматического статуса единицы.
лежит в основе синтагматики слова и предопределяет выбор грамматической В.
2) не универсальна, а национально специфична; это грамматическая реализация, воплощение той или иной семантической валентности. Делится на синтаксическую и морфологическую. – это смысловые отношения между главным и зависимым словом: объектные, определительные, обстоятельственные и т. п. – это сочетаемость слова или словоформы с конкретной формой слова. Может воплощаться в нескольких морфологических В.
П.: спускаться откуда? - синтаксическая в.: с горы, сверху – морфологическая в.
3) Конкретным воплощением грамматической валентности является лексическая валентность, которая состоит в том, что отдельное слово сочетается с конкретным словом; лексическая В. воплощается в отдельных лексемах и в тематических группировках, характеризующихся общим интегральным признаком. Лексическая в. требует знания того, какие лексемы сочетаются (сведения об этом можно почерпнуть в словарях), т. к. могут быть ограничения в сочетаемости, сочетаемость слов может быть свободной и фразеологически связанной, а также избыточной.
П.: карие глаза, но не карие портфели или галстуки; поднять бокал, сказать тост, но не поднять тост; бабушка надвое сказала (а не на двоих); прейскурант цен, народный фольклор.
4) – способность слова присоединять зависимые компоненты: читать книгу, вслух, лежа, за столом.
5) – способность слова присоединяться в качестве зависимого компонента: способность читать, захотеть читать, нужно читать.
Теория валентности
Большой вклад в разработку теории сочетаемости внес Юрий Дереникович Апресян, который тоже разграничивал семантическую и грамматическую В., но в его понимании это совсем другое.
вытекают непосредственно из ЛЗ слова, характеризуют его как конкретную, отличную от других лексическую единицу. свойственны тому или иному слову не как лексеме, а как представителю определённого грамматического класса. На примере глагола арендовать он демонстрирует, что этот глагол имеет 5 обязательных семантических валентностей, вытекающих из его ЛЗ и определяющих ситуацию аренды: кто, что, у кого, на какой срок, за какую плату. Если из этого списка устранить позицию «срок», то возникнет ситуация «купли-продажи». К глаголу арендовать легко присоединимы и другие семантические показатели: времени, места, причины и т. п. Но это общие, а не индивидуальные грамматические свойства глагола, т. к. любой глагол сочетается с этими определителями.
На материале РЯ Апресян составил список наиболее распространённых, высоковерятностных семантических В. (всего – 25 позиций – субъект, объект, место, время, причина, адресат и т. п.). Анализируя этот список, Апресян отмечает, что не все перечисленные позиции в одинаковой мере семантически содержательны. С другой стороны, список не полон, он может быть продолжен.
Решив вопрос о составе В., Апресян ставит вопрос об упорядочении в и расставляет порядковые номера с учётом синтаксической обязательности для каждого слова и естественного порядка появления в тексте.
П.: лечить – кто (субъект – 1), кого (объект – 2), от чего (второй объект – 3), чем (средство – 4).
В РЯ каждая валентность реализуется определённым морфологическим способом. Одна и та же В. при разных словах может выражаться разными средствами: «инструмент» - стрелять из ружья, процедить через марлю, резать ножом, тереть на тёрке.
И наоборот, одно и то же грамматическое средство при разных словах может выражать разные В .: строиться рабочими (субъект), резать ножом (инструмент), сорить деньгами (объект), подавиться костью (причина); трепыхаться на ветру (причина), жить на Кавказе (место), печатать на машинке (инструмент), отражаться на здоровье (объект).
Тема №3 «Простое предложение»
Прияткина язык. Синтаксис осложненного предложения. М., 1990. Главы 2,3.
Бабайцева язык. Синтаксис и пунктуация. М., 1979. С. 151-178.
Скобликова русский язык. Синтаксис простого предложения. М., 1979. С. 194-224.
. Синтаксис современного русского языка. М., 1973. С. 206-249.
Аспекты исследования предложения в русском синтаксисе
Современный период развития отечественного языкознания характеризуется разнообразием лингвистических теорий. Особенно интенсивно развивается синтаксис. В последнее время «героем» синтаксиса стал текст, но простое предложение было и остается основной единицей синтаксиса, так как именно в предложении находят выражение наиболее существенные функции языка: познавательная, экспрессивная и коммуникативная.
Этим объясняется и значение синтаксического анализа простого предложения при изучении синтаксиса и формировании пунктуационных навыков.
