--

Святая Пещера в Доложском погосте

Чертежи Пещерского храма представлены

по результатам изысканий в ЦГИА СПБ

Натальи Николаевны Наумовой

(Сланцы – Санкт-Петербург).

Фотография епархиального архитектора и материалы о нем предоставлены (Санкт-Петербург).

Проект Пещерского храма во имя Успения Божией Матери.

Автор – епархиальный архитектор .

Храм освящен в 1908 году.

«Большая церковь, достойная столичного города, сооружена в годах в селе Пенино. Местные купцы активно помогали средствами в строительстве. Один из них, основной вкладчик — храмоздатель C.Г. Гаврилов из д. Ожево. Он похоронен при алтаре. Проектирование осуществлял архитектор (). Кроме Пенино Никонов обозначил перестройки храмов в Никольщине (г. Сланцы) и в Заручье (старый храм 1752-61 гг.; работы велись соответственно в гг. и в гг.). Недавно стало известно, что проектировал храм на знаменитой Доложской Пещере. Освятили его 14.02.1908 г.».

. Архитекторы храмов Сланцевского района. 2002.

АРХИВНАЯ СПРАВКА

№ 000.

О недвижимом имуществе церкви Уепения Пресвятой Богородицы в

с. Доложском Гдовского уезда Петроградской губернии.

«В документах архивного фонда Петроградской духовной консистории, в клировой ведомости Успенской церкви в с. Доложском Гдовского уезда Петроградской епархии за 1916 г. имеются следующие сведения о недвижимом имуществе, принадлежавшем церкви:»

«К церкви приписана каменная часовня с каменной колокольней в местечке «Печеры», построенная 14 февраля 1908 г. приходским попечительством. Престол в ней один: в честь Успения Божией Матери».

Основание: ф. 19, оп. 113, д. 4325, лл. 66-67.

.

. Учился в АХ.

«Имеющий право производить построй­ки (с 1885). Епархиальный архитектор (с 1893). Автор проектов церквей и часовен в с. Котлы Ямбургсхого уезда СПБ губ., в Москве, Полтаве. Ревеле, монастыря в Новом Афоне. Построил Казанскую церковь в Териоках и Духовскую церковь в Келломяках (не сохранилась), здания Успенского и Никольского монастырей в Старой Ладоге, Воскресенского скита на Ва­лааме.

План храма на Пещере

построены:

1. Доходный дом . Пл. Островского, 5 — пер. Крылова, Участие под руково­дством . (?)

2. Подворье Ново-Афонского Симоно-Кананитского Пантелеймоновского монастыря. Московский пр., 25 — 2-я Красноармейская ул.,—1888. (Сохранились фраг­менты).

3. Доходный дом. Московский пр.,

4. Церковь преп. Василия Парийского при здании Мещанского о-ва. Московский пр., — 1891. (Не сохранилась).

5. Церковь св. Александра Нев­ского при подворье Александро-Свирского монастыря. Разъез­жая ул., 25 — Боровая ул., 1. Перестройка. 1889—1891. (Не со­хранилась).

6. Церковь Благовещения подво­рья Афонского Свято-Андреевско­го скита. 5-я Советская ул., 33 — Дегтярная ул., — 1894. (Пе­рестроена).

7. Троицкая церковь и зал для духовных бесед О-ва распростра­нения религиозно-нравственного просвещения. Стремянная ул., 21 — ул. Марата,—1893, 1894— 1895. (Не сохранились).

8. Покровская церковь и дом епар­хиального братства Пресвятой Бо­городицы. Боровая ул., 50—— 1897, 1899 — 1901.

9. Подворье Леушинского Иоанно-Предтеченского женского мона­стыря. Ул. Некрасова, — 1895.

10. Пристройка к зданию 1-й гим­назии. Ул. Правды, 11, левая часть. 1894.

План храма на Пещере

11. Доходный дом . Ул. Достоевского,

12. Дом прихода Сампсониевского собора. Б. Сампсониевский пр., 43, правая часть. 1896.

13. Церковь Божией Матери Шестоковской при подворье Шестоковского Вознесенского женского мо­настыря. Старорусская ул., 8 — Кирилловская ул.,— 1900.

14. Церковь преп. Марии на Большеохтинском единоверческом клад­бище. Пр. Металлистов,— 1900. (Не сохранилась).

15. Успенская церковь при подво­рье Важеозерской Спасской Задне-Никифоровской пустыни. Ул. Крупской,— 1903. (Пере­строена).

16. Придел св. Феодосия Черни­говского Сретенской церкви. Ул. Жукова— 1899. (Не сохра­нилась).

17. Здание Александро-Мариинской богадельни. Ул. Черняховско­го, 6 — Павлоградский пер.,— 1899.

18. Доходный дом . Колокольная ул., —1900.

19. Церковь св. Моисея Новгород­ского при подворье Новгородского Сковородского Михайловского монастыря. Ул. Коммуны, — 1901. (Не сохранилась).

20. Доходный дом . Большой пр. П. С, 45 — Б. Пушкар­ская ул., — 1901.

21. Иоанновский женский мона­стырь. Наб. р. Карповки, 45 — ул. Профессора Попова, — 1903, 1907 — 1911.

22. Церковь Божией Матери Гру­зинской при подворье Красногор­ского Богородицкого монастыря. Шепетовская ул.,—1905. (Не сохранилась).

23. Тихвинская церковь при под­ворье Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря. Пр. Непоко­ренных, —1911. (Не сохра­нилась).

24. Церковь преп. Серафима Са­ровского на Новодеревенском клад­бище. Серебряков пер.— 1907. Совместно с .

25. Церковь св. Василия Великого при подворье Коневского Рождественского монастыря. Среднеохтинский пр., 21 ул. Панфилова, — 1908. (Не сохранилась).

Лисовский «русского стиля» // ЛП. 1983, № 3. С. 30-33.

Из книги

«Воспоминание торжественнаго праздненства и Крестнаго хода совершаемаго 15-го Августа с храмовою иконою Успения Пресвятой Богородицы в Пещерную часовню, находящуюся в С.-Петербургской губернии, Гдовскаго уезда, Имения Его Императорскаго Высочества, Великаго , Выскатской волости в селе Доложском. Посвящается Православным чтителям Пресвятыя Богородицы. Издано в пользу новоотстроивающагося каменнаго храма в селе Доложском. СПБ, 1861».

«И если накануне при упомянутом выше зрелище, душа наполняется непонятнаго для нас восторга и радостнаго восхищения, если тогда благоговеешь к чудному образу, то не меньше радостный трепет объемлет нас, когда при звуке колоколов тронется торжественное шествие из храма к священной пещере; народ как бы кипит, площадь и дорога на всем протяжении от церкви до пещеры покрыты богомольцами всякаго пола и возраста; ближние (богомольцы) в нарядных праздничных платьях, дальние с мешечками на плечах и дорожными посошками в руках; народа стекается до десяти тысяч; на средине пути к пещере под тенистою березовою рощею у Св. креста, шествие останавливается, поджидая Св. досточтимую Икону, которая тихо с благоговением переносится чрез преклонившийся народ; у Св. креста разсеянныя массы народа сосредоточиваются. После чтения Св. Евангелия, шествие продолжается; вот открывается гористая местность, шествие спускается по склону возвышенности; пред вами живописная скала, покрытая зеленью и лесом; при подошве ея пробегает светлая речка; чрез нее переброшен легонький мостик, возле него деревянная часовня с куполом и башенкою; близ оной открытый вход в пещеру; народ уже теснится около оной, жаждая хоть каплю получить воды из подземнаго источника.

Между тем, торжественное шествие всего окрестнаго духовенства, в священных облачениях с крестами, иконами и хоругвями, многочисленныя толпы богомольцев, теснящихся, поспешающих, преклоненных, длинною вереницею на значительном протяжении, и тихо с благоговейною торжественностью на благолепных носилках преносимая Святая Икона приближается к малой часовне в долине: здесь местные жители встречают крестный ход и чтимую Св. Икону с иконами из пещерной часовни.

По нагорному пути там и здесь, отсталый и разсеянный народ всякаго класса, пола и возраста; матери с малыми детьми, дряхлые старцы и старушки, цветущее юношество; после всех движутся господские экипажи и крестьянския телеги с лошадьми. У реки стоит мельница и чистенький крестьянский дом в долине. Все это совокупно представляет картину разнообразную и восхитительную. Здесь видишь всю жизнь и весь быть крестьянский, живую и деятельную, веру русскаго человека и добрый его характер; счастливый верою, он блаженствует. Как отрадно видеть его счастие! Цветешь и растешь при виде подобнаго зрелища».

Исторические записки и предания о погосте Доложском, Гдовскаго уезда крестьянина Ефима Андреева.

СПБ, 1863.

«Так велика любовь и усердие благочестивых местных жителей к Царице небесной, благоволившей облагодетельствовать наш край своею честною Иконою. Кроме того, у нас есть и другая святыня, пользующаяся в народе особенным уважением; это дивная пещера в песчанистой скале. В этой пещере находится ключ и подземное небольшое озерко, — оба с чистою, приятною, светлою водою. Вера находит целебную силу в сих чистых водах; благочестивые и набожные богомольцы берут из них воду с собою и относят, как святыню, на свою родину.

Эта замечательная пещера стала известна немного более ста лет; открытие ее было причиною построения деревянного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, который существует и поныне, на высоком берегу Долоцкого озера, С. Петербургской губернии, Гдовского уезда, в имении Его ИМПЕРАТОРСКОГО Высочества, Благоверного Государя и ВЕЛИКОГО , в Выскатской волости. Прежде открытия пещеры на сем месте никакого храма не было, а существовал оный в 7 верстах от Долоцкого притом же озере, во имя Св. Архистратига Михаила; поэтому как погост, так равно и приход назывался Михайловский, под которым названием большею частью он и теперь известен. По открытии пещеры оный погост переведен на теперешнее место, а в память прежнего храма устроен при храме Успения придел во имя Св. Архистратига Михаила.

Означенная пещера находится в 2-х верстах от села Долоцкого. Она образовалась в скале, покрытой тенистым орешником и другим лиственным лесом. Скала омывается речкой довольно широкой. Речка Долгая из Долоцкого озера пробегает по живописной зеленой долине, между гор и холмов и впадает в реку Лугу. Местность весьма приятная и живописная; имеет характер уединенной пустыни».

«Ряд холмов на левом берегу реки Долгой, в полутора-верстах от ея истока из озера, оканчивается скалою, затененною всякаго рода лиственным, хвойным лесом и кустарником. У подошвы скалы, омываемой рекою, разстилается широкая долина в виде площади. Внутри скалы существует древняя самородная пещера. В пещере в двух саженях от входа в нее с правой стороны существует ключ, исходящий из недр земных с чистою холодною водою; далее внутрь горы пещера простирается на тридцать шагов от входа в скалу и оканчивается шатрообразным сводом; внизу крестовидно на три отрасли пещера идет под гору, а под сводом ея стоит чистая вода».

«На северозапад от погоста в 2 верстах находится известная пещера; дорога к ней усажена деревьями, идет прямою линиею; на средине пути под тенистыми березами стоит деревянный крест с св. иконою Успения Божией Матери; здесь во время крестных ходов шествие останавливается и читается Св. Евангелие. Далее дорога склоняется с высоты в долину, по которой пробегает река Долгая; живописная скала, заросшая всякаго рода лесом и при ней уединенная часовня, близ коей вход в пещеру с востока, чистенький крестьянской домик и мельница на реке, при гористых окрестностях, делают ландшафт местности весьма приятный. Замечателен в печерской часовне древний образ Христа Спасителя, сидящаго между символическими изображениями Евангелистов. Предание утвердительно относит его к временам древней церкви, разоренной в XVII веке литовцами; образа св. апостолов и мучеников относят к тому же времени.

Хотите ли насладиться чувством тихого восторга? Не поленитесь принять труд приятного путешествия на праздник Успения Пресвятой Богородицы, — в село Долоцкое! Придите тогда, когда «всемирное Успение Всенепорочной Богородицы празднуем»; когда «Ангелы торжествуют честное преставление Божией Матери и к духовному веселью нас земных призывают! И если накануне при упомянутом выше зрелище, душа наполняется непонятного для нас восторга и радостного восхищения, если тогда благоговеешь к чудному образу, то не меньше радостный трепет объемлет нас, когда при звуке колоколов тронется торжественное шествие из храма к священной пещере; народ как бы кипит, площадь и дорога на всем протяжении от церкви до пещеры покрыты богомольцами всякого пола и возраста; ближние (богомольцы) в нарядных праздничных платьях, дальние с мешочками на плечах и дорожными посошками в руках; народа стекается до десяти тысяч; на средине пути к пещере под тенистою березовою рощею у Св. креста, шествие останавливается, поджидая Св. досточтимую Икону, которая тихо с благоговением переносится чрез преклонившийся народ; у Св. креста рассеянные массы народа сосредотачиваются. После чтения Св. Евангелия, шествие продолжается; вот открывается гористая местность, шествие спускается по склону возвышенности; пред вами живописная скала, покрытая зеленью и лесом; при подошве ее пробегает светлая речка; чрез нее переброшен легонький мостик, возле него деревянная часовня с куполом и башенкою; близ оной открытый вход в пещеру: народ уже теснится около оной, жаждая хоть каплю получить воды из подземного источника.

Между тем, торжественное шествие всего окрестного духовенства, в священных облачениях, с крестами, иконами и хоругвями, многочисленные толпы богомольцев, теснящихся, поспешающих, преклоненных, длинною вереницею на значительном протяжении, и тихо с благоговейною торжественностью на благолепных носилках переносимая Святая Икона приближается к малой часовне в долине: здесь местные жители встречают крестный ход и чтимую Св. Икону с иконами из пещерной часовни.

По нагорному пути там и здесь, отсталый и рассеянный народ всякого класса, пола и возраста; матери с малыми детьми, дряхлые старцы и старушки, цветущее юношество; после всех движутся господские экипажи и крестьянские телеги с лошадьми. У реки стоит мельница и чистенький крестьянский дом в долине. Все это совокупно представляет картину разнообразную и восхитительную. Здесь видишь всю жизнь и весь быт крестьянский, живую и деятельную веру русского человека и добрый его характер; счастливый верою, он блаженствует. Как отрадно видеть его счастье! Цветешь и растешь при виде подобного зрелища».

Погост Долоцко в Гдовском уезде, Петербургской губернии в Гдовском уезде. Очерк Ругодивцева.

СПБ, 1873.

«Одновременно с освящением новаго успенскаго храма на Михайловском погосте был установлен и крестный ход с иконою Успения Богоматери 15-е числа августа к пещере, находящейся на левом берегу речки Долгой, в верстах двух от погоста. Берега речки Долгой окоймлены раскошными холмами и холмиками, которые на полутора верстах от истока заканчиваются горою. Сосны и ели вместе с мелким кустарником покрывают эту гору, которая возвышается над берегом речки стеною. По правому берегу речки Долгой, против горы, растилается довольно обширная долина. Около этого-то места речки Долгой, внутри упомянутой горы, находится пещера. Пещера эта самородное явление; внутри пещеры, не далеко от входа в нее, с правой стороны, находится родник чистой, приятной воды. Вслед за родником «пещера расходится крестообразно в три стороны; в точке пресечения ея ветвей, как-бы под сводом, стоит озеро в чистою водою, которая почитается народом за целебную». Местное народное предание об этой пещере говорит, что еще до нашествия литовцев и шведов, около этой пещеры находился монастырь в честь Успения Божией матери; после разорения этого монастыря Литвою — чудотворный образ монастыря — Успение Богоматери был перенесен в церковь прежняго Михайловскаго погоста, а после разрушения этой последней церкви, на новое место Михайловскаго погоста, в церкви котораго он и поныне сохраняется. По другому местному преданию, в упомянутой пещере, в половине XVII столетия спасался какой-то пустынник... Нет никакого сомнения, что пещера в глазах прадедов настоящих долоцких прихожан имела большее значение, чем ныне, ибо предание о бывшем когда-то успенском монастыре и о неизвестном отшельнике, спасавшемся в этой пещере,— указывают на какую-то связь упомянутой пещеры с пог. Долоцко, в церкви котораго находится древняя икона Успения Богоматери. Эта связь, конечно, была: установление крестнаго хода из Долоцка в пещеру не могло-же возникнуть из одного только сходства долоцкой пещеры с пещерами Киева и Пскова, как пытаются объяснить некоторые местные жители. При означенном объяснении, невольно рождается вопрос: почему прадеды долоцких прихожан избрали для крестнаго хода именно эту, а не другую какую нибудь пещеру на речке Долгой? Поэтому, нужно думать, что крестный ход из Долоцка в пещеру был установлен, вследствие каких нибудь особенных причин, воспоминания о которых уже изгладились в памяти народа... Выше я сказал, что известность Долоцкаго погоста, среди окрестных населенных мест, началась с половины прошлаго столетия, то есть с постройкой на погосте успенской церкви, в 1779 г. деревянная церковь св. архангела Михаила, за ветхостию, была разобрана, а в память ея — был устроен придел в успенской церкви во имя св. архангела Михаила. Таким образом, из Михайловскаго погоста сделался успенский погост. Правда, сомряки и сомрячки по прежнему Долоцкий погост продолжали называть — Михайловским; но, тем не менее, с каждым годом в Долоцком, на «Успенов день», число богомольцев, стало увеличиваться (срмряки – жители присамрянских волостей, т. е. волостей при озере Самро – В. Б.). В пятидесятых и в шестидесятых годах настоящаго столетия — на 15 августа в Долоцком уже собиралось до 15 и 20 тысяч богомольцев, пришедших иногда из дальних мест».

«…в Долоцком погосте — воды много в пещере, около которой стоит часовня, находится целое озеро. Поэтому, когда крестный ход доходит до часовни, где в это время начинают служить молебны, тогда простой народ с бутылочками и кувшинчиками является у входа пещеры, где его и снабжают водою с большим избытком...»

.

Полинька Сакс. Дневник.

М., 1989.

Пятница, 7 авг<уста> (1853).

«15 числа назначена большая поездка в Гдовскую Швейцарию, 17-го – большой обед у предводителя, потом имеется в виду сельский бал у баронессы» (Дружинин и его знакомые природные красоты на Долгой Пещере называли Гдовской Швейцарией – В. Б.).

Суббота 15 авг<уста> — поездка в Швейцарию

«Два истинно милых и отрадных денька. В пятницу вечером прибыл Маслов; после беседы и ужина я спал немного и встал довольно рано; день оказался совершенно летним, с некоторой прохладой. Запасшись провиантом, мы поехали, и часа через полтора открылась перед нами окрестность озера, которому недостает только дворцов и немножко лесу, чтоб, я думаю, стоить озер Вестморлендских. В село прибыли мы около 11 часов, узрели миллион народа и несколько смазливеньких личик (две ямбургские красавицы в полумонашеском наряде). Около церкви, куда мы и не входили, встретили нас Мейер, старый милейший <...> Трефорт, исправник Стефанович и становой Дмитриев. Побродив немного, проехали в собственную Швейцарию, к часовне. Вся компания восхитилась красотой природы, гуляла, и Маслов составил план на будущий год переманить к этому дню часть наших петербургских приятелей. Трефорт, наш старый улан и казначей, озаботился трапезой и выполнил свое дело отлично. Стол, кресла, складные стулья расставили по берегу речки, под скалой и ореховыми кустами, ели, пели и веселились, угощали проходящих попов и так далее».

17 августа, вторник (1854)

«14-го числа по условию ждал гостей, чтоб по при­меру прошлого года съездить компаниею в Долотский погост. Но Маслов не явился… приехали же Софья Александровна (Семевская) с мужем и Сталь Вал. Ал. Ве­черняя беседа была очень приятна, и наутро все мы встали до­вольно рано, Томсон же с супругой явился по своему необык­новенному обыкновению в то время, когда весь дом еще спал.

Ни Мейера, ни Трефорта, ни Обольяниновых, ни Н. Блока на торжестве не было… На­дежды Дмитриевны — увы! — не было; по словам ее бабушки, она совсем собралась ехать и захворала. Oime! (Увы!) где-то я ее опять увижу?»

(Писатель и публицист Александр Васильевич Дружинин летом проживал в отцовом имении Марьинское (Чертово) со своей престарелой матерью. Имение располагалось между селами Шавково и Заянье. В июле