Для понимания особенностей своего темперамента и личностного склада музыкантам могут помочь специальные психологические тесты и опросники, выявляющие характер реагирования человека в разных ситуациях. Тесты Айзенка, Кеттела, Люшера, Леонгарда, Тэйлора и некоторые другие, несложные в обработке и не очень громоздкие по объему, могут значительно облегчить проблему профессионального самоопределения молодого музыканта, помочь ему найти ту социальную нишу, в которой он сможет себя чувствовать наиболее уютно.

2. Тест Айзенка на выявление уровня нейротизма и экстраверсии

Предлагаемый тест Айзенка нацелен на выявление в личности уровня нейротизма и фактора экстраверсии-интроверсии. Люди с высоким уровнем нейротизма характеризуются как вспыльчивые, нервные, впечатлительные, беспокойные и тревожные. Лица с низким уровнем нейротизма отличаются уравновешенностью, невозмутимостью, высокой самооценкой.

Экстраверты отличаются общительностью, обращенностью во внешний мир, легкой приспособляемостью к социальной среде. Но они могут быть излишне импульсивны, поверхностны в чувствах и склонны совершать необдуманные поступки. Интроверты характеризуются обращенностью в свой собственный мир, замкнутостью, склонностью к уединению. Они мало общительны, но обладают настойчивостью, глубиной чувств и размышлений.

При сочетании интроверсии с высоким уровнем нейротизма не рекомендуются специализации, связанные с интенсивным общением с людьми. Здесь больше всего подходит исследовательская работа – теоретическое музыкознание, композиторское творчество, работа музыкального редактора.

При сочетании экстраверсии с высоким уровнем нейротизма предпочтительнее специализации, в которых человек может удовлетворять потребности в интенсивном общении. Это – работа в хоре, оркестре, ансамбле. Показана педагогическая деятельность, если уровень нейротизма не очень высокий.

Интровертам с низким уровнем нейротизма можно рекомендовать административную деятельность, связанную с организацией и управлением, исследовательскую и редакторскую работу, а также изготовление, ремонт и настройку музыкальных инструментов.

Экстраверты с низким уровнем нейротизма оказываются хорошими организаторами, дирижерами, концертными исполнителями.

Все эти рекомендации, однако, не надо понимать как нечто абсолютное. Можно найти много примеров из жизни, когда в результате самовоспитания и упорной работы над собой музыкант может компенсировать у себя многие недостающие психологические качества для выполнения той работы, которая ему нравится или которую ему приходится исполнять в силу сложившихся жизненных обстоятельств.

3. Тесты на выявление предрасположенности к занятиям в конкретных видах музыкальной деятельности.

Предлагаемые тесты направлены на выявление предрасположенности к занятиям в конкретных видах музыкальной деятельности. Совершенно очевидно, что качества личности, необходимые эстрадному исполнителю, могут оказаться необязательными для работы педагога или музыканта-теоретика, и наоборот. Так, для специализации в области сольной концертной деятельности важным моментом оказываются такие черты личности, как желание демонстрировать свои таланты перед публикой, стремление к тщательности отделки музыкального произведения, потребность в соревновании с другими. Для специализации в области педагогической деятельности наиболее важным моментом оказывается стремление к общению, любовь к детям, интерес к методикам обучения. Для дирижерской деятельности наиболее значимым оказывается умение организовывать и вести за собой коллектив, общительность, пластическая и мимическая выразительность в передаче характера музыкальных интонаций.

Для музыковедческой деятельности наиболее важным моментом оказываются способности к аналитическому и образному мышлению, умение передавать свои мысли и чувства хорошим литературным языком – так, чтобы потенциальные слушатели (знатоки и любители) захотели бы после знакомства с музыковедческим трудом еще раз непосредственно обратиться к музыке.

Для композитора самым важным будет стремление переводить свои жизненные впечатления на язык музыкальных образов, а не демонстрация своих возможностей, как это можно видеть у исполнителей, и не общение с другими людьми, как это можно видеть у педагогов и дирижеров.

По данным английских психологов А. Кемпа и П. Мартина, которые исследовали черты личности студентов музыкальных колледжей при помощи тестов Айзенка и Кэттела, для учащихся струнного отделения – скрипачей, альтистов, виолончелистов – оказались наиболее характерными такие черты, как интравертированность, застенчивость, самодостаточность. По данным Дэвиса, к этим характеристикам примыкает и повышенный уровень тревожности. У студентов, занимающихся на медных духовых инструментах, исследователи обнаружили невысокий уровень интеллектуальных достижений, малую чувствительность, зависимость от мнения группы, т. е. конформизм, тенденцию к соглашательству с другими.

