Настоящее реформирование полиции зарубежных стран обусловлено специфической особенностью полицейской работы: обеспечение безопасности общества, поддержание правопорядка в государстве, борьба с новыми угрозами обществу, ориентация на взаимодействие с гражданами и общественными институтами и др.

Органы полиции с древнейших времен являются основным элементом механизма безопасности любого государства, основой полицейской системы; постоянно реформируясь и совершенствуясь, они изменяются соответственно задачам современного общества. Полиция и ее деятельность являются сложным, исторически изменяющимся государственно-правовым и социальным институтом. Сущность полицейской деятельности определяется формой устройства государственной власти, задачами, стоящими перед конкретным государством и политическим режимом[28].

Термин «полиция» произошел от греческого слова «политейя» (полис-город) и первоначально означал городское (государственное) устройство. Но с конца XVI века его начали употреблять во Франции в несколько ином смысле: под термином «police» французы (а чуть позже немцы) под термином «polizei» стали подразумевать правительственную деятельность, направленную на обеспечение общественного благополучия и общественного порядка.

В античном мире функции по обеспечению правопорядка возлагались преимущественно на войско, которое являлось единственным универсальным инструментом как для защиты от внешних врагов, так и любых нарушений властных предписаний, создававших угрозу внутренней безопасности.

По мере развития цивилизации постепенно возрастала специализация государственных институтов, и полиция стала все более четко обособляться от армии и органов общинного управления. Как в монархиях, так и республиках полицейские силы выступали, по сути, в качестве орудия центральной власти.

Специфика развития государственности в эпоху феодализма оказала серьезное влияние на основы организации и функционирование полиции. Типичным для европейских стран стало возникновение почти в каждой сеньории полицейских сил, полностью независимых от центральной власти. Превращение полиции в орган, призванный обеспечивать соблюдение правопорядка в национальном масштабе, произошло в эпоху абсолютизма.

Этот процесс протекал в Австрии, Англии, Испании, Пруссии, Франции в течение XV-XVII столетий. Во Франции в рассматриваемое время функционировали подчиненные короне крупные полицейские силы в провинциях, городах, на основных дорогах, а также специализированные органы, предназначенные для проведения предварительного расследования, осуществления политического сыска и др. Причем юрисдикция полиции определялась главным образом административным путем королевскими эдиктами и ордонансами.

ХV-ХVII вв. для многих немецких государств были периодом «полицейских регламентов», в основе которых лежало стремление «упорядочить» все сферы общественной жизни путем ее детальной регламентации и создания разветвленной системы учреждений, призванных следить за реализацией административно-полицейских предписаний. Полицейские формирования в таких условиях могли по своему усмотрению подавлять любые действия, которые власти находили опасными для «общественного порядка и спокойствия»[29].

В Англии и Уэльсе, позднее в Шотландии интенсивно развивались процессы становления и укрепления местного самоуправления и соответственно децентрализации полиции. Руководство и контроль над нею с XIV века были сосредоточены в руках «мировой» юстиции -дворян. Именно они несли ответственность за осуществление в местном масштабе древней королевской прерогативы поддержания правопорядка. Полицейские функции возлагались до начала XIX века непосредственно на граждан: каждый домовладелец давал клятву содействовать розыску и наказанию преступников, был обязан один год отслужить в качестве констебля.

По сути, профессиональная полиция появилась в странах континентальной Европы в эпоху абсолютизма. Не случайно именно этот этап развития феодального общества получил в историко-правовой науке определение «полицейского государства».

Историческое значение образования и деятельности полиции как самостоятельного государственного института в тот период заключается в том, что она явилась одним из мощных и эффективных инструментов в установлении централизованной государственности в наиболее крупных странах континентальной Европы того времени – во Франции, Австрии, Пруссии, России.

Полицейская деятельность в современном демократическом государстве определяется двумя основными моделями ее организации: «континентально-европейской» и «англосаксонской».

Первая модель характеризуется жестким децентрализованным управлением полицейскими ведомствами со стороны государства, властной «вертикалью» полномочий (примером такой модели являются Австрия, Германия, Италия, Испания и Франция). Британская модель (англосаксонская) отличается децентрализацией управления, повышением полномочий местных органов власти и меньшими по объему полицейскими функциями.

Так, федеральное устройство США предполагает независимость местных органов власти от органов власти штата, которые, в свою очередь, независимы от федерального правительства. На каждом из этих трех уровней государственной власти имеются собственные, автономные органы расследования. Федеральные органы проводят расследования преступлений, законодательно отнесенных к подследственности и подсудности федерального правительства, а следственные органы в штатах расследуют преступления, которые отнесены к компетенции властей штатов[30].

В США нет общенационального министерства с функциями главного штаба полицейских сил, а также федеральной полиции как таковой, то есть центрального ведомства, наделенного традиционными полицейскими функциями. Каждый штат, крупный город, более мелкий населенный пункт имеет свое полицейское ведомство, независимое от других. Все государственные органы, наделенные правом проведения оперативной и следственной работы, производства задержаний, арестов, обысков и изъятий, возбуждения и осуществления уголовного преследования, именуются в Соединенных Штатах правоприменяющими ведомствами (lawenforcementagencies).

В Федеративной Республике Германия функции по поддержанию общественного порядка законодательно разделены между соответствующими полицейскими структурами на федеральном уровне, а также на уровне земель (16 федеральных земель). Основными правоохранительными институтами являются Федеральная полиция (Bundespolizei), Земельная полиция (Laenderpolizei) и Федеральное ведомство криминальной полиции (Bundeskriminalamt).

Систему полицейских органов и спецслужб США составляют федеральная полиция, полиция штата, органы местной полиции.

Федеральная полиция, входящая в состав большинства федеральных министерств и ведомств, функционирующая на основе федерального законодательства и включающая: полицейские органы департамента юстиции, специальную федеральную полицию по охране столицы США, здания парламента и резиденции президента США, полицейские органы Министерства финансов, Управление расследований службы внутренних доходов Федерального налогового управления, Федеральное полицейское подразделение департамента почт, а также военную полицию Министерства обороны США.

Система функционирования полицейских служб в федеральных правоохранительныхорганах США является универсальной (она строится на основе принципа отраслевойспециализации с учетом административно-территориального деления страны), но организована она с учетом американской специфики – множественности историческисложившихся различных полицейских ведомств и особенностей задач, возложенных навходящие в них традиционные полицейские службы. Данный принцип положен в основуорганизации и деятельности всех звеньев полицейской системы Соединенных Штатов внезависимости от ведомственной принадлежности конкретного полицейского агентства, какна федеральном, так и на региональном уровнях.

Полиция штата включает полицейское управление полиции штата, службу безопасностиштата, другие полицейские подразделения. Также правоохранительную деятельность осуществляют органы местной полиции, железнодорожная и промышленная (частная) полиция.

Систему полицейских органов Германии составляютФедеральное министерство внутренних дел Германии (BundesministeriumdesInnern), которое несет ответственность за обеспечение внутренней безопасности и защитыконституционного строя, защиту гражданского населения от бедствий итерроризма, административные вопросы и спорт, а также Федеральная полиция (Bundespolizei или BPOL), подчиняющаяся Министерствувнутренних дел и выполняет комплексные задачи в соответствии с Федеральнымзаконом о полиции и рядом других законодательных актов. Федеральная полициятесно взаимодействует с организованной сетью различного рода служббезопасности федерального и земельного подчинения и на основе партнерства сколлегами-полицейскими федеральных земель и пограничными службамизарубежных стран.

Особое место в системе правоохранительных органов Германии занимает Федеральноеведомство криминальной полиции (Bundeskriminalamt или BKA). Оно являетсяцентральным органом, отвечающим за координацию действий федеральных и земельныхструктур во всех вопросах, связанных с полицейской деятельностью; выступает в ролиосновного разведывательного ведомства и хранилища информации о деятельностиполиции Германии; является учредителем Национального центрального бюроМеждународной организации уголовной полиции (Интерпол) Федеративной Республики.

Итак, исходя из компетенции решаемых задач, полицию можно разделить на «коммунальную» (в функции которой входит оказание разного рода социальных услуг) и «оперативную» (правоохранительную)[31].

К сожалению, результаты деятельности полицейских аппаратов в современных демократических странах не столь впечатляющи, о чем можно судить, например, по довольно низкой раскрываемости преступлений и неспособности эффективно нейтрализовать акции мафии, особенно в экономической сфере. Однако нации, сделавшие выбор в пользу демократии, признают такое положение приемлемым, о чем свидетельствует высокий социальный рейтинг полиции.

В основе этого лежат укоренившаяся в общественном сознании приверженность к демократическим ценностям, доверие к государству и его институтам, убежденность в том, что полиция достигает максимума в складывающейся ситуации, и одновременно неприятие присущих авторитаризму методов снятия криминальной напряженности, неизбежно сопряженных с серьезным и массовым ограничением прав и свобод личности.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12