Нередко предполагается, что современные ИТ существенно изменят цели обучения и соответствующие им ценностные ориентации. По мнению ряда специалистов, например, технологический прогресс шаг за шагом ведет и человечество в целом, и отдельного человека к организации высокоэффективной «искусственной памяти». Как легко предположить, она будет более надежной и куда более обширной, нежели хранимый каждым из нас запас сведений. Кроме того, ей надлежит быть легкодоступной: обращение к такой памяти не должно отнять больше времени и усилий, чем поход в современный архив или библиотеку либо телекоммуникационное соединение с электронным архивом/библиотекой. Крайне существенно при этом реализовать упрощенный, интуитивно понятный интерфейс, т. е. язык и процедуры формулирования (при необходимости — и переформулирования) запроса и выбора вполне адекватного (иногда пользуются и более сложной терминологией — релевантного или пертинентного) ответа. Этот интерфейс должен быть понятен и детям, и старикам, и малообразованным, и высокообразованным слоям населения, а еще желательно, чтобы он адаптировался к стилю и тематике запросов регулярных пользователей.

Стернберг и Е. Григоренко также полагают, что «запоминать скоро вообще будет необязательно. Обилие и доступность таких намного более эффективных хранилищ информации, хотим мы того или не хотим, шаг за шагом отстраняет человеческую память от должности хранилища и источника информации» (Стернберг, Григоренко, 1997. С. 186-187). Конечно, данные авторы признают, что никто не станет мешать ближнему по-прежнему накачивать себя знаниями и превращаться в «ходячую энциклопедию». Тем не менее подходы к образовательному процессу существенно изменятся: поскольку нужную информацию можно будет получать в полном объеме и за короткий срок, от человека будет все в большей степени ожидаться способность творить новое, т. е. «умение придумывать и создавать» (там же). Функция же запоминания массивов информации все в большей степени будет смещаться на периферию учебного процесса.

Хотя дискуссии о роли ИТ в развитии творческих способностей продолжаются, один существенный аспект уже выступает вполне отчетливо. Дело в том, что использование ИТ трансформирует традиционные сферы творческой деятельности. Например, компьютерная графика или анимация существенно видоизменяют работу художника. Работая без красок и холста, можно не только создавать изображения, но и заставлять их двигаться, периодически видоизменяться, превращаться в нечто наподобие скульптурных «мобилей».

Эта новая сфера художественного творчества привлекает все большее количество детей и подростков. Естественно, и взрослым не мешает обратить внимание на этот набирающий популярность вид творчества. В 2001 году Воронежский педагогический университет объявил конкурс детского художественного творчества в трех номинациях: традиционная живопись, графика и рисунок (формат — не более листа А4), а также фотография, компьютерная живопись и графика. Присланные обычной или электронной почтой произведения размещались на сервере, а победители определялись посредством анонимного голосования посетителей сервера в течение января 2002 г.

По мнению , «компьютерная графика в своих многообразных формах может стать необходимым звеном для наиболее эффективного приобщения ребенка к общечеловеческой сокровищнице искусства» (Концевой, 2001, с. 207). Полноценное понимание технически сложных произведений искусства (прежде всего — визуального) не может быть достигнуто, как считают виднейшие педагоги, без хотя бы начального уровня познаний относительно техники его создания. Так что даже ориентированные на школьников младших классов и потому довольно примитивные программы компьютерной графики способствуют приобретению навыков и познаний, призванных помочь детям оценить, как именно выполнены профессиональные произведения искусства — скульптуры, кинофильмы, живописные картины, произведения дизайна и т. п.

Кроме того, посредством Интернета будущие художники (а вместе с ними все желающие) могут «посетить» знаменитые музеи, ознакомиться с хранящимися в них творениями искусства, узнать о судьбе художников и истории создания их произведений, выяснить мнения критиков и т. п. Анализ отечественных ресурсов в области изобразительного искусства представлен в недавней публикации Л. Сукиной (2002). На электронную рассылку новостей в сфере живописи, скульптуры, архитектуры и сетевого искусства можно подписаться по адресу. Имеются и другие информационные источники, адаптированные к интересам разных категорий любителей искусства.

А конкурсы компьютерной графики привлекают даже тех детей, которые не владеют красками, карандашом и кистью. Один из победителей такого конкурса, 12-летний (ныне, правда, уже подросший) в разговоре с нами отметил: «На мои рисунки карандашом никто не стал бы смотреть. В своем воображении я могу рисовать прекрасные картины, но руки не слушаются меня. Компьютер дал мне возможность показать другим людям то, что раньше пряталось у меня в душе». То же самое могли бы сказать многие дети и подростки, увлеченные музыкой, литературой, художественным или документальным кинематографом. А если они овладеют еще и научной терминологией, то выскажутся примерно в таком духе: «Сегодня Интернет представляет собой не просто область, расширяющую возможности искусства, источник создания специальных эффектов для кино и музыкальной индустрии, но и альтернативную среду, способную по-новому реконструировать культуру и творить собственное искусство» (Шлыкова, 2002. С. 218).

Вместе с тем поглощенность исключительно компьютерной музыкой, графикой или анимацией может впоследствии обернуться для незаурядно художественно одаренных детей жизненной неудачей. Ограничивая свои интересы электронными формами искусства, они зачастую не уделяют должного внимания освоению традиционной техники. В итоге они окажутся зависимыми от темпов технического прогресса; если вообразить (как ни затруднительно это представить), что темпы эти когда-либо замедлятся, то подросшие вундеркинды в силу «технических причин» не сумеют реализовать свои творческие замыслы, требующие все новых форм выражения. В то же время реализовать их традиционным путем — ведь как-никак искусство шире, нежели электронное искусство — они также не сумеют из-за пробелов в освоении традиционной техники.

Не следует полагать, что разговор о детской креативности не должен затрагивать привычных школьных предметов либо специализированных предметов, связанных с курсом информатики в школе. Одно из диссертационных исследований, в котором участвовали дети младшего школьного возраста, выявило следующее: «Занятия по специально разработанному курсу «Основы компьютерной грамотности» оказали наиболее ярко выраженное позитивное воздействие на развитие не отдельных мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации, а на осуществление сложного для данного возраста процесса объединения отдельных объектов в вербальной и числовой последовательности по единственно общему существенному признаку, служащему основой формирования абстрактных понятий. Это позволяет предположить, что подобные компьютерные технологии могут поднять мышление пользователя на качественно новый уровень. Это, на наш взгляд, даст ему возможность более гибко ориентироваться в нестандартных ситуациях и проявлять в процессе их решения креативность» (Дроздова, 1998. С. 21). Так что ИТ — неплохое подспорье для творчества, но при этом творческие решения никак не могут ограничиваться применением одних лишь компьютеров или других элементов ИТ (Дайсон, 1998).

Какую бы значительную роль ни играли современные ИТ в развитии и проявлении одаренности, родителей и учителей всегда будет интересовать вопрос о влиянии ИТ на процесс обучения, главным образом школьного. Вопросам этим нет конца.

Перспективы использования ИТ в образовании: трудные вопросы

Вот, к примеру: облегчают компьютеры и другие виды ИТ жизнь школьника или же, напротив, усугубляют учебную перегрузку — а ведь она и так вызывает серьезную озабоченность у родителей, педагогов, представителей школьной администрации, медиков и психологов? Удастся ли — а если да, то когда это произойдет, — повысить эффективность учебы и качество обучения за счет применения ИТ? Каковы близкие и отдаленные последствия широкого (а нередко и бесконтрольного) применения ИТ в образовании? С какого возраста следует начинать целенаправленно обучать детей работать на компьютере и пользоваться ИТ? Это далеко не полный перечень проблем, волнующих как специалистов, так и неспециалистов...

Волнений и впрямь немало. Немаловажно, что количество посвященных данной теме публикаций в научной периодике от года к году резко увеличивается, да и специализированных журналов становится больше. В подавляющем большинстве таких публикаций, однако, специфика обучения одаренных детей не затрагивается.

В связи с задачами обучения одаренных учащихся определенные надежды часто связываются с развитием дистантного, или дистанционного, образования. От традиционно практиковавшегося в былые годы заочного образования оно отличается активной опорой на современные ИТ, обеспечивающие мгновенную обратную связь, групповые формы обучения и работы над учебными проектами, применение мультимедийных учебных продуктов и т. п. (Могилев и др., 1997; Семенов, 2000; Хуторской, 2001).

Многие специалисты полагают, что с развитием данной формы образования многие проблемы, связанные с обучением одаренных школьников, получат адекватное разрешение. Так, ожидается, что будет повышен уровень индивидуализации обучения. Или же удастся сблизить условия обучения в мегаполисах, наукоградах и университетских центрах, с одной стороны, и в малых городах или в сельской местности — с другой стороны, а в результате для детей и подростков отпадет необходимость разлучаться с семьей на время обучения в специализированных школах-интернатах для одаренных.

Радужные перспективы несколько маскируют ряд потенциально негативных сторон дистантного образования. К примеру, мотивация учения довольно часто оказывается недостаточно сильной, а в итоге заканчивают курс, т. е. выполняют все промежуточные задания и сдают финальный экзамен сравнительно немногие из приступивших к учебе. В настоящее время внимание специалистов сосредоточено главным образом на педагогико-дидактических аспектах данной формы обучения, а психологические проблемы, тем более негативного характера, пока что отодвинуты на второй план. Однако это продлится недолго, и такого рода проблемы, коли они присутствуют, непременно заявят о себе. Трезвый анализ уже накопленного опыта не позволяет пройти мимо подобного «негатива» — более того, открывается поле исследовательской и практической работы над исправлением вскрытых недостатков, а значит, и над совершенствованием систем дистантного (или дистанционного) образования (Аст-ляйтнер, 2000).

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7