2.2.1. Аномальные нуклеозиды.

К аномальным нуклеозидам относятся рибавирин, ацикловир, валацикловир, фамцикловир и др. При острых респираторных инфекциях применяются редко (например, рибавирин), т. к. имеют побочные эффекты, основная точка приложения данных препаратов – ВИЧ-инфекция, герпес, вирусный гепатит и другие вирусные инфекции, при которых данные препараты являются незаменимыми.

2.2.2. Интерфероны.

       Интерфероны применяются при многих вирусных инфекциях, наибольшую чувствительность к интерферонам имеют вирусы гриппа, риновирусы, менее чувствительны - аденовирусы.

Интерфероны делятся на две группы: первая – интерферон человеческий, к которой относятся гриппферон, лейкинферон и т. д., и вторая группа - интерферон человеческий рекомбинантный альфа 2 – реаферон, интерферон человеческий рекомбинантный альфа 2, виферон, реколин и другие препараты. Данные препараты применяются с целью профилактики и лечения острых респираторных инфекций.

2.2.3. Индукторы эндогенного интерферона.

       Индукторы интерферона применяются при различных вирусных инфекциях, в том числе и при острых респираторных инфекциях. Индукторы эндогенного интерферона бывают природного происхождения (например, ридостин, кагоцел и др.) и синтетического происхождения (амиксин, циклоферон, арбидол и др.). Эти препараты применяются как для профилактики, так и для лечения острых респираторных инфекций.

       Необходимо отметить, что способность индуцировать продукцию эндогенного интерферона имеют ряд препаратов (особенно, которые оказывают спазмолитическое действие), а именно: амиодарон, интенкордин, курантил, папаверин, теофиллин, дротаверин, бендазол и другие фармакологические препараты.

       Препараты интерферонового ряда у беременных женщин применяются, только по жизненным показаниям.

2.3. Дополнительная этиотропная терапия.

       При присоединении вторичной бактериальной микрофлоры или при обострении хронических очагов инфекции показано назначение антибиотиков (например, антибиотики из группы макралидов).

3. Средства симптоматической терапии:

3.1. Анальгетики-антипиретики.

       При симптоматической терапии острых респираторных инфекций, в качестве жаропонижающего средства, целесообразно использовать парацетамол или комбинированные препараты с включением его как антипиретика.

3.2. Антиконгестанты.

       Препараты с сосудосуживающим действием для уменьшения отека слизистой оболочки носа. К антиконгестантам относятся (по мере убывания эффективности): галазолин (ксилометазолин), нафтизин (санорин, нафазолина нитрат) и фенилэфрин (фенилэфрина гидрохлорид). Эти препараты обладают альфа-адреномиметическими свойствами и поэтому не должны назначаться пациентам с синдромом артериальной гипертензии, тиреотоксикозе, глаукоме, атеросклеротических заболеваниях, аритмиях, гипертрофии предстательной железы и др.

3.3. Противокашлевые средства.

       Противокашлевые фармакологические средства классифицируются по механизму их действия. Препараты центрального действия делятся на наркотические (этилморфина гидрохлорид или дионин, кодеин) и ненаркотические  (глауцина гидрохлорид или бронхолитин: комбинация глауцина гидрохлорида и эфедрина гидрохлорида, тусупрекс), а также периферического действия (либексин).

3.4. Отхаркивающие и муколитики.

       К этой группе фармакологических средств относятся такие препараты, как ацетилцистеин (АЦЦ100, АЦЦ200, Мукобене и др.), карбоцистеин, геделикс, амбраксол (лазолван, амбрасол, флавамед), экстракт солодки, экстракт алтейного корня, настойка эвкалипта и другие лекарственные препараты.

3.5. Антигистаминные препараты.

       Антигистаминные препараты могут применяться с целью уменьшения отека слизистой оболочки верхних дыхательных путей путем блокады Н1-гистаминовых рецепторов. Часто в комбинированных препаратах (антигриппин) применяется препарат первого поколения димедрол (дифенгидрамин), который обладает седативным эффектом и не подходит для применения лицам с профессиями, которые требуют большого внимания и быстрой реакции, а также этот препарат противопоказан при ряде заболеваний (гипертрофия предстательной железы, закрытоугольная глаукома, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, беременность и период кормления грудью, эпилепсия и др.). Поэтому необходимость применения антигистаминных препаратов должна быть взвешенной, и если эта группа препаратов показана, то лучше с этой целью применять фармакологические средства, которые не обладают седативным эффектом (терфенадин, кларитин и др.).

3.5. Иммуномодуляторы.

       Большая группа препаратов, которые имеют различное происхождение. Наиболее важными являются препараты из эхинацеи (иммунал, иммунорм и еще более 200 препаратов), эти препараты обладают иммуностимулирующим, лейкопоэтическим действием и слабым противовирусным действием. Однако вопрос об эффективности данных препаратов остается дискутабельным, кроме того, существуют серьезные ограничения в применении этих препаратов (например, аутоиммунные заболевания, беременность и кормление грудью, заболевания печени, туберкулез, лейкозы, рассеянный склероз и др.).

       Препараты тимического происхождения, такие как Т-активин, тималин, вилозен и другие обладают эффектом повышения противовирусной резистентности, которое наблюдается максимум 2-3 недели. Однако далее наступает состояние, которое квалифицируется как «эффект реверсии» ( и , 2004), что характеризуется повышением восприимчивости человека к вирусам, которые вызывают острые респираторные заболевания, что не позволяет рекомендовать данные препараты к использованию.

       

Перечень препаратов является неполным, и комплексная терапия пациентов с острыми респираторными инфекциями зависит от конкретной клинической ситуации, что требует от врача амбулаторно-поликлинического звена персонального и творческого подхода к конкретному пациенту.

Особое внимание врача должно привлечь наличие сопутствующих заболеваний и факторов риска осложненного течения острой респираторной инфекции, что может отразиться не только на лечении, но и на тактике ведения.

Необходимо отметить, что не все препараты должны назначаться каждому пациенту с острой респираторной инфекцией, а должны назначаться в соответствии с показаниями и противопоказаниями.

Показания к госпитализации

а) Общие показания:

тяжесть состояния больного, подозрение на развитие осложнений, сочетание острой респираторной инфекции с декомпенсированными или субкомпенсированными хроническими заболеваниями, пожилой возраст пациента.

б) Эпидемиологические показания:

невозможность постоянного ухода и наблюдения за пациентом, невозможность изоляции пациента из закрытых и организованных коллективов (проживающие в общежитиях, домах престарелых, военнослужащие и тд.).

Медико-социальная экспертиза

При легком течении острой респираторной инфекции сроки временной нетрудоспособности составляют не менее 6 суток, при средней степени тяжести не менее 8 суток, при тяжелом течении  не менее 10-12 суток.

При развитии осложнений экспертиза временной нетрудоспособности проводится, учитывая характер присоединившегося осложнения.

Реабилитация

Реабилитация больных острыми респираторными заболеваниями проводится в условиях отделения реабилитации поликлиники или непосредственно участковым терапевтом (врачом общей практики). Показаниями к направлению в отделения реабилитации являются: обострение сопутствующей патологии, наличие осложнений (пневмония, бронхит, отит, синуситы и т. д.), выраженный астенический синдром и т. д.

Проведение комплекса реабилитационных мероприятий обусловлено тем, что в ранний период выздоровления возможно развитие ряда осложнений и полная работоспособность восстанавливается через 3-4 недели после заболевания.

Диспансеризация

При неосложненном течении острых респираторных инфекций диспансерное наблюдение не проводится.

Диспансеризация больных острыми респираторными инфекциями проводится при наличии осложнений и в сроки, которые предусмотрены по каждому конкретному заболеванию, сроком от 1 до 12 месяцев.

Профилактика

Профилактические мероприятия при острых респираторных заболеваниях сводятся к следующим мероприятиям:

изоляционные (пациенты с острыми респираторными инфекциями должны быть изолированы), режимно-ограничительные (мероприятия по соблюдению карантина в лечебно-профилактических организациях), санитарно-гигиенические (у пациентов с острыми респираторными инфекциями должна быть отдельная посуда и предметы личной гигиены, должна проводиться дважды в день влажная уборка помещения, проветривание помещения), вакцинация (разработана для гриппа), медицинский персонал, обслуживающий пациентов с острыми респираторными заболеваниями должны носить маски.

ОСТРЫЙ ТОНЗИЛЛИТ

Острый тонзиллит - острое инфекционное заболевание, имеющее преимущественно стрептококковую этиологию, характеризующееся лихорадкой, синдромом общей инфекционной интоксикации, воспалительными изменениями в лимфоидных образованиях глотки (преимущественно в небных миндалинах) и регионарных к ним лимфатических узлах.

Острый стрептококковый тонзиллит сопровождается развитием аутоиммунных процессов, которые без этиотропного (противострептококкового) лечения, могут приводить к развитию гломерулонефрита, ревматической лихорадки, инфекционно-аллергического миокардита и другим иммунопатологическим состояниям.

Этиология

Главным этиологическим фактором, который вызывает развитие острого тонзиллита, является бета-гемолитический стрептококк группы А. На долю данного представителя микрофлоры приходится 74-98 % заболеваемости. Реже этиологическими факторами возникновения острого тонзиллита могут быть:

    стрептококки группы С, G и F (2-8 % случаев), конгломераты стрептококков из различных групп, золотистый стафилококк обуславливает 5-7 % случаев заболеваемости острым тонзиллитом, редко острый тонзиллит может вызываться Streptococcus pneunmoniae, Haemophilus influenzae, Corynebacterium haemolyticus.

Патогенетические механизмы при остром тонзиллите

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10