Одним из достижений современного синтаксиса является выявление и разграничение аспектов изучения синтаксических единиц, и прежде всего предложения. Одни аспекты связаны с семантикой предложения, другие – с их структурой (строением). Анализ современных теорий, а также внимание к русской классической синтаксической теории позволили выделить в синтаксической науке четыре основных аспекта синтаксических единиц: структурный, логический, семантический, коммуникативный. Наиболее доступными для наблюдений оказываются структурные свойства синтаксических единиц, в то время как семантические (смысловые) свойства, находящие выражение в средствах построения синтаксических единиц, являются глубинными.
Логический аспект изучения предложения
В логическом плане классики отечественного языкознания рассматривали проблему соотношения языка, мышления и бытия.
Наиболее существенной чертой предложения является его способность формировать и выражать мысль. Философы и лингвисты, разделяющие это положение, различают три вида мысли: мысль-сообщение, мысль-вопрос, мысль-побуждение. Различия этих видов мысли обусловливают особые структурные и семантические свойств предложений, выделяемых обычно по цели высказывания: повествовательных, вопросительных и побудительных.
История развития отечественного языкознания показывает, что философы и лингвисты настойчиво искали и ищут формы мысли, которые лежат в основе предложения; исследуют структуру, строение мысли, определяющей синтаксическую членимость предложений. Эта мысль получает разные толкования и названия у синтаксистов: у – суждение, у – апперцепция, у Шахматова – психологическая коммуникация. Эта проблема не утратила актуальности и сейчас.
Важно отметить, что ученые отмечают двучленный характер мысли, выражаемой в предложении, так как всегда есть то, о чем говорится, и то, что говорится. Современный синтаксис широко использует понятия логики: субъект, предикат, объект и другие. В логике субъект и предикат – компоненты структуры мысли. Именно в субъекте суждения чаще всего и находит словесное выражение предмет мысли (речи), признак которого выражается в предикате. Иногда логический термин «предикат» употребляется как синоним термина «сказуемое».
С логическим аспектом связано понятие «пропозиция». Это модель объективного содержания предложения, ситуации, события, некое «положение дел», обозначенной в речи. Пропозиция может иметь разные формы выражения: роза цветет, цветущие розы, цветение розы; девушка красива, девичья красота, красота девушки.
Логический аспект изучения предложения теснейшим образом связан с конструктивным синтаксисом, так как мысли отливаются в те или иные структурные схемы предложения и степень членимости мысли определяет степень синтаксической членимости предложения, является основой для выделения структурно-семантических типов простого предложения: двусоставных, односоставных, нечленимых и др.
Логический аспект позволяет выделить самый абстрактный компонент в языковой семантике простого предложения и его членов.
Структурный аспект изучения предложения
Внимание к структуре синтаксических единиц привело к появлению ряда направлений в современной лингвистике: конструктивный синтаксис, структурный синтаксис, статичный синтаксис, пассивный синтаксис и т. п. Специфику этих вариаций составляет внимание к строению синтаксических единиц, к выделению их структурных схем. Структурные схемы – это те типичные образцы (стереотипы), по которым в речи строятся единицы разных уровней синтаксической системы.
Например, по схеме «прил. + сущ.» могут быть образованы словосочетания: космический корабль, горная болезнь; по схеме «сущ. +сущ. в вин. П.» - полет в космос, поездка в горы.
Одной из задач конструктивного синтаксиса является составление полного («конечного») списка структурных схем синтаксических единиц, хотя до сих пор в лингвистике нет единства по вопросу о составе структурных схем, о принципах выделения строевых элементов.
Различные мнения по вопросу о составе компонентов структурных схем можно свести к двум точкам зрения: 1) структурная схема включает лишь предикативный минимум; 2) структурная схема включает семантико-структурный минимум. Первая точка зрения позволяет выявить более объективные компоненты структурной схемы, вторая – дает простор для более широкой трактовки понятия «компоненты структурной схемы».
Сравнительно небольшой период в развитии структурных направлений, представители которых резко отрицательно оценивали семантический аспект исследования синтаксических единиц и превозносили научную строгость структурных описаний, показал, что эта «строгость» была достигнута упрощением и схематизацией живого языка. Однако очевидно и то, что вычленение структурных схем заставило более детально рассмотреть механизм построения высказываний, усилить внимание к средствам, обслуживающим грамматические значения синтаксических единиц и их компонентов.
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 |



