Побудить ребенка к отказу от купания способны и юмо­ристические высказывания значимого для него взрослого такого типа: «Слишком чистого сороки-вороны унесут». Тог­да мыться — означает подвергаться риску быть унесенным большими страшными птицами. Особенно сильный страх может появиться, если ребенок уже видел вблизи этих птиц. Для того чтобы исправить ситуацию, важно раскрыть малы­шу смысл услышанного. Объяснить, что уносят в свои гнезда вороны только то, что блестит. Показать ребенку предметы блестящие и не блестящие, сравнить их. Пояснить, что, когда так говорят, то шутят, потому что отмыться до блеска невоз­можно.

Для прояснения подобной ситуации, возможно, потре­буется не один обстоятельный разговор. То, что ребенок снова и снова возвращается к одной теме, даже когда взрос­лому кажется, что все уже прояснилось, — хороший знак. Это показатель мыслительной работы: малыш обрабатывает информацию, адаптирует ее для себя, встраивает в свою кар­тинку мира.

Ребенок может не возражать против купания в целом. Ему могут не нравиться отдельные элементы процесса. Чаще всего возникают сложности с мытьем головы. Как правило, это связано с различными неприятными ощущениями: по­падание воды в уши, мыла в глаза и прочее. Хорошим сред­ством профилактики отказа купаться может стать «Мой-додыр» . Текст легко запоминается даже маленьким ребенком. Фрагменты из этого стихотворения можно цитировать применительно к различным «умыва-тельным» ситуациям.

Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист Чист, чист, чист, чист!

Или:

Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса...

На хорошее знание стихотворения «Мойдодыр» рассчитана следующая сказка-игра:

Как Зайка по утрам умывался

По утрам Зайка спешил прибежать к маме. Мама и Зайка очень любили такую игру. Мама начинала строчку из любимой Зайкиной книжки, а Зайка ее заканчивал. Например:

Мама: Ты один...

Зайка: Не умывался!

А заканчивается игра всегда одними и теми же словами: Мама: Вот теперь... Зайка: Тебя люблю я!!!

После этих слов Зайка с мамой обнимались, и Зайка бежал умы­ваться, потому что совсем не хотел «грязнулею остаться».

Теперь рассмотрим вопрос: что делать, если ни одна из вышеперечисленных причин не подходит для вашей ситуа­ции? В этом случае родителю нужно прислушаться к своим чувствам во время «купального противостояния» с ребен­ком. Если возникает чувство гнева (настойчивое желание обязательно искупать ребенка во что бы то ни стало), то, вполне вероятно, малыш борется с вами за право оставить за собой последнее слово. Когда родители отступают и от­кладывают водные процедуры — победа за детьми, когда вопреки их воле и желанию все-таки настаивают на сво­ем — победа за родителями.

Для ребенка, борющегося за власть, важно получить под­тверждение своей значимости. Если взрослый в этот момент начинает утверждать собственный «авторитет»: «Как Я ска­зал, так и будет!», развитие событий замыкается в порочный круг. Участников конфликтной ситуации постепенно охва­тывает азарт и пыл битвы, остановиться им уже довольно сложно. Убедиться в этом легко с помощью простого упраж­нения.

Упражнение на взаимодействие Два партнера, желательно равные по росту и весу, вста­ют друг напротив друга, вытягивают руки вперед, упираясь ладонями в ладони партнера. По команде они начинают да­вить ладонями, стараясь сдвинуть партнера с места. Мно­гочисленные эксперименты в студенческой и родительской среде показывают, что сначала упражнение воспринимается как спокойное руководство к действию, однако борьба затя­гивает, и очень быстро победить партнера становится делом чести. Если вдруг в процессе борьбы кто-нибудь из партне­ров отказывается от активных действий и уступает, второй партнер испытывает разочарование оттого, что борьба не может быть продолжена.

Это упражнение доказывает, что как только кто-то один уклоняется от борьбы, второму не с кем становится сражать­ся. Поэтому основная линия переориентирования борьбы за власть — это уклонение от этой самой борьбы, которое может достигаться различными способами, в том числе иг-ровой мотивацией: «Мы идем играть в чистые пятки и ко­ленки!» или «Мы идем купать любимую игрушку, которую брали на прогулку!».

Если родителям совсем сложно узнать, что произошло с ребенком на самом деле, можно попробовать рассказывать ему сказки, относящиеся к различным ситуациям, способ­ным вызвать отказ от купания. Когда малыш услышит сказ­ку, связанную с его собственными неприятными пережи­ваниями, он обязательно даст это понять взрослому. Это может быть даже прямая реплика-сопоставление: «Зайка поскользнулся в ванной, как я!».

Зайкины приключения в ванной

Обычно Зайка вставал раньше мамы и папы. Он тихонько играл в своей комнате, чтобы дать родителям поспать. Только это ему так казалось, что он играет тихонько. На самом деле, мама всегда слышала, когда Зайка вставал: негромко посту­кивали игрушки, поскрипывала дверь ванной, шумела вода. Это Зайка умывался.

Однако последние несколько дней по утрам было совсем тихо. Маме даже казалось, что она просыпается от тишины.

Зайка стал дольше спать, — сказала мама папе однажды утром.

Пойдем на него посмотрим, — предложил папа.

Папа с мамой заглянули в детскую. Зайка уже проснулся — он сидел на кровати, закутавшись в одеяло.

Зайка, ты проснулся? — удивленно спросил папа.

Да.

Почему ты тогда не умываешься и не играешь?

Ты боишься играть?

Нет.

Почему тогда не играешь? |

Чтобы играть, надо умываться. \

Ты боишься умываться? ]

Да.

Что случилось?

У меня в ванной неприятные приключения. Я туда не хочу больше заходить. I

Расскажи нам о своих приключениях, — мама с папой при­сели на кровать к Зайке.

Вчера, когда я пошел умываться, кто-то в ванной толк­нул мою ножку, и она поскользнулась. Чтобы не упасть, я оперся лапкой о трубу, а труба укусила горячим. Я испугался и открыл другой кран. На меня полилась горячая вода. Я больше умывать­ся не пойду IА значит, не смогу играть. Вот.

Тебе грустно от этого?

Да. Я хотел бы уже поиграть, мне скучно.

Хочешь мы твои приключения в ванной «переприклю­чим»?

Это как?

А вот как: они тебя испугали, а теперь мы их распугаем, и ты перестанешь бояться.

Это было бы здорово, — с сомнением в голосе сказал Зайка.

Идем, — позвал Зайку папа.

Зайка с опаской подошел к дверям ванной.

— Э, да тут кто-то убрал коврик с пола. Так здесь любой поскользнуться мог бы. Где наш коврик? Давай-ка его постелим. Смотри-ка, теперь совсем не скользко.

Папа потоптался по коврику.

Скользко?

Вроде бы нет, — Зайка робко вошел в ванную.

Что у нас дальше?

Горячая труба...

— Горячую трубу мы обмотаем полотенцем. Хотя, если в ван­ной не скользко, то хвататься за трубу незачем. Но на всякий случай обмотаем. Горячо?

Вроде бы нет, — Зайка с сомнением потрогал трубу. —- Можно умываться?

Ну, я не знаю... А вдруг польется горячая вода?

Зайка, ты же сказал, что перепутал краны, потому что испугался. Испугался, потому что схватился за горячую трубу, а перед этим чуть не упал. Теперь в ванной не скользко — это раз, труба не горячая — это два, значит, ты не испугаешься и не откроешь неправильный кран — это три!

Ура!!! — закричал Зайка. — Я умоюсь и пойду играть! Приключения «переприключились»!

Как в ванной поселилось чудище

Однажды в Зайкином доме появилось чудище страшное-пре­страшное. Поселилось оно в ванной комнате. Чудище было боль­шое-пребольшое, лохматое-прелохматое, синее-пресинее. Оно ле­жало на краю ванны и следило за Зайкой. Зайка, конечно, не знал этого наверняка, потому что глаз чудища из-за «лохматости» видно не было. Но что еще делать страшному чудищу, как ни охо­титься на кого-нибудь?

Зайка перестал мыть лапки и чистить зубки, для этого ведь надо было заходить в ванную. Мимо ванной Зайка пробегал очень быстро, зажмурив глазки, чтобы чудище не успело его схватить.

Мама ничего не знала о чудище. Поэтому ходила мимо ван­ной как ни в чем ни бывало. И даже заходила туда. Чудище на нее не нападало, наверное, потому что спало.

Как-то перед обедом мама заметила, что Зайка не вымыл лапки.

