Особое внимание уделялось восстановлению конного поголовья, наиболее пострадавшего в ходе военных действий и оккупации. В приказе наркомата зерновых и животноводческих совхозов СССР от 01.01.01 г. была отмечена необходимость быстрейшего восстановления коневодства в областях, освобожденных от немецко-фашистских оккупантов, разграбивших и истребивших поголовье скота и разоривших ценнейшие рассадники племенных лошадей. В целях увеличения поголовья лошадей, улучшения их содержания было решено обязать совхозы, у которых было более 20 кобыл, иметь своего жеребца-производителя; улучшить кормление коней, используя для этого фуражное зерно; обеспечить поголовье конных ферм утепленными конюшнями. В совхозы освобожденных областей было решено завести жеребцов и обеспечить проведение случек кобыл. В целях оздоровления конного поголовья от заразных и заболевших животных, широко распространившихся в период оккупации, в месячный срок проводился ветеринарный осмотр оставшегося поголовья лошадей и организовывалось их лечение[268].

Практические результаты реализации указанных задач отличались по совхозам в зависимости от уровня организации и ответственности руководителей и трудовых коллективов. Отдельные совхозы сумели добиться заметных успехов и выполнить возложенные на них обязательства. Например, среди совхозов Ставрополья отличился свиносовхоз «Коммунар», который к 1 июля 1943 г. добился выполнения полугодовых планов сдачи мяса государству на 119% при фактическом выполнении 476 ц, молокосдачи на 193 % (193 ц). Обеспечение выходного поголовья скота составило по свиньям 3328 голов или 101% к плану, по крупному рогатому скоту 254 головы (103,7%), по лошадям 99 голов (101%). Совхоз обеспечил также выполнение плана сбора грубых кормов. Сена было собрано 16000 ц, вместо 14155 ц по плану или 114%, соломы 17500 ц вместо 15000 ц или 117%. За достигнутые успехи краевой трест совхозов премировал месячным окладом директора совхоза , старшего зоотехника Нуц, старшего ветврача [269]. В области сдачи государству мясо-молочной продукции также отличился Виноделенский мясосовхоз, выполнивший планы по сдаче шерсти на 102%, мяса на 285%[270].

В Краснодарском крае по итогам работы в 1943 г. совхоз Березанский перевыполнил план по развитию животноводства, добившись прироста крупного рогатого скота на 147% к плану, свиней на 200%, овец на 105%, лошадей на 113%, сдавший государству 694 т мяса, что составило 101%, молока - 2260 тыс. л (140%), шерсти - 22,87 т (115,7%)[271]. Высоких результатов также достиг совхоз «Кубань». Одной из причин успешного выполнения плана стала инициатива комсомольцев совхоза, которые взяли шефство над молочно-товарной фермой, где содержалось 570 голов крупного рогатого скота. За короткий срок они добились значительного повышения удоев и процента жирности молока. Кроме того, комсомольцы организовали кормление молодняка и навели образцовую чистоту в помещениях[272].

К декабрю 1943 г. по сравнению с ситуацией, сложившейся после оккупации, поголовья скота в совхозах Краснодарского края увеличилось: по крупному рогатому скоту с 9780 до 15552 головы (рост 159%), свиней с 5962 до 14647 голов (245,7%),овец с 16202 до 20392 головы (125,8%)[273]. В процессе восстановления разрушенных объектов в совхозах первостепенное внимание уделяли строительству и ремонту помещений для скота. Среди построенных и отремонтированных в 1943 г. в совхозах Кубани 182 различных производственных и жилищно-бытовых строений, 139 составляли объекты животноводческого профиля[274].

Вместе с тем, в большинстве совхозов Кубани и Ставрополья к концу 1943 г. были сделаны лишь первые шаги по восстановлению животноводства. В совхозах региона, как и в целом по стране, наблюдался медленный рост поголовья скота и сохранение его низкого качества. Несмотря на принятые меры, за прошедшее после оккупации время в совхозах произошел падеж большого количества крупнорогатого скота, свиней и овец[275].

В совхозах Ставропольского края пало 9,7% крупнорогатого скота и 2,7% были вынуждено прирезаны, взрослых овец соответственно 20,1% и 2,3%, ягнят 22,7% и 1,9%. Особо высокий отход овец был допущен в таких совхозах как Янпульский, «Заветы Борцов», Ульяновский, Айгурский и Кавказский. Деловой выход ягнят на 100 маток по совхозам треста составил лишь 49 голов. В зимовку гг. 20 тыс. голов овец заразились чесоткой[276]. Неудовлетворительно проходила работа по восстановлению конного поголовья, в том числе, возобновлению деятельности племенных коневодческих ферм, проведению ремонтных работ в конюшенных помещениях, заготовке кормов[277].

Подобные явления в деятельности совхозов Краснодарского края привели к невыполнению плановых заданий поставок государству мясо-молочной продукции. Неудовлетворительно проходила сдача совхозами и колхозами края шерсти. По большинству районов края к ноябрю 1943 г. плановые показатели не были выполнены[278]. Полноценному ремонту и утеплению помещений для скота препятствовала острая нехватка леса, гвоздей, стекла, кровельного материала[279].

В тяжелых условиях после окончания оккупации проходила деятельность плодоводческих совхозов. К числу отрицательных факторов относились разрушение материально-технической базы, острая нехватка рабочих, уничтожение значительной части садовых насаждений, необходимость заниматься производством других видов сельхозпродукции. Например, в Сочинском совхозе имени Ленина в 1943 г. работало лишь 42% из необходимого числа рабочих, имелся только один автомобиль, при полном отсутствии других сельхозмашин. Совхоз не мог выполнять необходимые агромероприятия ввиду полного отсутствия минеральных удобрений и химикатов. Кроме того, перемещение по территории совхоза воинских частей привело к уничтожению предназначенной для скота травы, вытаптыванию саженцев и земляники. В результате совхоз по большинству видов продукции не смог выполнить плановые задания. Так, производство сливы составило 32 % от плана, земляники – 7%, яблок не было получено совсем ввиду неурожая. Лучше обстояло дело с производством персика и фундука. Ввиду таких неблагоприятных обстоятельств убытки совхоза по итогам 1943 г. составили около 46 тыс. руб.[280].

Разрушительные последствия немецко-фашистской оккупации тяжело отразились на производственной деятельности одного из крупнейших в стране плодоводческого совхоза «Сад-Гигант» Славянского района Краснодарского края, земельная площадь которого составляла 5337 га. В результате больших разрушений основных средств, а также грабёжа имущества совхоза и частичного уничтожения плодовых насаждений, отсутствия борьбы с сельхозвредителями урожай плодов в 1943 г. был самый низким за все годы деятельности совхоза, что привело к значительным убыткам и расстройству финансового хозяйства совхоза[281].

В то же время в некоторых плодоводческих совхозах процесс восстановления происходил сравнительно быстро. Например, коллектив кубанского совхоза «Агроном», несмотря на понесенный во время оккупации значительный ущерб, сумел успешно выполнить весенний сев и собрать обильный урожай плодов – 163 % от установленного плана. Добиться таких высоких результатов удалось, прежде всего, благодаря эффективной организации и напряженному труду работников совхоза, которые большинство операций выполняли вручную. По свидетельству управляющей отделением № 2. Т. Донец «главное в том, что после разрухи, нанесённой фашистами, удалось воспитать такой большой крепкий коллектив, которому не страшна самая большая работа, самая ответственная задача»[282].

Острый недостаток в рабочей силе, составляющей 56,5% от плана, побудил совхоз принять большое количество временных работников, мобилизованных из города, в основном, за счёт учащихся средних школ. В среднем в совхозе работало 71 мобилизованных горожан. Однако эта рабочая сила за некоторым исключением была мало производительна, так как ученики работали не полный рабочий день и в большинстве не выполняли установленных норм выработки[283].

В связи с этим, постоянные работники совхоза выполняли двойную нагрузку, за счет чего сумели достичь высоких результатов. К концу года число стахановцев и ударников в совхозе достигло 147 человек, т. е. около половины всех работников. В качестве примеров передовиков производства можно привести садоводов , выполнившую норму на 162,8 % , (149 %), ёву (133 %), трактористку Н. Головань, сумевшую выработать за сезон 255 га, комбайнёра , убравшего за сезон 337 га колосовых и подсолнуха, старшего конюха , восстановившего до работоспособного состояния из истощённых и больных 14 лошадей[284].

Быстрое строительство консервного завода позволило к концу 1943 г. переработать 320 т плодов и произвести для армии около 200 тубов банок консервов, содержащих джем, повидло, компоты[285].

В тяжелых условиях происходило также восстановление табаководческих совхозов Краснодарского края: Абинского, Горяче-Ключевского, Курджинского, Комсомольского, Пшехского и Апшеронского. В первые месяцы после оккупации, вернувшиеся в совхозы работники, приводили в порядок жилые и производственные постройки, подбирали по полям и дорогам, брошенные негодные трактора и части к ним, ремонтировали сельскохозяйственный инвентарь, в лесах подбирали брошенных больных, раненых и истощённых лошадей.

Всего за девять месяцев 1943 г. табачными совхозами было собрано и отремонтировано 47 тракторов, приобретено и собрано 14 автомашин, 68 лошадей, 473 голов крупного рогатого скота, 95 свиней, 300 овец. Одновременно проводились сельскохозяйственные работы – посадка табака, огородно-бахчевых культур и заготовка сена. Несмотря на предпринятые усилия, коллективы совхозов не сумели добиться высокого урожая табака и других культур, а также снижения их себестоимости.

В связи с этим, высев табачных семян был произведен в поздние сроки. Рассада выращивалась без рам на заражённой и истощенной питательной среде. Средства борьбы с болезнями и вредителями рассады в совхозах отсутствовали. В силу этих причин, а также в условиях сильной засухи летом 1943 г. был получен низкий урожай при высокой себестоимости табачной продукции[286]. В результате все табачные совхозы, кроме Абинского, имели в конце 1943 г. недостачу оборотных средств, которая в целом составила 593,9 тыс. руб.[287].

Следует отметить, что процесс восстановления совхозов проходил во многом за счет сохранения низкого прожиточного минимума работников совхозов. Абсолютно большая часть произведенной продукции шла в счет государственных поставок. Продолжала сохраняться низкая заработная плата.

Сопоставление численности работников совхозов, фонда зарплаты и среднегодовой зарплаты отдельных групп работников можно проанализировать на примере кубанского совхоза «Агроном»[288]:

Группа

работников

Средне-списочное число за 1943 г.

Фонд зарплаты

тыс. руб.

Сред. годов. зарплата работников (руб.)

План

Факт

В %

План

Факт

В %

План

Факт

В %

Постоянные рабочие

301

161

53,5

820,0

368,0

44,9

2724

2286

83,9

Сезонные и временные

130

80

61,6

341,7

149,5

43,7

2628

1870

71,2

Ученики

25

25

100

66,0

3,6

5,6

2640

1440

54,5

ИТР

30

21

70

212,6

184,9

87,0

7087

8805

124,1

Служащие

27

16,5

61,1

97,6

71,1

72,8

3615

4309

119,2

МОП

21

16

76,1

25,5

20,7

81,1

1215

1292

106,3

РЖВО

23

19

82,6

46,5

32,9

70,8

2022

1732

85,0

Итого

557

316

56,5

1609

830,7

51,6

Нет

Нет

Нет

По нашим подсчетам среднемесячная зарплата постоянных рабочих составляла 190 руб., инженерно-технических работников – 733 руб., служащих – 359 руб. Установление годовой заработной платы средне-списочного рабочего ниже плана объяснялось такими причинами как отсутствие в совхозе квалифицированных кадров и недовыполнение плана по производительности труда. В среднем, каждым рабочим совхоза было выработано за год по 269 дней или 89,7% плана. В то же время достижение среднего заработка инженерно-технических работников выше плана было связано с отсутствием в течение года сравнительно низкооплачиваемых работников: ветфельдшера, химика-лаборанта, экономиста по труду, а также начислением премии за выполнение и перевыполнение плана производства в сумме 31371 руб. Средний заработок по группе служащих превысил план начисления так же ввиду получения премии в размере 7044 руб.[289]. В случае отсутствия данных премий средняя зарплата инженерно-технических работников составила бы 646 руб., а служащих – 337 руб. (подсчитано нами – Д. П.).

Размеры заработной платы могли возрастать во время проведения полевых работ, что, прежде всего, касалось оплаты труда механизаторов. Например, максимальный дневной заработок тракториста Газырского совхоза весной 1943 г. на севе, пахоте и бороновании составлял 30-40 руб., средний – 15-20 руб.[290]. Это означало, что в случае ежедневной высокопроизводительной работы тракторист мог получить за месяц максимальную сумму в 1200 руб. Достичь такого результата могли только отдельные механизаторы.

Следует отметить, что реальная зарплата работников совхозов была меньше бухгалтерских данных, ввиду отчисления по налогам, фактически обязательного участия в покупке облигаций военных займов и других акциях по оказанию помощи фронту и нуждающимся категориям населения. Например, работники совхоза «Кубань» уже в первые месяцы после освобождения на свои средства собрали и послали воинам Красной Армии посылки общим весом в 1 т[291]. В октябре 1944 г. на первой краевой профсоюзной конференции рабочих Юга было принято решение организовать в одном из районов Ставрополья детский дом для детей, чьи родителя погибли на фронтах Отечественной войны, за счет участия в этом деле совхозной общественности. Основной формой этого участия должно было стать отчисление 1% с зарплаты ежемесячно с работающих в совхозах Ставропольского края [292]. Таких примеров выделения коллективами совхозов собственных средств на различные нужды в годы войны было немало.

Низкий прожиточный уровень не позволял в достаточной степени обеспечивать семьи работников совхозов продуктами питания. О несоответствии размеров заработной платы и действующих на колхозных рынках региона цен на продовольственные товары свидетельствуют данные по Сталинскому району Краснодарского края в апреле 1943 г. На местном колхозном рынке 1 кг леденцов стоил в это время 580 руб., 1 кг сахара – 650 руб., 1 кг мёда – 500 руб.[293]. Не трудно убедиться, что у большинства совхозных работников не было финансовой возможности покупать эти и другие продукты.

В то же время в отличии от колхозников денежная форма оплаты труда работников совхозов предоставляла им большие возможности в приобретении товаров широкого потребления. Еще одним важным преимуществом работников совхозов являлась возможность получения продуктов питания через централизованные фонды снабжения. В соответствии с дифференцированным принципом снабжения работники совхозов получали в день 600 г хлеба, а их иждивенцы – 400 г. Нормы сахара и кондитерских изделий составляли соответственно 600 и 400 г в месяц[294]. Руководство совхозов согласно установленному порядку направляло в исполкомы местных Советов депутатов трудящихся списки работников на получение карточек. Например, дирекция Тульского совхоза №10 Адыгейской автономной области подготовила в конце 1943 г. список рабочих в количестве 159 человек на выдачу хлебных карточек[295].

В особенно напряженные периоды нормы снабжения пересматривались в сторону снижения. Так, в тяжелую для сельского хозяйства осень 1943 г. СНК СССР установил на Северном Кавказе сокращенные нормы выдачи хлеба: рабочим и инженерно-техническим работникам – 400 г, иждивенцам и детям – 300 г. При этом в сельской местности разрешалось устанавливать уменьшенную норму снабжения хлебом рабочих и служащих, а также снимать со снабжения членов их семей в зависимости от обеспеченности их продовольственными ресурсами от собственных хозяйств[296].

Низкие нормы централизованного снабжения продовольственными продуктами побуждали к поиску дополнительных источников питания. Основными их видами являлись личные хозяйства работников совхозов, подсобные хозяйства, индивидуальное и коллективное огородничество. Сразу после окончания оккупации потребовалось много усилий для восстановления личных хозяйств. В особенности это касалось домашнего скота наиболее пострадавшего от немецко-фашистских захватчиков. Кроме того, нередкими были случаи нерешенности вопросов о возврате работникам совхозов животных, переданных ими в общее совхозное стадо в период эвакуации.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12