Социально-экономическая обстановка требовала подготовки специалистов для различных сфер производства, поэтому в 1921 году была учреждена новая школьная система, предполагающая профессионализацию школы. В сельской местности получили распространение школы II ступени с сельскохозяйственной кооперацией. Если реорганизованная девятилетняя школа давала возможность учащимся либо реализовать себя в определенной профессии, либо продолжить обучение в высшей школе, то созданные в то же время школы крестьянской молодежи (ШКМ) ориентировали учащихся исключительно на труд в сельском хозяйстве (с 1923 г.). Задача этих школ определялась как подготовка культурных земледельцев и общественников-кооператоров. Закончив ШКМ, учащиеся могли продолжать обучение только в техникумах, поступление в высшие учебные заведения для них было невозможно. В учебный план, наряду с общеобразовательными предметами, был включен ряд специальных агротехнических дисциплин, а также обязательная сельскохозяйственная практика. Однако главной задачей школ крестьянской молодежи была подготовка деревенского «актива», агитаторов и руководителей «новой деревни». Поэтому особое внимание уделялось «общественно-практической» работе учащихся в совхозах и кооперативах. За 1924-1926 годы в Нижегородской губернии было создано более 500 ШКМ. Все блоки программы ШКМ были сориентированы на особенности и потребности именно той сельской местности, в которой существовала школа. Соответственно учащихся готовили к последующей деятельности в достаточно узком географическом, культурно-хозяйственном пространстве, формировался характерный для сельского района «тип крестьянской молодежи».
В связи с тем, что школа крестьянской молодёжи готовила учащихся именно к работе в условиях коллективного хозяйства и реализовывала сельскохозяйственную составляющую образования, XV съезд ВКП(б) в 1927 году (съезд коллективизации) директивно определил расширить сеть школ крестьянской молодежи, а XIII Всероссийский съезд Советов указал Наркомпросу на необходимость постепенного преобразования всех семилетних школ и школ 2-ой ступени в ШКМ. В соответствии с этим положением с 1928 года ШКМ приобретали характер общеобразовательной школы с агроиндустриальным уклоном. В реальности получилось, что сельскохозяйственная составляющая учебного плана школы крестьянской молодежи достаточно сильно преобладала над общеобразовательной.
Создание советской сельской школы потребовало коренного пересмотра подходов к содержанию и методам общего образования. С одной стороны, школа освобождалась от главного недостатка прежнего образования – отсутствия трудовой и социально творческой основы обучения и воспитания. С другой стороны, не оправдал себя и отказ от систематического и организованного обучения ради целей воспитания. Основные теоретические подходы к конструированию содержания образования сложились к 1923 году, когда в практику школы стали вводиться комплексные программы. Введение комплексного подхода, хотя и помогало установить связь между школой и будущей практической работой, однако не обеспечивало овладения обучаемыми системой знаний и формирования у них необходимых навыков, что отразились на качестве обучения. В 1927 году сельская школа вернулась к предметному обучению. Провозглашенный в 1918 году курс на приоритет воспитания в школе оказался неэффективным.
Осуществлению сложной триединой задачи трудовой школы – воспринимать учебные предметы через труд, учиться труду и одновременно овладевать идеями рабочего класса – должны были помочь новые методы и оргформы, такие как реализовавшиеся в практике школы-коммуны. В Нижегородской губернии школы-коммуны создавались с 1918 года и просуществовали до конца 20-х годов XX века. Целью организации коммун было создание образцов трудовой школы. Тем не менее, в самые первые годы после принятия концепции трудовой школы создать образцовые школы оказалось непросто. Наиболее удовлетворительной в 1920 году была признана только Нижегородская школа-коммуна. Из сельских школ-коммун, находящихся в уезде, наиболее благоприятной была оценена ситуация в Юринской школе. В качестве основных трудностей развития школ-коммун в Нижегородской губернии были отмечены: нищенское положение ряда школ; трудности «преодоления старого духа» (в Юринской, Работкинской школах).
Кроме сельскохозяйственного труда школьников, направленного на подготовку будущих грамотных тружеников села, в программу обучения в сельской школе входил труд в более широком значении понятия, определенном практикой дореволюционных, российских и западных, педагогов. Трудовое обучение школьников должно было строиться на основе политехнического обучения и быть направлено на формирование интереса и привычки к труду, развитие познавательной активности. В Нижегородской губернии в 1918 году на заседании учащих (о преобразовании училищ, введении ручного труда в школах и ликвидации частных школ) было решено ввести ручной труд в школах 1 и 2 ступеней как отдельный обязательный предмет. Но, оценивая впоследствии результаты внедрения трудового обучения в школах, отмечалось его слабое влияние на общую атмосферу школьной жизни.
В 1930-е годы сельская школа постепенно освобождается от функции трудовой подготовки молодежи. Произошло окончательное огосударствление школы (и педагогики) и формирование ее авторитарной воспитательной системы. С 1934 года начинается этап ликвидации различий в системах образования сельской и городской местности.
