Ирина Соболева
Елена Кубишин
ОБЗОР ВЫПОЛНЕНИЯ в Российской Федерации ДЕКЛАРАЦИИ МОТ о многонациональных корпорациях и социальной политике[1]
1. Введение
На 204-ой сессии, состоявшейся в ноябре 1977 г. в Женеве, Международная организация труда (МОТ) приняла Трехстороннюю декларацию принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики. В дальнейшем на 278-ой сессии МОТ в ноябре 2000 г. и на 295-ой сессии МОТ в марте 2006 г. в Декларацию были внесены поправки.
В Декларации разработаны и провозглашены принципы, которыми должны руководствоваться правительства и организации предпринимателей и работников стран, где действуют многонациональные корпорации, а также сами корпорации и предприятия с иностранным участием. Провозглашаемые принципы направлены на максимизацию позитивного воздействия МНК на экономическое развитие как стран их происхождения, так и принимающих их стран. Декларация охватывает четыре основных блока проблем: создание рабочих мест и обеспечение занятости; организацию профессионального обучения и переподготовки; условия труда и быта работников; социально-трудовые отношения и развитие социального партнерства.
Многонациональные корпорации играют важную роль в экономике большинства стран современного мира и в международных экономических отношениях. Открывающиеся в этой связи возможности и многоплановые социально-экономические последствия их деятельности, вызывают растущий интерес всех субъектов социального партнерства: государственных структур, работодателей и трудящихся, а также их организаций. Содействуя более эффективному использованию капиталов, передаче технологий и развитию профессиональных качеств рабочей силы, МНК способны обеспечить значительные выгоды как принимающим странам, так и странам базирования. Будучи интегрированы в разрабатываемую государственными структурами принимающих стран политику развития национальных экономик, они могут способствовать модернизации экономики и росту национальной конкурентоспособности, сбалансированному развитию территорий, расширению возможностей занятости и повышению уровня жизни населения. Есть мнение, что МНК оказывают позитивное воздействие в области соблюдения прав человека, включая свободу ассоциаций, что особенно актуально для развивающихся стран и трансформационных экономик.
Вместе с тем, злоупотребление возможностями, которые открывает МНК сосредоточенный в их руках ресурс глобализации, может привести к обострению противоречий их деятельности в принимающих странах с целями национальной политики и интересами трудящихся. Многоплановость деятельности МНК и ее последствий, невозможность оперативно отслеживать изменения их структуры и системы приоритетов нередко вызывают озабоченность и в принимающих странах, и в странах базирования, а иногда и в тех и в других одновременно.
Таким образом, расширение влияния этой группы субъектов хозяйственной деятельности в современном мире таит в себе новые возможности, но одновременно ставит новые вызовы перед странами, попавшими в сферу их интересов. Относительно роли МНК в развитии национальных экономик ведутся эмоциональные дискуссии и высказываются подчас противоположные точки зрения. На одном полюсе находятся те, кто считает привлечение иностранного капитала и передовых технологий, сопряженное с деятельностью МНК, весомым фактором социально-экономического развития стран, сталкивающихся с нехваткой финансовых ресурсов и нематериального капитала в различных его формах. На другом – рассматривающие МНК и иностранный капитал вообще как серьезную угрозу экономической независимости принимающих стран. Тем не менее бесспорно, что правительства многих государств в разных частях мира предпринимают активные усилия по привлечению и сохранению притока прямых иностранных инвестиций. Таким образом многонациональные корпорации становятся, одним из наиболее заметных акторов современного этапа глобализации.
Декларация МОТ о многонациональных корпорациях и социальной политике не ставит своей целью прекратить бушующие дебаты, однако ее принципы создают уникальную возможность для всех заинтересованных сторон обеспечить достижение максимальных положительных результатов от деятельности МНК и минимизировать ее отрицательные последствия для национальных экономик.
С момента принятия Декларации Международная организация труда регулярно проводила исследования, направленные на оценку воздействия этого документа на деятельность МНК в различных странах и регионах мира и соблюдения принципов, воплощенных в Декларации сторонами социального партнерства. Было подготовлено восемь обзорных отчетов, задачей которых стала оценка степени ее воздействия на ключевые блоки социально-трудовых отношений принимающих стран: занятость, развитие человеческих ресурсов через профессиональное обучение и переподготовку, условия труда и развитие социального партнерства.
Многонациональные корпорации играют заметную роль в социально-экономическом развитии трансформационных экономик. Они во многом определили ход процесса интеграции этих стран в мировую экономическую систему. Деятельность МНК сыграла важную роль в формировании и расширении занятости, разработке и использовании природных ресурсов, развитии и распространении новейших технологических процессов, способствовала развитию профессионально-квалификационного потенциала работников и росту благосостояния населения. И Россия, в этой связи, не является исключением, хотя имеет свои специфические особенности.
Исследование, результаты которого отражены в данном докладе, спонсируется Международной организацией труда. Полученные результаты будут использованы для дальнейшего продвижения и реализации принципов Декларации, как в России, так и в других странах мира. Исследование осуществлялось в несколько этапов. Результатом первого этапа стал предварительный доклад, представленный на рабочем семинаре Субрегионального бюро МОТ в Москве 26 октября 2010 г.
Доклад был подготовлен на основе данных официальной статистики, собираемой Росстатом; аналитической информации, доступной из независимых исследований, а также информации, полученной в ходе опроса экспертов по анкетам МОТ, адаптированным к условиям России. Для анкетного опроса были подготовлены пять вариантов анкеты: для государственных структур, для многонациональных корпораций, для крупных российских компаний, для организаций предпринимателей и для профсоюзных организаций. В экспертном опросе приняли участие представителями государственных структур (Минздравсоцразвития России и Минэкономики России), работодателей (РСПП) и работников (Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) и альтернативных профсоюзов (КТР, СОЦПРОФ, РОСТ). При содействии РСПП соответствующая анкета была разослана по электронной почте в 25 МНК, предварительно давших согласие на участие в анкетном опросе. Представители пяти иностранных компаний (четыре крупных торговых сети и один банк) уже на этапе предварительного разговора категорически отказались от участия в опросе.
В ходе обсуждения доклада на рабочем семинаре Субрегионального бюро МОТ были высказаны следующие основные пожелания.
В отношении фокуса исследования:
1. Провести сопоставление практик крупных иностранных и российских компаний в социально-трудовой сфере.
2. Максимально сконцентрироваться на проблеме развития профессионально-квалификационного потенциала работников, технологий и практик обучения и переподготовки кадров в условиях структурной перестройки экономики
3. Отразить особенности поведения МНК в условиях экономического спада, в частности их участие в реализации дополнительных мероприятий на рынке труда, которые позволяли предприятиям сохранить персонал, в том числе в программе опережающего обучения с участием государства.
В отношении методов исследования:
1. Максимально использовать в анализе информацию, доступную из нефинансовых отчетов предоставляемых многими крупными российскими и иностранными корпорациями, выложенных на сайте РСПП.
2. Дополнить информацию, полученную из анкетного опроса предприятий, информаций прямых интервью с представителями менеджмента, ответственными за социальную и кадровую политику.
Результаты (feedback) анкетного опроса МНК оказались неутешительны: возвращена была только одна анкета, пригодная к анализу. Однако при содействии Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) исполнители проекта получили возможность провести целевые интервью с представителями менеджмента 15 иностранных и российских компаний, работающими в нескольких отраслях российской экономики. Обследованные компании распределились следующим образом:
Пищевая промышленность – три иностранных, две российских (1-5)
Финансовая деятельность – две иностранных, две российских (6- 9)
Химическая промышленность – одна иностранная, одна российская (10)
Добывающая промышленность – одна иностранная, одна российская (11-12)
Машиностроение – одна чисто российская, одна совместная (головной офис в России, но иностранные партнеры играют существенную роль в формировании корпоративных практик и культуры) (13-14)
Торговля – одна российская по происхождению, на сегодняшний день в совместной собственности (15).
В процессе подготовки окончательного варианта отчета были проведены также два дополнительных интервью с представителями Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России и Роструда.
2. Социально-экономический контекст деятельности МНК
в Российской Федерации
Активное развитие глобализационных процессов в мировой экономике на протяжении последних двух десятилетий, на фоне которого происходила интеграция России в мировое экономическое сообщество, в нашей стране совпало с радикальной перестройкой экономической системы, сопровождавшейся структурным кризисом и глубоким экономическим спадом первого десятилетия реформ. На протяжении 1990-х гг. происходило устойчивое падение ВВП и еще более резкое снижение инвестиционной активности (табл. 1).
Таблица 1
Динамика валового внутреннего продукта России и инвестиций в основной капитал в период экономического спада (в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)
Год | ВВП | Инвестиции |
1990 | 97,0 | 100,1 |
1991 | 95,0 | 85 |
1992 | 85,5 | 60 |
1993 | 91,3 | 88 |
1994 | 87,3 | 76 |
1995 | 95,5 | 90 |
1996 | 96,6 | 82 |
1997 | 100,9 | 95 |
1998 | 95,1 | 88 |
1999 | 105,4 | 105 |
Источник: Российский статистический ежегодник, 2001. Федеральная служба государственной статистики, 2002. Табл.12.1, 22.2. СС.279, 569.
В низшей точке кризиса ВВП в реальном выражении составлял лишь 59,7% от уровня 1990 г., а объем инвестиций в основной капитал – 21,0%, сократившись в 5 раз по сравнению с дореформенным уровнем.
Значительно более скромным было снижение занятости, что резко отличало экономику России от трансформационных экономик стран Центральной и Восточной Европы. На протяжении первого, кризисного десятилетия рыночных преобразований занятость сократилась лишь на 18% от дореформенного уровня, что свидетельствовало о накоплении подавленной безработицы внутри предприятий. Эта специфическая стратегия адаптации естественно предполагала существенное снижение заработной платы недоиспользуемых работников. Темпы снижения реальной заработной платы сильно превышали темпы снижения ВВП. В низшей точке своего падения (1999 г.) реальная заработная плата составляла лишь 31,7% от уровня 1990 г.[2].
Рыночные реформы сопровождались также возникновением открытой безработицы. Однако ее масштабы оказались не столь велики, как это ожидалось в начале рыночных преобразований. Максимальный уровень безработицы, достигнутый в 1999 г., составил 12,6%, после чего безработица стабильно сокращалась до начала последнего экономического кризиса.
Перелом отмеченных негативных тенденций пришелся на конец 1990-х годов. На протяжении последующего десятилетия восстановительного роста ежегодный прирост ВВП составлял от 5,1 до 10,0%, а инвестиции прирастали еще быстрее. Только за период с 2003 г. по 2008 г., т. е. до начала последнего экономического кризиса, вызвавшего закономерный спад, ВВП страны в сопоставимых ценах увеличился на 41%[3], что означает превышение дореформенного уровня. Инвестиции в основной капитал увеличились в 2,2 раза, однако дореформенный уровень инвестиционной активности, скорее всего, не был достигнут.
Таблица 2
Динамика валового внутреннего продукта России и инвестиций в основной капитал в в гг. (в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)
Год | ВВП | Инвестиции |
2000 | 110,0 | 117,4 |
2001 | 105,1 | 110,0 |
2002 | 104,7 | 102,8 |
2003 | 107,3 | 112,5 |
2004 | 107,2 | 113,7 |
2005 | 106,4 | 110,9 |
2006 | 108,2 | 116,7 |
2007 | 108,5 | 122,7 |
2008 | 105,2 | 109,9 |
2009 | 92,1 | 83,8 |
Источник: Российский статистический ежегодник – 2010. Табл.1.3 //http://www. *****
Таблица 3
Динамика занятости и безработицы населения России в гг.
1992 | 1993 | 1995 | 1998 | 1999 | 2000 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Занятые (тыс. чел.) | 71171 | 68642 | 64055 | 58437 | 63082 | 65273 | 67134 | 68603 | 69157 | 70814 | 70603 | 69362 | 69803 |
Безработные (тыс. чел.) | 3889 | 4305 | 6684 | 8902 | 9094 | 7059 | 5775 | 5208 | 4999 | 4246 | 5289 | 6162 | 5172 |
Уровень безра-ботицы (%) | 5,2 | 5,9 | 9,5 | 13,2 | 12,6 | 9,8 | 7,9 | 7,1 | 6,7 | 5,7 | 7,0 | 8,2 | 7,5 |
Источник: Российский статистический ежегодник – 2010. Табл.5.1-5.2; Занятость и безработица в Российской Федерации в декабре 2010 г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости) //http://www. *****
В период восстановительного роста колебания занятости населения, как и в период спада, не были столь значительны, как изменения ВВП. Занятость увеличилась на 4,5 млн. человек или на 6,9%. Всего за весь период рыночных реформ ( гг.) численность занятых в экономике России сократилась на неполные 1,5 млн. человек (учитывая кризисное падение 2009 г.), или примерно на 2%. (табл.3).
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |



