Рост и роли международных организаций и расширение их компетенции представляют закономерное явление. Они становятся все более важным инструментом повышения управляемости международной системы, которое диктуется необходимостью решения глобальных проблем.

Немного теории. В общей теории права признано, что субъектом права является лицо, на которое распространяется действие его норм. Однако международное право – самостоятельная правовая система.

Поэтому понятия и категории, используемые в национальном праве различных государств, не всегда идентичны по содержанию понятиям и категориям международного права. Особенности международного права как особой системы права предопределяют специфику международной правосубъектности и в конечном итоге качественные характеристики субъектов международного права.

Необходимо заметить, что содержание термина «международная правосубъектность» в нормах международного права не раскрывается; существуют лишь теоретические конструкции, характеризующие юридическую природу, основания и пределы международной правосубъектности. В самом общем плане международную правосубъектность можно определить как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Содержание международной правосубъектности образуют основные права и обязанности такого субъекта, вытекающие из международно-правовых норм.

Международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. Соответственно существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).

Первичные субъекты международного права (государства и борющиеся нации) в силу присущего им государственного или национального суверенитета ipso facto признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях [1, c. 49].

Не существует норм, наделяющих правосубъектностью первичные субъекты международного права; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, в этом случае правосубъектность не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.

Юридическим источником правосубъектности для несуверенных субъектов международного права служат их учредительные документы. Такими документами для международных организаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами международного права (прежде всего первичными) в форме международного договора. Производные субъекты международного права обладают ограниченной правосубъектностью, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первоначальных субъектов.

Таким образом, объем и содержание правосубъектности производных субъектов зависят от воли первичных субъектов международного права.

Однако субъекты международного права не только имеют права и несут обязанности, вытекающие из международно-правовых норм, но и обладают двумя другими характеристиками, отличающими их от субъектов внутригосударственного права.

Субъекты международного права также:

1. являются коллективным образованием. Каждый такой субъект

имеет элементы организации: государство – власть и аппарат управления; борющаяся нация – политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях; международная организация – постоянно действующие органы и т. д. при осуществлении властных полномочий субъекты международного права относительно независимы и не подчинены друг другу. Каждый из них имеет самостоятельный международно-правовой статус, выступая в международных правоотношениях от своего собственного имени;

2. обладают способностью участвовать в разработке и принятии

международных норм. Договорная право-дееспособность составляет важнейший элемент международной правосубъектности. Субъекты международного права (в отличие от большинства субъектов права внутригосударственного) – не просто адресаты международно-правовых норм, но и лица, участвующие в их создании. Все субъекты международного права – одновременно субъекты одной из отраслей международного права – права международных договоров.

Только наличие всех трех вышеуказанных элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм; существование в виде коллективного образования; непосредственное участие в создании международно-правовых норм) дает основание считать то или иное образование полноценным субъектом международного права. Отсутствие у субъекта хотя бы одного из перечисленных качеств не позволяет говорить об обладании международной правосубъектностью в точном значении этого слова [1, c. 50].

Основные права и обязанности характеризуют общий международно-правовой статус всех субъектов международного права. Права и обязанности, присущие субъектам определенного вида (государствам, международным организациям и т. д.), образуют специальные международно-правовые статусы данной категории субъектов. Совокупность прав и обязанностей конкретного субъекта образует индивидуальный международно-правовой статус этого субъекта.

Таким образом, правовое положение различных субъектов международного права неодинаково, поскольку различен объем распространяющихся на них международных норм и соответственно круг международно-правовых отношений, в которых они участвуют [1, c. 51].

Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т. е. организациях, созданных первичными субъектами международного права.

Международная организация – учрежденная международным договором организация, призванная координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями [2, c. 19].

Комиссия международного права неоднократно обсуждала характерные черты правосубъектности организаций. Основное различие виделось в том, что если государства являются равноправными субъектами международного права, то организации представляют собой результат соглашения государств, который определяет их юридический характер, предоставляя каждой из них специфические полномочия.

В результате правосубъектность организаций оказывается различной. Особенность правосубъектность организации – в ее тесной связи с государствами-членами. Обладая самостоятельной правосубъектностью, будучи «отделена» от государств-членов, организация тем не менее «остается тесно связанной с входящими в нее государствами». Организации отличаются не только от государств, но и друг от друга [3, c. 59-60]. «Они отличаются по юридической форме, функциям, полномочиям и структуре…» [4, c. 13].

Неправительственные международные организации, такие, как Всемирная федерация профсоюзов, Amnesty International и др., учреждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами лиц) и являются общественными объединениями «с иностранным элементом». Уставы этих организаций в отличие от уставов межгосударственных организаций не являются международными договорами. Правда, неправительственные организации могут иметь консультативный международно-правовой статус в межправительственных организациях, например, в ООН и ее специализированных учреждениях.

Так, Межпарламентский союз имеет статус первой категории в Экономическом и Социальном Совете ООН. Однако неправительственные организации не вправе создавать нормы международного права и, следовательно, не могут, в отличие от межправительственных организаций, обладать всеми элементами международной правосубъектности.

Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе). В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.

В уставе организации определяются цели ее образования, предусматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в международном общении от своего собственного имени, а не от имени государств-членов. Иными словами, организация обладает своей собственной (правда, несуверенной) волей, отличной от воли государств-участников. При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т. е. она ограничена уставными целями и задачами.

Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Основные права международных организаций следующие:

·  право участвовать в создании международно-правовых норм;

·  право органов организации пользоваться определенными

властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

·  право пользоваться привилегиями и иммунитетами,

предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;

·  право рассматривать споры между участниками, а в некоторых

случаях и с не участвующими в данной организации государствами [1, c. 54].

Относительно правоспособности организаций участвовать в международных договорах Конвенция 1986 г. содержит следующее общее положение: «Правоспособность международных организаций заключать договоры регулируется правилами этой организации» (ст. 6). При первом взгляде на это положение может сложиться впечатление, будто общее международное право не имеет никакого отношения к правоспособности организаций, все решается правилами организации. Но это не так. Наличие в международном праве соответствующей нормы как раз и является юридической основой принципиальной возможности участия организаций в договорах. Что же касается правил организации, то ими определяются способность данной организации участвовать в договорах и ее объем. Иными словами, возможности участия организации в договорах определяются правилами организации. При этом у каждой организации свои правила, существенно отличающиеся друг от друга [3, c. 60].

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15