— Зайка, ты забыл вымыть лапки?

— Нет, — Зайка весь сжался, потому что знал, что сейчас мама отправит его мыть лапки, а в ванну заходить ни в коем случае нельзя.

— Беги, вымой лапки, Зайка!

Можно я на кухне вымою лапки? — шепотом спросил Зайка.

На кухне? Вымой, — удивилась мама. — А почему не в ван­ной?

Потому что... — Зайка набрал полную грудь воздуха. — Потому что там живет чудище!!!

, — Чудище?

— Да, чудище, страшное-престрашное, большое-пребольшое, синее-пресинее! Я его боюсь...

Давно ты его боишься?

Да, с позавчера...

С позавчера... — мама задумалась. — Надо посмотреть на твое чудище. Пойдем вместе.

Нет, мама, давай я тебя здесь подожду. А еще лучше, ты тоже не ходи, давай папу с работы подождем!

Я очень осторожно, одним глазком посмотрю, и вернусь, — успокоила Зайку мама.

— Я буду за тебя волноваться, — напутствовал маму Зайка.

Мама на цыпочках вышла из кухни. Зайка зажмурился, что­бы не так страшно было, и скрестил пальчики на лапке. Через минутку мама вернулась. Руки она держала за спиной.

— Мне кажется, чудище уже ушло. А тебе я хочу кое-что по­казать. Позавчера папа купил новую мочалку, большую-преболь­шую, синюю-пресинюю, мягкую-премягкую, удобную-преудобную. Я принесла ее показать тебе, — с этими словами мама показала руки из-за спины.

Зайка сначала зажмурился.

— Малыш, открой один глазок! Это в самом деле мочалка!

Зайка сначала робко приоткрыл один глазок. Вообще-то, Зай­ка смелый, поэтому он тут же открыл и второй глазок и увидел в руках у мамы самую настоящую мочалку, большую и синюю. Окон­чательно осмелев, Зайка дотронулся до мочалки пальчиком, а по­том потрогал и всей лапой.

Правда, мочалка!

Конечно, мочалка! Отнесем мочалку в ванну? Сможешь сам?

Смогу, конечно, — Зайка обрадовался, что чудища в ван­ной больше нет.

С тех пор Зайка всегда мыл лапы перед едой и чистил зубы ут­ром и вечером в ванной, потому что чудищ там больше не было.

Методические рекомендации. Родителям следует очень внимательно отнестись к детским вопросам, связанным с выходом из сложившейся ситуации или прояснением проб­лемы. Например, если малыш спрашивает: «А если бы чудо­вище было не синее, а зеленое, тогда Зайка испугался бы?», обязательно проверьте, нет ли в ванной необычно-непри­вычного зеленого предмета. «А через полотенце Зайка точно не обожжется?» — такой вопрос тоже косвенно указывает на то, в чем проблема. Взрослый, взяв вопросительную инициа­тиву в свои руки, может попробовать прояснить ситуацию уже для себя. Предложите ребенку поэкспериментировать в ванной: замотать трубу носовым платком, полотенцем для рук, банным полотенцем, затем сравнить полученные впе­чатления и сделать выводы, в каком случае Зайке можно не бояться.

Как одеться без капризов?

Иногда сложно представить, что раскапризничавшееся, не желающее одеваться чудовище и есть замечательное гла­застое чудо, которым вы восхищались всего десять минут назад. При этом не следует забывать, что слова «чудо» и «чудовище» — родственные, имеющие общий корень.

Научить 2-3-летнего ребенка с готовностью или даже самостоятельно одеваться и раздеваться — вполне посиль­ная и решаемая задача, требующая, однако, сил, фантазии и терпения. Здесь можно двигаться несколькими путями. Во-первых, полностью отпустить ситуацию, ведь когда-нибудь ребенок обязательно научится одеваться самостоятельно, уж к началу школьного обучения — совершенно точно. Во-вторых, прикрикивать на ребенка (или даже шлепать) при каждой оплошности. Этот метод довольно быстро даст свои плоды: чувство страха легко мотивирует ребенка, и он ско­ро станет дрессированным. Этот метод для тех, кто уверен, что научить дитя одеваться — это самое главное, при этом неважно, каким способом будет достигнута цель. И, наконец, в-третьих, можно проявить немного фантазии и творчески подойти к процессу обучения.

Сначала рассмотрим причины, по которым ребенок мо­жет отказываться одеваться.

Первым и самым простым объяснением может стать то, что ребенок еще не умеет этого делать. До определенного момента времени маме или папе проще самим одеть ребен­ка, чем ждать, пока он неумело и медленно будет пытать­ся сделать это сам. Затем, как правило, внезапно приходит осознание того, что малыш уже подрос, и ему пора бы уже одеваться самостоятельно. На ребенка обрушиваются су­ровые требования, а иногда даже нормативы по скорости одевания. В результате, получается, что еще вчера ребенок был одеваем заботливыми взрослыми, а сегодня к нему уже предъявляются самые строгие требования. Следовательно, капризничать в такой ситуации ребенок может от волнения и опасений ошибиться, а также от собственного бессилия.

В этом случае сказка может помочь ребенку освоить, на­пример, последовательность, а иногда и способ одеваемых вещей.

Зайка учится одеваться

Зайка сидел на полу очень грустный. Рядом с ним лежала куча одежды. Из нее торчали зеленые вязаные носочки, синие колготоч-ки, голубая водолазка, красный толстый свитер, серенькие шта­нишки, полосатая шапочка и клетчатый пуховичок.

Мама сказала, чтобы Зайка одевался, и положила рядом с Зайкой одежду.

— Заюшка, одевайся скорее, нам надо успеть забежать в ма­газин до закрытия.

— Хорошо, мама, — ответил Зайка. 1

Но сейчас Зайка чувствовал, что подводит маму. Он столько раз одевался вместе с мамой, что, казалось, он уже все про одева­ние знает. Все было так хорошо, когда мама подавала вещи по одной. Тогда, конечно, кто угодно оденется. А самому пока не по­лучается... «Мама занята, она не может подать вещи, но ведь она может мне подсказать, — подумал Зайка. — Ура!».

— Мама, что надо надеть сначала?

Сначала водолазку! — был ответ.

Голубую?

У тебя там много водолазок? —- Нет, одна, голубая.

Значит, голубую.

Стало понятно, что надо делать. Зайка вытащил из вороха вещей водолазку и надел ее. Получилось ловко: даже на спинке во­долазка не закрутилась. Зайка почувствовал себя увереннее.

Мама, а что после водолазки надевать?

Сначала снимай домашние штанишки.

Снял.

Теперь бери колготочки...

Синие?

Да.

Так Зайка надел синие колготочки, красный толстый сви­тер, серенькие штанишки, полосатую шапочку, клетчатый пу­ховичок и зеленые вязаные носки.

Когда мама вошла в комнату к Зайке, то очень удивилась.

— Как ты быстро оделся! Какой ты у меня уже взрослый! Молодец, Зайка!

Зайка весело засмеялся.

Теперь я знаю, что за чем надо надевать. И совсем сам могу одеться.

Ты у меня умница, — мама поцеловала Зайку в полосатую шапочку.

Методические рекомендации. Ребенка может пугать тре­бование одеться, потому что ему еще сложно выделить в этом комплексном действии подзадачи: что делать в какой последовательности. Если сначала просить ребенка надевать вещи по одной, дело обязательно пойдет быстрее.

Удостовериться, что ребенок имеет необходимые для оде­вания навыки (знает последовательность надеваемых пред­метов, их назначение, умеет надевать верно каждый из них), а также отработать и закрепить их поможет сказка-игра.

Гномик-щекотунчик помогает Зайке одеваться

Зайка очень любил ходить на прогулку. Гулять с мамой очень интересно. Мама знает столько увлекательных игр и занятий. Но прогулка — это отдельная история. Чтобы пойти гулять, необходимо одеться.

Одеваться Зайке тоже нравилось. Потому что одеваться — это интересно. Обычно Зайке приходил помогать одеваться ма­ленький гномик, который сидел на маминой руке. Но обо всем по порядку.

Перед прогулкой гномик заглядывал в Зайкину комнату и го­ворил:

Зайка, npueeml Ты готов одеваться?

Привет! — отвечал Зайка и весело смеялся.

Гномик приносил одежду, которую надо было надеть. Раскла­дывал ее по порядку.

Зайка, сначала давай наденем рубашечку! — гномик рас­правлял ее на Зайкиной спинке, а потом застегивал ее пуговицы своими смешными мягкими ручками. Мама тоже смеялась, когда гномик, все застегнув, начинал щекотать Зайку.

Теперь колготки! Где твои пятки? — колготки гномик помогал надевать тоже очень щекотно. Такие уж у него щекот­ные ручки!

Помогая надевать свитер, гномик ласково хватал Зайку за бочок. Когда дело доходило до шарфика, Зайка уже часто плачет от смеха.

Вот такое веселое дело — одевание.

— Разве кто-то может плакать, когда одевается? — удив­ляется Зайка. — Наверное, ему неправильно помогают. Надо пригласить в гости гномика-щекотунчика. Хотите, я своего в гости отправлю?

Теперь рассмотрим другой вариант: малыш уже совер­шенно точно умеет раздеваться быстро. Например, он спо­собен оперативно раздеться, когда хочет в туалет. Таким образом, малыш может выполнять требуемое действие, но только тогда, когда ему самому очень хочется или в случае крайней необходимости. Далее, вполне вероятно, что ре­бенка привлекают перспективы интересной прогулки или похода в гости, но процесс одевания кажется настолько не­приятным, что малыш готов пожертвовать привлекатель­ными мероприятиями, лишь бы только избежать нудного одевания. В этом случае необходимо сделать интересным собственно процесс одевания.

Как заинтересовать ребенка процессом одевания?

Поиграйте в прятки. Радуйтесь, когда из горловины вы­глядывают озорные глазенки: «Где же наш малыш? Да, вот же он!».

Представьте ручку малыша в виде поезда, который за­ходит в тоннель-рукав: «Ту-ту-ту!». Кулачок становится паровозиком. Также кулачок может стать мышонком, юркнувшим в свою норку.

Можно взять любимую игрушку (желательно, чтобы она имела отчетливо выраженные и гибкие лапы) и предложить ребенку одеться с ее помощью. Иногда бы­вает достаточно предложить позвать игрушку посмот­реть, как проходит одевание. Здесь важно не сорваться в нравоучение типа: «Вот позову сейчас Мишку, пусть он посмотрит, как ты не умеешь одеваться!». Лучше вы­держать дружеский тон: «Мишка придет поддержать, поболеть за тебя!». В этом случае ребенок приложит усилия, чтобы не ударить в грязь лицом перед мишкой. Не рекомендуется приглашать бабушек и дедушек, к со­жалению, им редко удается оставаться в роли поддержи­вающего, а не стыдящего персонажа. Хотя, конечно, это сугубо индивидуально, встречаются бабушки, к кото­рым приведенный комментарий не имеет никакого от­ношения.

Вспомните стихотворение С, Я. Маршака «Рассеянный с улицы Бассейной» и поиграйте в «рассеянного», зада­вая ребенку вопросы: «Куда же надеть носочки? Навер­ное, на ручки. Нет? А что на ручки надевают? Варежки? А носочки, наверное, на ушки? Нет? Как же разобрать­ся? Кто же поможет? Что надеть сначала: трусики и колготки?».

На начальном этапе обучения одеванию попробуйте поделить «работу»: мама надевает трусики на ножки, ребенок натягивает их на попку; мама продевает голов­ку в горловину и вставляет ручки в рукава, а малыш расправляет кофту на животике и т. д.

Проводите «цветные» дни, когда вся одежда на день под­бирается одного цвета, либо, наоборот, цвета не должны повторяться: если трусики желтые, то надевать при этом желтые колготки ни в коем случае нельзя.

Не упускайте возможности потренироваться на кукол­ках и зайчиках. Здесь можно проговаривать последо­вательность и логику одевания.

Для обучения самостоятельному одеванию необходимо взять одежду, которая нравится самому ребенку. Родители при этом должны располагать некоторым количеством сво­бодного времени: уроки одевания ни в коем случае нельзя проводить в спешке. Когда навыки одевания уже достаточно крепки, можно организовывать соревнования на скорость одевания среди членов семьи.

Одеваться — это интересно

Зайка! Нет ответа.

Зайка! Нет ответа.

Зайка, иди сюда скорее, пойдем собираться на прогулку! Гулять Зайка очень любил. На прогулке столько интересного!

Можно с горки кататься. Можно лопаткой снег копать. Мож­но по ледяному лабиринту бегать. Можно снег в кучи сгребать, в дворника играть. Можно на санках кататься. Можно маму катать. Да много чего еще можно делать интересного!

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11