– лица, имеющие право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников) должника, либо иные контролирующие должника лица (п. 31 ст. 9 Закона о банкротстве в редакции Закона ).

До внесения изменений в Закон о банкротстве Законом вопрос о том, распространяется ли ответственность за нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд на участников хозяйственных обществ, законодательно не был решен. Теперь возможность привлечения к ответственности за нарушение обязанности по подаче заявления совершенно определенно распространена на участников, собственников имущества организации, а также на всех лиц, на которых Законом возложена обязанность по созыву заседания для принятия решения о подаче заявления должником или подаче такого заявления.

Законом непосредственно урегулирован и вопрос о возможности привлечения к ответственности по ст. 6112 Закона о банкротстве за нарушение обязанности по подаче заявления должника контролирующих лиц (теневых директоров, бенефициаров и пр.), что давно поддерживалось в юридическом сообществе [2, с. 1; 3].

При нарушении указанной обязанности несколькими лицами эти лица отвечают солидарно. Размер ответственности равен размеру обязательств должника (в том числе по обязательным платежам), возникших после истечения срока для подачи заявления и до возбуждения дела о банкротстве должника (возврата заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом). То есть размер ответственности определяется временными рамками.

Бремя доказывания отсутствия причинной связи между невозможностью удовлетворения требований кредитора и нарушением обязанности по подаче заявления лежит на привлекаемом к ответственности контролирующем лице (лицах).

Ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника не включает обязательства, до возникновения которых конкурсный кредитор знал или должен был знать о том, что имели место основания для возникновения обязанности по подаче заявления о признании должника банкротом, за исключением требований об уплате обязательных платежей и требований, возникших из договоров, заключение которых являлось обязательным для контрагента должника. Таким образом, преференции установлены для двух категорий кредиторов: «публичных» и «обязательных».

Рассматриваемая ответственность по своей природе бесспорно является субсидиарной: взысканные суммы зачисляются на отдельный банковский счет (п. 4 ст. 6118 Закона о банкротстве) и распределяются среди кредиторов, задолженность которых легла в основу привлечения к данному виду ответственности.

Следующим основанием привлечения к ответственности контролирующих лиц является имущественная ответственность за нарушение законодательства о банкротстве в виде возмещения убытков.

Наряду с руководителем организации субъектами ответственности по ст. 6113 Закона о банкротстве являются учредители (участники) должника, собственники имущества должника – унитарного предприятия, члены органов управления должника, члены ликвидационной комиссии (ликвидатор), иные контролирующие лица. То есть перечень контролирующих должника лиц, которые могут быть привлечены к ответственности в виде возмещения убытков за нарушение законодательства о банкротстве, открытый (п. 1 ст. 6113).

Новеллу Закона составляет норма, направленная на привлечение виновных лиц к имущественной ответственности за фиктивное банкротство. Согласно п. 2 ст. 6113 ГК РФ если заявление должника подано должником в арбитражный суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме либо должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя или предъявленных кредиторами требований в деле о банкротстве, должник, руководитель должника и иные контролирующие должника лица несут перед кредиторами ответственность за убытки, причиненные возбуждением производства по делу о банкротстве или необоснованным признанием (неоспариванием) требований кредиторов.

Представляется, что самым сложным в привлечении к ответственности за фиктивное банкротство станет доказательство этой самой фиктивности – наличия у должника возможности удовлетворить требования кредиторов или доказательство того, что он не принял все меры по оспариванию необоснованных требований. Совершенно очевидно, что здесь будет нужна глубокая экономическая экспертиза.

Кроме того, нельзя не учитывать, что фиктивное банкротство, причинившее крупный ущерб11, является уголовным преступлением, ответственность за которое предусмотрена ст. 197 УК РФ.

Правила о взыскании убытков с виновных лиц  применяются также в случае, если должник не оспорил необоснованные требования кредиторов, предъявленные до или после возбуждения дела о банкротстве, вне производства по делу о банкротстве.

Как и ранее действовавший, Закон о банкротстве после внесения в него изменений Законом предусматривает особенности взыскания убытков при банкротстве (ст. 6120).

В рассматриваемом случае требование о возмещении должнику убытков, причиненных ему лицами, уполномоченными выступать от имени юридического лица, членами коллегиальных органов юридического лица или лицами, определяющими действия юридического лица, в том числе учредителями (участниками) юридического лица или лицами, имеющими фактическую возможность определять действия юридического лица, подлежит рассмотрению арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника по правилам, предусмотренным главой III2 Закона о банкротстве.

Это значит, например, что при привлечении к ответственности единоличного исполнительного органа акционерного общества, в отношении которого введена одна из процедур банкротства, в качестве специальных норм по отношению к ст. 531 ГК РФ и ст. 71 Закона об АО приоритетно будут применяться положения ст. 6120 Закона о банкротстве, а требования о привлечении этого лица к ответственности будут рассматриваться в деле о банкротстве по правилам главы III2 Закона о банкротстве.

Если же говорить о соотношении норм ст. 6113 «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве)» и ст. 6120 «Взыскание убытков при банкротстве», представляется, что норма ст. 6120 не устанавливает нового вида ответственности при банкротстве, а является скорее процессуальной нормой, конкретизирующей порядок взыскания убытков в процессе банкротства, в том числе в случаях, когда привлечение к ответственности осуществляется за нарушение законодательства о банкротстве.

Следует отметить субсидиарный характер требований о взыскании убытков. Согласно п. 6 ст. 6120 Закона о банкротстве привлечение лица к ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 6111-6113, не препятствует предъявлению к этому лицу требования о возмещении причиненных должнику убытков, в части, не покрытой размером субсидиарной ответственности.

Таким образом, при наличии одновременно нескольких оснований для привлечения к ответственности контролирующих лиц, предусмотренных Законом о банкротстве, окончательный размер ответственности определяется путем «поглощения» большей из взыскиваемых сумм меньшей. Совокупный размер ответственности должен быть ограничен максимальным размером, установленным Законом о банкротстве.

Если одни и те же действия выступают основаниями для взыскания убытков и привлечения к субсидиарной ответственности, размер требований носит зачетный характер, то есть убытки взыскиваются в части, не покрытой размером субсидиарной ответственности.

В Законе о банкротстве с учетом изменений, внесенных Законом , установлено детальное регулирование процессуальных вопросов привлечения к субсидиарной ответственности и взыскания убытков.

Правом на подачу заявления о привлечении к ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 6111 Закона о банкротстве (в случае невозможности исполнения требований кредиторов) и ст. 6113 Закона о банкротстве (за нарушение законодательства о банкротстве), от имени должника обладают арбитражный управляющий по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, конкурсные кредиторы, представитель работников должника, работники или бывшие работники должника, перед которыми у должника имеется задолженность, или уполномоченные органы. Указанное заявление может быть заявлено в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Правом на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному ст. 6112 Закона о банкротстве – за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника, которое также может быть подано в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, обладают конкурсные кредиторы, представитель работников должника, работники либо бывшие работники должника или уполномоченные органы либо арбитражный управляющий по своей инициативе от имени должника в интересах указанных лиц.

Правом на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в случае невозможности исполнения требований кредиторов (ст. 6111) после завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение банкротных процедур, обладают кредиторы по текущим обязательствам, кредиторы, чьи требования были включены в реестр требований кредиторов, и кредиторы, чьи требования были признаны обоснованными, но подлежащими погашению после требований, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявитель по делу о банкротстве в случае прекращения производства по делу о банкротстве по указанному ранее основанию до введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, либо уполномоченный орган в случае возвращения заявления о признании должника банкротом.

Правом на привлечение к субсидиарной ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника (ст. 6112) после завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение банкротных процедур, или возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом обладают конкурсные кредиторы, работники либо бывшие работники должника или уполномоченные органы.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6