Утвержден Указом Президента Республики Казахстан от «» 2016 года № |
Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года
1. Введение
Система государственного планирования Республики Казахстан предусматривает реализацию стратегических планов развития
Республики Казахстан на 10 лет для реализации долгосрочной Стратегии развития страны.
Для реализации Стратегии «Казахстан-2030» была разработана и реализована первая пятилетка Стратегического плана развития
Республики Казахстан до 2020 года. За годы реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года нивелированы последствия мирового финансового кризиса 2007-2009 года, достигнута положительная динамика социально-экономического развития страны, улучшена ситуация в сфере развития человеческого капитала, обеспечены межнациональное согласие, национальная безопасность и стабильная политическая ситуация.
Принятие Стратегии «Казахстан-2050», Концепции по вхождению
в число 30 самых развитых государств мира, Плана нации – 100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ, новой экономической политики «Нұрлы жол» требуют пересмотра подходов по реализации стратегических задач на среднесрочную перспективу.
Кроме того, изменение геополитической и экономической реальности в мире, связанное с завершением мирового сырьевого «суперцикла», снижением темпов роста мировой экономики и кардинальными технологическими изменениями, обусловило новые вызовы и риски для устойчивого развития страны.
Новые стратегические задачи и быстрые изменения в мировой экономике требуют системной корректировки и адаптации среднесрочных национальных действий к новым условиям.
В этой связи, в целях учета новых стратегических задач, а также глобальных вызовов, проведения последовательной и устойчивой политики достижения долгосрочных стратегических целей развития страны разработан Стратегический план развития страны до 2025 года (далее – Стратегический план 2025).
2. Анализ текущей ситуации
За годы реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года достигнута положительная динамика социально-экономического развития страны.
Предпринятые меры позволили за 6 лет достичь реального роста ВВП на 34,9%. Сохранена макроэкономическая стабильность, в 2010-2014 годы уровень инфляции был сдержан в прогнозируемом коридоре 6-8%, но в 2015 году из-за девальвации на фоне сильных внешних шоков инфляция повысилась до 13,6%.
Объем международных резервов страны, включая средства Национального фонда, составил более 90 млрд. долларов США и увеличился на 50% от ВВП.
Росту обрабатывающего сектора способствовала реализация программ поддержки и стимулирования. Так, реальный прирост валовой добавленной стоимости обрабатывающего сектора за 2010-2015 годы составил более 31,8%, в то время как в горнодобывающем – 9,7%. Постепенно решается проблема энергоемкости экономики, которая за 5 лет снизилась на 28,2%. Производительность труда в обрабатывающей промышленности выросла на 9% и составила более 33 тыс. долларов США/человек в 2015 году.
В результате мер по улучшению бизнес-среды за 5 лет доля малого и среднего бизнеса в ВВП увеличилась на 7,6 процентных пункта и составила 24,9% в 2015 году.
Существенные улучшения произошли в сфере образования. Так,
за 2010-2015 годы охват детей в возрасте 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением вырос до 81,6%, в возрасте от 1 до 6 лет – до 53,8%. Постепенно решается проблема аварийных и трехсменных школ.
В сотрудничестве с ведущими университетами и учеными мира успешно функционирует «Назарбаев университет». Также 9 казахстанских ВУЗов
в 2015 году были отмечены в рейтинге лучших университетов мира QS WUR.
Сформирована единая национальная система здравоохранения. За пять лет ожидаемая продолжительность жизни казахстанцев увеличилась на 3 года и составила 72 года в 2015 году, уровень материнской смертности снизился более чем в 3 раза по сравнению с 2009 годом, младенческой смертности – почти
в 2 раза.
Обеспечены межнациональное согласие, национальная безопасность и стабильная политическая ситуация.
В целом, принятый в 2010 году Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года выполнил свою задачу, стабилизировав ситуацию и обеспечив рост экономики после мирового финансового кризиса 2007-2009 годов.
Вместе с тем, текущая ситуация характеризуется сохранением ряда внутренних вызовов и рисков.
Во-первых, наблюдается слабость рыночных институтов. Высокая доля присутствия государства в экономике и монополизация ряда секторов государственными и частными компаниями ведут к ограничению конкуренции и затрудняют развитие малого и среднего бизнеса.
Во-вторых, сохраняются сырьевая модель роста и высокая зависимость от экспорта сырьевых товаров (71,6% от общего экспорта). Валовый приток прямых иностранных инвестиций в добывающий сектор составляет 60,3% от всех прямых иностранных инвестиций. Производительность труда в секторах экономики отстает от сопоставимого уровня стран ОЭСР.
В-третьих, наблюдается неустойчивость финансового сектора. Продолжающаяся нестабильность банковского сектора после мирового кризиса 2008-2009 годов, высокий уровень долларизации и ограниченный доступ к долгосрочной тенговой ликвидности снижают эффективность финансирования реальной экономики.
В-четвертых, отмечается дисбаланс на рынке труда. Сохраняется дисбаланс между уровнем подготовки кадров и реальными потребностями рынка труда, уровень подготовки кадров не соответствует требованиям экономики, образовательные услуги требуют повышения качества. В структуре занятости сохраняется высокая доля неформальной занятости и самозанятого населения.
В-пятых, все еще имеют место инфраструктурные ограничения. Региональная инфраструктура, обеспечивающая движение товаров, трудовую миграцию и тесное экономическое сотрудничество между регионами, ограничивает потенциальный рост страны.
В-шестых, наблюдаются региональные дисбалансы, неравномерное социально-экономическое развитие регионов. Растет отток рабочей силы и ресурсов из «отстающих» регионов в процветающие центры. При этом, рост численности городского населения не сопровождается созданием качественных рабочих мест и социальной инфраструктуры.
В-седьмых, необходимо отметить избыточность государственного регулирования. Забюрократизированность государственного регулирования ведет к сохранению высоких административных издержек для предпринимательства. Сохраняется неудовлетворенность качеством государственных услуг.
3. Анализ глобальных тенденций
Новая глобальная геополитическая и экономическая реальность формирует глобальные вызовы, характеризующиеся следующими факторами:
1. Завершение эпохи «больших скачков», переход на умеренные темпы роста мировой экономики и мирового потребления.
Наблюдается замедление темпов роста мировой экономики, в том числе в Китае до 4-5 % в год в среднесрочной перспективе. По апрельскому прогнозу Международного валютного фонда мировой рост в 2016 году составит 3,2%, что представляет снижение на 0,2% по сравнению с прогнозом Международного валютного фонда в январе 2016 года. Прогнозируется, что рост в странах с развитой экономикой будет по-прежнему на низком уровне и составит примерно 2%. В условиях замедления роста мировой экономики сжатие рынков сбыта для казахстанского экспорта будет носить долгосрочный характер.
Еще одним фактором является завершение «суперцикла» сырьевых цен, в среднесрочном периоде отсутствует перспектива восстановления цен на углеводородное сырье и металлы. За последние годы цены на нефть снизились более чем в 3 раза с пиковых значений, 115 долларов США в июне 2014 года до 28 долларов США в феврале 2016 года. Кроме того, снизились цены на металлы (алюминий на 11%, цинк на 20%, железо на 43%).
Экономические локомотивы Азии – Китай и Индия – возвращают свои позиции, которые занимали двести лет назад, когда Китай производил около тридцати процентов, а Индия – около пятнадцати процентов мировых материальных ценностей. Эти две страны к 2025 году могут обогнать ВВП всех прочих экономик, за исключением экономики США и Японии, но они будут по-прежнему отставать в доходах на душу населения еще несколько десятилетий.
В течение нескольких ближайших десятилетий по прогнозам Всемирного банка число людей, которых считают «средним классом по мировым меркам», увеличится с 7,6 % до 16,1 % от мирового населения.
2. Трансформация мирового технологического уклада
Появляются новые индустрии и технологии, происходит массовая цифровизация, которые кардинально меняют экономические и бизнес-процессы. В ответ на эти тренды ведущие страны и компании принимают стратегии технологической модернизации промышленности. В свою очередь, новые технологии способствуют повышению производительности труда и снижению затрат. Также современные технологии в основном направлены на снижение нагрузки на окружающую среду, энергоемкости производства. В этой связи, в развитых странах повсеместно закрываются традиционные энергоемкие производства.
Растет спрос на «зеленые» технологии и мероприятия по повышению энергоэффективности. В сфере возобновляемой энергетики радикально снижается стоимость новых технологий. Таким образом, за счет снижения трудозатрат и повышения экологичности происходит «деоффшоризация» промышленного производства.
3. Новые глобализационные процессы и внешние риски
В настоящее время формируется новый этап глобализации, когда развитые страны стремятся выйти на траекторию роста за счет повышения производительности, развития новых секторов экономики и расширения географии их размещения. Особенно высокими темпами происходят глобализация финансовых рынков, в том числе интернационализация китайского юаня. Наблюдается усиление турбуленции на валютных рынках ведущих мировых экономик. Для защиты национального производства многие страны прибегают к валютному и торговому протекционизму.
При этом, конкуренция переходит от межстранового уровня к уровню между региональными интеграционными объединениями. Усиливается конкуренция между развитыми и развивающимися странами. При этом, увеличивается конкуренция за рабочие места и рынки сбыта. В этой связи, в мире наблюдается неконтролируемый рост миграции из развивающихся в развитые страны.
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |



