Скепсис членов ВТО по поводу совместной инициативы трех стран и ранее был очевиден. Европейский союз и Соединенный Штаты отнеслись к идее без всякого восторга. Глава ВТО Паскаль Лами был озадачен новаторским предложением России и поначалу даже затруднялся однозначно ответить, не противоречит ли совместная заявка правилам организации. «Процесс вступления не может начаться до тех пор, пока мы не получим необходимых разъяснений. Россия должна снабдить ВТО информацией о деталях и сущности таможенного союза. Мы должны понять, как он согласуется с организацией и ее правилами», — объяснил Йоханнессон.
«Жду от российской делегации конкретики на переговорах в четверг. То же касается Казахстана и Белоруссии. После встреч со странами Таможенного союза я должен проконсультироваться с действующими членами ВТО, особенно с самыми влиятельными участниками организации, и обсудить, стоит ли нам следовать в направлении, предложенном российской стороной», — заключил руководитель рабочей группы.
16 октября 2009 года ЕС выразил надежду, что Россия присоединится к ВТО в одностороннем порядке, то есть вне Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном. Позже на брифинге в Женеве представители России, Белоруссии и Казахстана заявили, что возобновят переговоры о присоединении к ВТО как отдельные государства, но будут вести их в тесном сотрудничестве.
Евросоюз (ЕС) надеется, что в России остается открытым вопрос о присоединении к Всемирной торговой организации (ВТО) в одностороннем порядке, то есть вне Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном. Такое заявление сделала торговый представитель ЕС Кэтрин Эштон. «Россия должна видеть, что стратегически лучше быть в ВТО. Это не помешает уже имеющимся отношениям с ее ближайшими соседями», — сказала она. На брифинге также сообщалось, что при этом Россия, Казахстан и Белоруссия по-прежнему ставят себе целью вступить в ВТО в составе Таможенного союза.
Специальный представитель Казахстана Жанар Айтжанова сказала, что из-за необходимости согласования таможенных тарифов Казахстан должен будет пересмотреть некоторые уже утвержденные договоренности, в частности, вернуться к вопросу о пошлинах [12].
В условиях глобализации, когда большинство товаров поступает на мировой рынок посредством торговли или благодаря собственному производству с использованием иностранных комплектующих, включение того или иного, вчера еще закрытого государства в ВТО - вопрос времени.
Казахстан должен войти в ВТО, как и все его основные торговые партнеры - Китай, Кыргызстан, Россия. Республика уже интегрирована в мирохозяйственные связи и, как член ВТО, должна использовать ее потенциал для улучшения своего статуса в сложившемся разделении труда, найти более достойную нишу в кооперационных связях и поставках. Присоединение к системе ВТО привлекательно тем, что дает возможность казахстанским предприятиям увеличить экспорт своей продукции и услуг на рынки стран-участников при размере пошлин и уровне обязательств, согласованных на Уругвайском раунде. Возрастут их возможности, извлекаемые из роста и большей стабильности мировых товарных рынков. Они приобретут большую защищенность в связи с предоставляемыми всем членам ВТО торговыми преимуществами.
Особенности структуры внешней торговли Стран СНГ обусловлены тем, что практически весь сырьевой сектор экономики имеет устойчивые рынки сбыта, а несырьевые сегменты начинают подниматься на косвенном государственном субсидировании в виде различных налоговых и тарифных льгот и защитных мер. Так, политика импортозамещения, которая при лоббировании государством нефтегазового, горнодобывающего машиностроения позволила в 2000-2001гг. загрузить сотни отечественных предприятий, в строгом смысле противоречит требованиям ВТО.
При вступлении в ВТО необходимо, чтобы товары, производимые в Казахстане, отвечали международным стандартам, переход к которым только намечается. Остро стоят вопросы конкурентоспособности отечественных товаров не только на внешнем, но и на внутреннем рынках.
Присоединение партнеров Казахстана по Таможенному союзу к ВТО требует внимательного изучения уже имеющегося опыта. Каков должен быть реэкспорт товаров из Кыргызстана, уже вступившего в ВТО, что ожидает Казахстан на российском рынке?
Россия существенно активизировала переговорный процесс вхождения в ВТО. Принятие условий этой организации повлечет структурные изменения в экономике. Расширяющиеся торговые отношения Казахстана с Россией будут во многом зависеть от того, какие отрасли - потребители казахстанской продукции поднимутся, какие будут вынуждены уступить свои позиции, каковы перспективы продвижения казахстанских товаров на российском рынке. Эти вопросы нуждаются в глубоком изучении.
Особого внимания заслуживают проблемы взаимоотношения внутри ЕврАзЭС. Беспокойство вызывают демарши российских товаропроизводителей по поводу:
- инициативы по началу антидемпинговых расследований на импорт казахстанского оцинкованного железа;
- выступления российских угольщиков на ограничение импорта экибастузских углей;
- бойкота на поставку трансмиссий для павлодарского трактора;
- нетарифных ограничений на поставку в Россию талдыкорганских аккумуляторов и т. д.
В то же время наблюдается довольно болезненная реакция на защитные меры со стороны Казахстана, продолжают действовать высокие транспортные тарифы на транзит казахстанских грузов и т. д. Нашим представителям в ЕврАзЭС следует занимать четкую защитную позицию и последовательно отстаивать национальные интересы.
Необходимо просчитать последствия от вступления в ВТО Китая. При вхождении Казахстана в ВТО ему необходимо открыть в полном объеме экономические, торговые границы для беспрепятственного продвижения китайских товаров, уже заполнивших казахстанский рынок.
Безусловно, и сам Китай открывает свой рынок, который оценивается в 2,7 трлн. долл., для зарубежных компаний, получив при этом постоянный режим наибольшего благоприятствования для продвижения своих товаров на емкие рынки США, ЕС, других членов ВТО. И если, по исследованиям Всемирного банка, 62% китайского экспорта в США и 48% - в ЕС подвергались нетарифным ограничениям, то после вступления в ВТО экспорт может возрасти вдвое и превысить 360 млрд. долл. Торговые отношения Казахстана и Китая приобретут новый характер, и отечественным товарам придется столкнуться с еще большей конкуренцией. Китай, контролируя 1/8 мирового производства одежды и обуви, получив свободный доступ на казахстанский рынок, может существенно ограничить подъем отечественной легкой промышленности.
Действия ВТО встречают трудности. Ряд влиятельных сил, лоббирующих интересы американских компаний, затягивают вопросы по антидемпинговым мерам, применяемым для ограничения закупок дешевой иностранной продукции. В мире развернулось протестное движение антиглобалистов. Это связано с тем, что товаропроизводители все более сталкиваются с международной конкуренцией, сопровождаемой сокращением объемов производства, увеличением безработицы. В последнее время усиливаются протекционистские меры.
Очевидно, что ВТО выгодно развитым странам, которые производят сверхконкурентоспособные товары, особенно в области высоких технологий, услуг. Эти страны настаивают "на справедливой конкуренции без дискриминации".
Высокие таможенные тарифы на промышленную продукцию являются дополнительным бременем для развивающихся стран, заставляя их ограничиваться развитием сырьевых отраслей экономики, консервируют сложившуюся систему международного разделения труда. Необходимо предотвратить раскол глобальной торговой системы на региональные конкурирующие группы, избежать усиления собственных интересов крупных стран в ущерб остальным, не допустить укрепления протекционистских мер, в результате которых могут пострадать бедные страны.
Под давлением развивающихся стран, которые выдвин стран согласились устранить барьеры на пути экспорта из беднейших стран мира, снизив пошлины на 48 наименований продукции с 10,6 в 1997г. до 6,9%. В то же время Индия, как одна из наиболее влиятельных 77 развивающихся стран в ВТО, настаивает на ускорении отмены Европейским союзом и США таможенных, ввозных квот на импорт тканей из развивающихся стран.
Промышленно развитые страны - члены ВТО для защиты внутренних рынков активно используют такой инструмент, как эскалация импортных тарифов, при которой повышение ставок адекватно степени переработки ввозимой продукции. Этот механизм позволяет даже при сравнительно невысоких в среднем таможенных барьерах эффективно защищать внутренние рынки продукции высокой степени переработки. Средние ставки на готовые изделия в странах-участницах соглашения ГААТ после Уругвайского раунда почти в восемь раз превышали ставки на ввозимое сырье.
К настоящему времени в ЕС 40% товарных позиций не будет облагаться пошлинами, в то же время максимальная ставка пошлины на промышленную продукцию составляют 79%, на сельскохозяйственную - 280%, в США соответственно - 121% и 440%. На практике этот разрыв еще более значителен, в США он достигает 28, в странах ЕС - 30 раз. В то же время значительная часть товаров примерно по 1,1 тыс. позиций ввозится в страны ЕС беспошлинно, т. е. имеет нулевые ставки. Главным образом, это сырье или продукция низкой степени переработки, получающие максимально благоприятный режим.
К наиболее жестко защищаемым от импорта секторам в большинстве стран-членов ВТО относится сельскохозяйственная и продовольственная продукция. Правила ВТО, регламентирующие торговлю сельскохозяйственной продукцией, до настоящего времени фактически не либерализованы. Аграрный сектор развитых стран защищен высокими, в отдельных случаях - сверхвысокими тарифами. Ряд продуктов облагается приемлемыми пошлинами в пределах установленных квот, при ввозе же товаров сверх квоты взимается запретительная пошлина. К примеру, пошлина на импорт сахара-рафинада сверх установленной квоты составляла в США 216%, в ЕС - 247%, в Японии - 252%, в Австралии - 53%.
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |



