ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ПУТЬ К СОЗДАНИЮ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ
Без вмешательства государства в России невозможно решить жизненно важные экономические проблемы
В Центре международной торговли состоялось очередное заседание «Меркурий-клуба» на тему «Планирование и прогнозирование экономического развития России в рыночных условиях». Вел заседание председатель Правления «Меркурий-клуба», президент ТПП Российской .
На обсуждение были вынесены следующие вопросы:
– государственное планирование и прогнозирование в рыночных условиях как переход от управления расходами к управлению результатами;
– мировой опыт индикативного планирования в рыночных условиях;
– практика стратегического планирования и прогнозирования в крупных корпорациях;
– программно-целевое планирование и задачи по удвоению ВВП;
– стратегическое прогнозирование социально-экономического развития России;
– прогнозы изменения структуры российской экономики;
– прогнозирование развития российских регионов.
Евгений Примаков, президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Проблема планирования социально-экономического развития России стала весьма актуальной в настоящее время. Представляется, что это вполне закономерно.
Во-первых, за период реформ мы убедились: нельзя уповать на то, что рынок сам все расставит по местам. Страна уже потеряла очень многое, руководствуясь в 90-х годах рекомендациями псевдолибералов, отрицающих необходимость определенной степени государственного регулирования в условиях перехода к рынку. Что было и остается очевидным и претворяется в практику в других странах с рыночным хозяйством, для нас оказалось под запретом.
Между тем без вмешательства государства в России невозможно решить такие жизненно важные экономические проблемы, как структурная перестройка народного хозяйства, насыщение инвестиционными ресурсами перерабатывающих отраслей промышленности, выравнивание уровня развития регионов.
Во-вторых, поставленная президентом задача удвоения валового внутреннего продукта – далеко не формальная. От темпов роста ВВП во многом зависит ликвидация экономической отсталости России, накопленной с начала 90-х годов прошлого столетия, ликвидация, или во всяком случае, ослабление бремени бедности значительной части населения. Но стоит вопрос качества роста ВВП. Если этот рост будет обеспечен за счет наращивания мощностей экспортно-энергетического комплекса, как это в основном происходит сегодня, то это самоубийственно для всей национальной экономики.
В таких условиях осмелюсь утверждать, что обеспечить эффективное и рациональное удвоение ВВП невозможно без прогнозирования и элементов планирования в отраслевом разрезе.
В-третьих, мировой опыт доказывает, что планирование в том или ином варианте – обязательный инструмент выхода стран из социально-экономических кризисов. Кстати говоря, зарубежные методики государственного планирования во многом опирались на опыт планирования в Советском Союзе. Не нужно этого забывать. При этом, естественно, вы понимаете, что я далек от призыва перенимать в нынешних российских условиях директивное советское планирование.
Многими учеными и политиками неоднократно ставился вопрос о необходимости разработки стратегии развития России, способной задать нации ясные и понятные ориентиры на ближайшую и более отдаленную перспективу.
К положительным, но явно недостаточным шагам в этом направлении можно отнести одобренную Правительством России концепцию реформирования бюджетного планирования. Это несомненное достижение, что к апрелю 2005 года все федеральные ведомства должны будут представить в Минфин свои стратегические планы, и бюджет 2006 года станет программно-целевым. Однако, по сути, как и раньше, единственным экономическим регулятором предполагается оставить бюджетный процесс. Это явно недостаточно для формирования системы стратегического планирования.
В создавшихся условиях представляется необходимым учесть следующие принципиальные моменты:
Первое. Общенациональная стратегия должна базироваться на индикативной методологии планирования, которая, в отличие от директивной, носит рекомендательный характер, но в то же время представляет собой систему показателей социально-экономического, научно-технического, инвестиционного, экономического, внешнеэкономического характера, на которые должно выйти общество за определенный период времени. При этом необходимо предусматривать комплекс мер по линии государственных органов – нормативные, финансовые, налоговые, – которые задавали бы нужный вектор и темп экономической жизни.
Второе. Работа по формированию индикативных планов должна осуществляться «снизу вверх». Начинается она с внутрифирменного планирования на уровне предприятий и организаций, независимо от формы собственности. За рубежом повсеместно – от крупнейших корпораций до небольшой компании – все вопросы внутрифирменного планирования решаются в рамках треугольника: бизнес – местная власть – профсоюзные организации.
На следующем муниципальном уровне к формированию планов подключаются предпринимательские союзы и объединения.
Следует обратить особое внимание на планирование в федеральных округах и субъектах Федерации. Это ключевое звено в обеспечении сбалансированности индикативных планов в условиях децентрализации экономики. И обнадеживает наблюдаемое здесь продвижение. Сошлюсь хотя бы на представленный Уральским отделением РАН глубокопроработанный и содержательный документ «Схема развития и размещения производительных сил в Свердловской области на период до 2015 года».
Индикативное планирование завершается созданием Общенациональной стратегии. Ее вариантом могли бы стать 5-летние индикативные планы с условием их ежегодного анализа и корректировки.
Третье. С общенациональными окружными и региональными индикативными планами должны корреспондироваться федеральные целевые программы. Представляется, что следовало бы прежде всего детально проанализировать ход выполнения уже принятых многочисленных программ, обратив внимание на их реалистичность, ресурсное обеспечение и приоритетность. Если говорить о приоритетности, то думается, например, что главенствующее положение в иерархии федеральных программ должна занимать долгосрочная программа инновационной модернизации отечественной промышленности, но никак не Энергетическая стратегия России, сориентированная на ускоренное развитие отраслей топливно-энергетического комплекса.
Четвертое. Известно, что начальный этап индикативного планирования – это прогноз. Однако ни о какой достоверности прогнозов не может быть и речи, когда 40 процентов национальной экономики прячется в «тени» или в «сером» секторе. Еще более удручающую картину выявили исследования ученых Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. Оказалось, что почти 100 процентов предприятий так или иначе уклоняются от уплаты налогов, более 80 процентов выплачивают зарплату по «черным» и «серым» схемам, около половины сделок на стадии реализации готовой продукции не отражаются в финансовой отчетности.
Следовательно, усилия по достижению высокого качества и реализма прогнозов и индикативных планов должны идти рука об руку с борьбой за чистоту, прозрачность и легальность российской экономики.
Наконец, последнее, но далеко не по важности: планирование в современных условиях должно иметь четко выраженную социальную направленность. Говоря иными словами, квинтэссенцией индикативных планов должно быть не побитие мировых рекордов по выплавке стали или выпуску тракторов, а постоянное и ощутимое повышение качества жизни наших граждан. Очевидна необходимость продуманной долгосрочной стратегии решения наболевших социальных вопросов, начиная, естественно, с проблемы ликвидации бедности.
Александр ДЫНКИН, член-корреспондент РАН, первый заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений
С начала 90-х годов, особенно в период «шоковой терапии», сами термины планирования и прогнозирования, да и связанные с ними подходы оказались у нас за бортом нашей экономической политики.
В последнее время, на мой взгляд, ситуация начинает постепенно меняться. Подготовлены основные направления деятельности правительства до 2008 года, программа в области науки и инноваций до 2010 года, энергетическая стратегия и ряд других среднесрочных документов.
В некоторых регионах начинают широко использоваться методы индикативного планирования, и прежде всего в Татарстане, где эти методы уже используются в течение ряда лет.
Однако комплексное долгосрочное прогнозирование и программирование на его основе практически не получили должного распространения. Координация между нашими среднесрочными прогнозами и годовыми остается неудовлетворительной, а точность краткосрочных прогнозов очень низкой.
Тем временем все 90-е годы за рубежом продолжались очень активные поиски оптимизации различных планово-прогнозных инструментов. Можно сказать, что современная система планирования и прогнозирования пронизывает практически всю ткань хозяйственных отношений. Функционально она решает несколько задач.
Во-первых, практически во всех странах существует скользящая система 5-летнего бюджетного планирования. В Соединенных Штатах она была введена 30 лет тому назад. Сегодня бюджетное управление Конгресса уже занимается 10-летними бюджетными проектировками.
На базе этих программных целевых подходов сформированы индикаторы оценки эффективности реализации программ, на этой базе ведется мониторинг эффективности деятельности федеральных ведомств, и итоги этого мониторинга ложатся в основу и кадровых, и финансовых решений, и даже системы премирования американских чиновников.
Вторая популярная сфера планирования – это частное государственное партнерство. С помощью этого механизма решаются самые разные задачи – от инновационных до подготовки кадров, экологические проблемы, программы регионального развития и т. д.
Наконец, третья сфера планирования – разработка долгосрочных корпоративных стратегий. Корпоративное стратегическое планирование, как правило, имеет три горизонта: стратегический план на 10 лет, который определяет общие направления, бюджетный план – на 3 года и финансовый план – на 1 год.
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 |



