Марк Голуб

Интервью

Марк Григорьевич Голуб дал мне свое подробное жизнеописание, написанное им по просьбе его брата для племянников. Поэтому я задала ему только те вопросы, которых в этом жизнеописании нет. Переходим к интервью.

Марк Григорьевич, скажите, у вас еврейское имя было?

Оно и сейчас есть. Я по паспорту Мордух. Это не совсем еврейское имя, еврейское имя Мордухай, но дело в том, что когда отец пошел меня записывать, то мама, это был уже 28-й год, мама не хотела, чтоб еврейское, хотела Марк. Так он решил сократить немножко, а сделать все-таки не Мордухай, а Мордух. Поэтому я по паспорту Мордух Гершкович.

Конечно, вы этого не можете знать, но, может быть, по рассказам родителей или бабушек, были ли погромы?

Были погромы, подробности не принято было говорить, были погромы. Они жили в местечке Ладыжин Винницкой области, и там во время гражданской войны, конечно, были погромы.

Но вашу семью они не?..

Во всяком случае, никого не убили, насколько я знаю. Может, что-то пострадали, но не слышал я, во всяком случае, никто из близких не погиб, это я бы знал.

Скажите, пожалуйста, во время революции ваши близкие еще жили в Ладыжине, да?

Да, в Ладыжине. Они переехали в Киев уже… Первым переехал, видимо, отец, что-то такое где-то в 24-25-ом годах. Потом постепенно переехали все остальные. Где-то наверно, к 30-му, к 31-му году уже все были в Киеве. Да, видимо, кончился нэп, началась… Наверно тогда переехали, вот.

Революция как-то сказалась на укладе жизни вашей семьи?

По-моему, нет, то есть как, в дальнейшем, конечно. Достаточно того, что тетка вышла замуж за украинца, это было нарушение устоев, и вторая тетка вышла замуж за украинца. Но с точки зрения дедушки, бабушки… Конечно, все это не могло не сказаться, особенно война, эвакуация. Но до войны уклад был такой, что придерживались традиций религиозных и обычных, так что думаю, что не очень.

А как восприняли революцию в семье?

Этого я не могу сказать. В семье бабушки я вообще не знаю, потому что там фактически одна бабушка, ну, братья ее, но как-то на эту тему не говорили. А как у дедушки? Видимо, с одной стороны погромы, а с другой – черта оседлости, но напрямую я не могу сказать.

А ваш отец как отнесся?

Не знаю, это было обычное изменение жизненной ситуации. Ну, конечно, после 37-го года было… Я знаю, что дядя, например, Сталина иначе как шистер не называл. Ну и тем более, у дедушки перед революцией было хозяйство, как-то, видимо, жили неплохо, дядя занимался, университет должен был кончать, у отца дела были, так что в общем… Не могу на этот вопрос ответить однозначно.

А семья была достаточно обеспеченной?

Я думаю, что было уже после нэпа. Я уже говорил, что у дедушки был лесной склад. Он скупал древесину и продавал ее местным крестьянам. Я так понимаю, что он был не богатым, но, во всяком случае, в пределах местечка он был зажиточным человеком. Перед революцией он получил участок под вырубку. Видимо, это было тоже в какой-то степени… И я понимаю, что в основном отец был деловым, потому что дедушка был не очень деловой человек, дядя тоже, он учился в университете, а отец был деловой человек, он мог бы сделать деловую карьеру. Ну потом, во время нэпа, у дедушки это дело продолжалось, его не успели экспроприировать, это было не такое крупное предприятие, чтобы… Ну, когда кончился нэп, экспроприировали, или он продал – никогда на эту тему не говорили, не слышал.

Ваши родители познакомились, вы говорили, что родители мамы снимали?..

Они познакомились, то есть отец знал мать со дня рождения. Я видел, была фотография, где мама и младший брат отца лежали, им было три месяца, примерно, или полгода. А потом как-то отец сказал, когда уже был 27-й год, ему было 32 года, надо было уже жениться, и он подумал, чего ему, собственно, искать где-то, если есть Соня, была красивая женщина, так что они знакомы были фактически со дня рождения.

Вы не знаете, это сватовство было?

Я думаю, что тогда уже не было… Что тогда он приехал, сделал ей предложение, не знаю, были ли там какие-то чувства. Во всяком случае, понимаете, что в местечке, это был 26-27-й год, никаких перспектив в местечке дальше, ей было 21, 22 года, а тут приехал достаточно обеспеченный знакомый, человек, которого она знала, подробностей я не знаю, но во всяком случае там, наверно, никакого сватовства не нужно было, он приехал, сделал предложение.

А поженились они в Ладыжине?

Не знаю, думаю, что поженились в Ладыжине, думаю, что там была еврейская свадьба, а потом отец жил уже в Киеве.

А на каком языке говорили в семье родителей отца?

Бабушка с дедушкой говорили смешанно. В основном между собой они говорили на идиш, а так вообще по-русски, особенно дедушка. Видно, по роду работы он все время сталкивался с покупателями, в основном покупали крестьяне, лес у него покупали. Во всяком случае, совершенно свободно владели русским языком, читали, писали. У нас в доме тоже говорили смешанно, по-русски, на идиш, переходили с одного на другой.

А с детьми, вот с вами, на каком языке?

По-русски. То есть говорили на идиш, когда я не должен был понять. Говорить я не научился, но понимать я все понимал. Это уже было детское любопытство. И вообще часто на слуху было, особенно в семье отца. Никто меня не учил, я просто так с детства освоил его.

А в доме родителей мамы?

У родителей мамы я не знаю. Дело в том, что дедушка умер, когда я был совсем ребенком.

Но мама знала идиш?

Представьте, я не знаю, писала ли она или нет, но, во всяком случае никогда не писала. Тетя Рива свободно писала на идиш. Ну, конечно, папа, дядя. Знал ли дядя Леня, я даже не знаю, ничего никогда не пользовался. Думаю, что мама наверно тоже писала. До войны, я помню, у нас было собрание сочинений Шолом-Алейхема на идиш, но я думаю, что его не читали.

Еврейские традиции после женитьбы родителей и переезда в Киев соблюдались?

Соблюдались, но точно я не могу сказать, как в семье, потому что на все традиционные праздники мы всегда ходили к бабушке, к дедушке, к родителям отца. Там эти обычаи соблюдались. После войны эти обычаи сохранялись у нас. Пока были живы бабушка и дедушка все было само собой, а после их смерти у нас всегда собирались на Пасху на Йом-Кипер обычно, собиралась вся мешпуха. В остальном они, конечно, не очень соблюдались. Ну, на Хануку пекли гументашен, традиционно. А так соблюдались, на Пасху всегда все было как положено. Ташес я, правда, не помню, чтобы я спрашивал, а остальное все соблюдалось.

А Шаббат?

Шаббат у бабушки с дедушкой соблюдался, а тут уже нет.

Ну, и кашрут, естественно?

Да, конечно. Бабушка с дедушкой соблюдали полностью. Больше того, мама любила свинину, и сейчас я каждый день беру на работу кусок сала, а в семье отца – никто, даже младший брат. Но это уже не в силу религиозных убеждений, а в силу традиций и привычки. Не ели свинину. Но на Пасху резали курицу у резника. Сначала на Бессарабке был, до войны, а после войны – на Подоле был резник. А так, в основном, конечно.

Маца была на Пасху?

Маца обязательно.

А где тогда мацу пекли?

Пекли где-то, я не знаю. Где-то пекли.

Синагога была закрыта?

Синагога работала. Какая-то всегда синагога была. Я помню, что с дедушкой я всегда был в одной синагоге. Это там, где сейчас кинотеатр «Кинопанорама». Перед синагогой Бродского там тоже была синагога, Купеческой она, по-моему, называлась. Я там когда-то с дедушкой был, 5 или 6 лет мне было.

А вы не помните, какие блюда мама готовила на Пасху?

Мама не особенно, бабушка. Ну, был, конечно, обязательно бульон с мацой, курица, бабка была из мацы, моцемейл и картофельная бабка. Не помню, что еще. На Пасху пища была традиционная.

Ханукегелд вам дарили?

Я не помню, но думаю, конечно, бабушка с дедушкой дарили ханукегелд.

Вы не помните, на чем мама готовила?

Это были примусы, «Грец», это тоже фирма такая же как и «Примус». «Грец представлял собой тоже керосинку, но в примусе открытое пламя, а «Грец» – такая металлическая коробка, внизу тоже был резервуар с керосином, выходили два фитиля которые зажигались, а сверху была подставка. «Грецы» любили даже больше. Они были более экономные, я не знаю почему.

Это все было на одно «посадочное место»?

На одно, конечно. На праздники, был и «Грец», и примус, включали и то и другое. У бабушки, правда, была печка. Она что-то готовила. Они жили в маленьком домике на… там где Дворец спорта. У них была печка, готовила она на печке. А дома у нас, здесь, в центре, только примус и «Грец». Было 11 соседей, выставляли все, кухня была большая, плита была бывшая, на этой плите стояли 10 «Грецев», 10 примусов.

А отапливали жилье?..

У нас было центральное отопление. Правда, в нашей комнате, по-видимому, когда-то это была гостиная, там был камин, шикарный камин с подкаминником. И раньше там, по-видимому, топили, потому что, у нас шикарный паркет был, на паркете были выжжены 4 дырки. Видимо, во время войны стояла «буржуйка». А камин был, была топка, железный лист, все. Мы им не пользовались, потому что было центральное отопление. У бабушки были печки топили печки. После войны у нас в доме, где мы жили, на Полевой, там тоже были печки, топили. Была печь между двумя комнатами общая печь, с двух сторон плитки, бабушка готовила себе, у нас готовили себе. Но тоже иногда пользовались примусом. «Грецем» после войны я что-то не помню. Но, в основном, готовили на плитах. Как только началась газификация в Киеве, это был примерно 47-48-й год, до 50-го, вот так вот началась газификация Киева, папа сразу же поставил у нас газовую плитку. Так что с 48-го, может, с 49-го пользовались уже газом.

А водопровод и канализация были?

До войны были. Это ж было в центре города, больше того, было даже переговорное устройство. В подъезде, внизу были трубы, выведены в квартиру, в дверь наружную тоже были выведены трубы, и приехавший гость, или кто хотел, говорил: «Это я, открывайте дверь». Пока он поднимался вверх, открывали дверь. В то время этим, конечно, не пользовались, но мы, мальчишки, переговаривались через эти трубы. И лифт был в нашем доме тоже. Эти дома были почти современного устройства. Хотя центральное отопление было проведено уже позже, наверно. Потому что когда настраивали эти кварталы, конец 19-го века, начало 20-го, лифт был, а центральное отопление делали уже позже. Внизу была котельная, а может, перед войной и ТЭЦ была.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23