В годы Великой отечественной войны требовалось пополнение народного хозяйства рабочей силой. Учитывая обстановку, ЦК ВКП (б) и СНК СССР 17 сентября 1941 года приняли постановление об обучении сельскохозяйственным работам учащихся старших классов средних школ, техникумов и вузов. Целью нововведений было привлечение большего числа школьников к серьезному сельскохозяйственному труду в условиях нехватки рабочих рук. Воспитательные задачи сменились задачами сохранения хозяйственного комплекса области. Но именно в тяжелейших условиях войны на селе была создана школа сельской молодёжи, которая определялась как общеобразовательное учебное заведение в СССР для обучения без отрыва от сельскохозяйственного производства. В годы Великой Отечественной войны в силу внешних трагических причин был осуществлен наиболее полно принцип соединения обучения с сельскохозяйственным производством.
В первые послевоенные годы государство вернулось к реализации идеи всеобщего обязательного семилетнего образования. В первую очередь по причине того, что в сельской местности произошло серьезное уменьшение численности сельских школ. Но уже с 1958 году на основании «Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» законодательно закреплялась профессионализация общеобразовательной сельской школы и осуществление восьмилетнего всеобщего обязательного образования. Принятие этого закона объяснялось тем, что главным недостатком в деятельности общеобразовательной школы признавалась слабая подготовленность выпускников школы к практической деятельности. Сам по себе переход с семилетнего на восьмилетний всеобуч ничего не изменил в структуре системы образования. В то же время подготовка школьников к труду предполагала в это время овладение некоторыми трудовыми умениями и знаниями, нужными общественному производству, а также формирование ряда социально типичных личностных качеств.
С начала 60-х годов правительством был принят ряд мер, призванных улучшить условия образования сельских школьников. Реализовывались два направления в улучшении качества образования – создание сельских интернатов и организация подвоза сельских учащихся к школе. Эти положительные изменения в функционировании сельских школ сопровождались продолжающейся ликвидацией малокомплектных школ. С конца 60-х годов сокращение их общего количества стало устойчивой тенденцией. Профессиональная подготовка сельских школьников оставалась приоритетной в сельской системе образования. К 1961 году (III программа партии) в сельских средних школах готовили специалистов по 25 специальностям.
Еще один сложнейший период в деятельности сельских школ начался в 1969/70 учебном году в связи с массовым переходом начальной школы на трехлетний срок обучения. Основные трудности возникли именно в сельских малокомплектных начальных школах. Переход в сельской местности начальной школы на новый срок обучения осуществлялся по мере создания интернатов при восьмилетних и средних школах, организации подвоза детей к школе. При этом в 1970-х гг. сельская общеобразовательная школа стала получать значительную материальную поддержку от колхозов и совхозов, за счет которых велось строительство, организовывались мастерские, комплектовались библиотеки. Кроме того, к концу 70-х годов можно было констатировать, что переход к всеобщему среднему образованию в сельских районах был успешно завершен. Но не были решены следующие проблемы: недостаточным был охват выпускников 8-х классов 9 классами в сельских восьмилетних школах; не все учащиеся были к 1975 году обеспечены школьными интернатами и имели возможность доехать до отдаленных школ. Работа по рационализации сети школ приводила к перманентному сокращению числа сельских малокомплектных школ.
Высокую оценку в это время получает, прежде всего, деятельность школьных трудовых коллективов, и увеличение их числа рассматривается как важнейший показатель развития школьной системы. Школы при создании ученических производственных бригад ставили перед собой задачи подготовки школьников к профессиональной трудовой деятельности по тем специальностям, в которых нуждалось село, и как следствие закрепление молодежи в сельскохозяйственных районах. К числу принципиальных недостатков организации трудового и производственного обучения в сельских школах Горьковской области можно отнести то, что значительная часть работ школьников не имела педагогического значения. Задачи, которые ставились перед школами, не учитывали потребностей развития личности школьников, их социализации, удовлетворения познавательной активности. Образование обеспечивало конструирование личности, готовой подчинять свои интересы, свою жизнь интересам государства и общества.
Следующий период в деятельности сельской школы можно охарактеризовать как усиленное внимание к учебно-воспитательному процессу в сельской школе, признание «феномена» () малокомплектной школы. С 1979 по 1983 гг. в Горьковской области была начата реализация эксперимента по введению в производственную деятельность сельских школьников хозрасчета как еще одного способа содействия «закреплению молодежи на селе». Впервые он был осуществлен в Бутурлинской школе. В школах организовывались мероприятия, определяющие конкретный вклад учащихся в выполнение Продовольственной программы. Расширены были площади учебно-опытных участков, чтобы полностью обеспечить этими продуктами школьные столовые. Создавались в школах свои подсобные хозяйства по заготовке мяса. Хозрасчетная система была введена наиболее эффективным образом в Б. Тумановской, Н. Усадской, Абрамовской СШ. Многие выпускники этих школ связывали жизнь с сельским хозяйством. Однако оценка результатов трудового воспитания и производственной деятельности школьников в это годы опиралась на материальный критерий – зависела от суммы заработанных школьниками денег. В целом в Горьковской области к 1983 году 944 школы последовали примеру введения хозрасчета.
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 |