Более разнообразные характеристики личностных черт были обнаружены при обследовании пианистов. Для них оказались свойственны экстравертированность, хорошее приспособление к социальным требованиям, консерватизм в привычках и взглядах, низкое рабочее напряжение, проницательность. Вокалисты, по данным Кемпа, имеют отчетливо выраженные черты экстравертированности, независимости от мнения окружающих, выраженную чувствительность, артистичность и утонченность натуры.

Для проверки своего психического самочувствия можно воспользоваться тестом Спилбергера на определение тревожности (см. тесты). Чем выше уровень тревоги, замеряемый тестом, тем меньше удовлетворенность жизнью и больше шансов заболеть какой-либо болезнью. При высоком уровне тревожности в исполнении часто страдает ритмическая сторона, а при публичном выступлении возможны нежелательные срывы. Высокая тревожность часто связана с повышенной эмоциональностью, что мешает способствовать композиторской деятельности, но мешает в исполнительской и педагогической работе.

Какими бы способностями ни располагал музыкант от природы, ему, как и каждому человеку, стремящемуся чего-то достичь в жизни, приходится прикладывать немало волевых усилий для преодоления барьеров внутреннего и внешнего плана. Но нередко, желая приобрести некоторые положительные психологические качества, человеку не хочется отказываться от своих недостатков, с которыми он сжился, и с которыми ему приятно и удобно жить. Преодоление лени, гневливости, застенчивости, расхлябанности в работе требует немалого труда, труд требует воли, а воля – большого желания. Первый шаг в воспитании желаемых качеств характера – осознание степени развитости волевых сторон личности. Тест поможет это сделать.

Размышления над тестами позволят учащемуся глубже проникнуть в особенности своей личности, облегчить нелегкий выбор профессионального самоопределения, глубже узнать сильные и слабые стороны своей личности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ:

Тест Айзенка на выявление уровня нейротизма и экстраверсии

Тест Шмишека на выявление акцентуаций личности

Тест на определение тревожности (по Спилбергеру)

Тест на выявление уровня сформированности волевых качеств личности

Тесты на выявление отношения к конкретной музыкальной деятельности:

I. Тест на выявление отношения к исполнительской деятельности

II. Тест на отношение к педагогической деятельности.

III. Тест на отношение к композиторской деятельности.

IV. Тест на отношение к дирижерской деятельности

V. Тест на отношение к музыковедческой деятельности.

Тема 10. Психологические основы музыкального обучения

Лекция 10. Психологические основы музыкального обучения

Цель занятия:

1. Освоить принципы основ музыкального обучения

Задачи занятия:

1.  Ознакомиться с личностными детерминантами обучения музыки.

2.  Овладеть гностическими методами работы с музыкальным материалом.

3.  Освоить методико-психологические принципы музыкального обучения.

Время: 2 часа

Вопросы:

1.  Личностные детерминанты обучения музыки. [2], [6], [9], [11], [50].

2.  Установка и ее функции в методике музыкального обучения. [2], [6], [9], [11], [50].

3.  Мотивация, как составляющая психологических основ музыкального обучения [2], [6], [9], [11], [50].

4.  Влияние особенностей музыкального материала на характер заучивания: сложность и значимость учебного материала. [2], [6], [9], [11], [50].

5.  Гностическая деятельность ученика и организации заучивания. [2], [6], [9], [11], [50].

6.  Психологическая характеристика методов обучения. [2], [6], [9], [11].

Литература:

[2], [6], [9], [11], [50]

Основная литература:

1.  Бочкарёв музыкальной деятельности. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г. — 352 с., илл.

2.  Гребенюк -виконавська творчість: Психолого-педагогічний та мистецтвознавчий аспекти. Нац. Музична Академія України ім. П. І. Чайковського. ‑ К.: НМАІ ім. П. І. Чайковського, 1999. – 271 с.

3.  Петрушин психология. – М.: Академический Проект; Трикста, 2008. – 400с.

4.  Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная /Пономарев Я. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. ‑ М.: Наука, 1990. ‑ 222 с.

Вспомогательная (дополнительная) литература:

5.  На путях к общей теории творчества. //Художественное и научное творчество: СПб. - М.; Музыка, 1972. - С.19-37

1. Личностные детерминанты обучения музыки.

Учебная деятельность обеспечивает не только усвоение знаний, овладение умениями и навыками, но и творческое применение их в новых условиях. В педагогической психологии дифференцируют термины «научение», «учение», «обучение».

Научением называют устойчивое изменение деятельности или поведения, которое возникает благодаря тренировке и не детерминировано врожденными физиологическими реакциями организма. Научение характерно не только для человека, но и для животных.

Учение — специфически человеческая деятельность, которая формируется на стадии развития у человека способности регулировать свои действия сознаваемой целью. Учение выражается в гностической активности.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20