ТВОРЧЕСТВО И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: РЕФЛЕКСИВНО -
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И РАЗВИТИЯ
1. ВВЕДЕНИЕ: АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И РОЛИ РЕФЛЕКСИИ В ЕГО РАЗВИТИИ. Переживаемый Россией период капитализации социально-экономических отношений задает новый контекст научного изучения проблематики психологии творчества. Классическая психология ХIХ-ХХ вв. стремилась понять и исследовать природу и механизмы творчества (15; 16; 17; 19; 27) во взаимодействии парадигм естествознания и гуманитаристики (25). Ныне в начале ХХI в. актуальным становится изучение и освоение творческого потенциала личности как ресурса ее человеческого капитала (22; 26) с учетом также не только социокультурной парадигмы человекознания, но и социально-экономической парадигмы обществознания. Это выражается в переходе от традиционного рассмотрения прикладных проблем освоения механизмов творчества в классических разделах психологии (способностей, обучения, мышления, деятельности, талантливой личности, научного коллектива) к современному – в т. ч. рефлексивно-психологическому – анализу проблематики социально-эффективного творчества и карьерно-профессионального роста креативной индивидуальности, выдающейся личности, инновационных организаций в контексте организационно-экономической и социально-тренинговой психологии и акмеологии развития управления, менеджмента, бизнеса (7; 8; 9; 11; 14; 30; 34). Базовой категорией для этих быстроразвивающихся областей психологического познания и инновационных психотехнологий развития профессионализма и творчества является понятие человеческого капитала.
Естественно, что в нынешних экстремальных условиях разворачивающегося мирового глобального финансово-экономического и социально-экологического кризиса обостряется интерес к изучению человеческого капитала (31) как совокупности не только приносящих прибыль знаний и компетенций, здоровья и образования субъекта, но также его биоэнергетических и психофизиологических ресурсов и личностно-профессиональных и рефлексивно-креативных возможностей, которые реализуются в социально-экономических отношениях посредством деятельности и творчества (26). В этом выражается наблюдающаяся в начале ХХI в. психологизация и шире – гуманизация – экономического по своей исходной онтологизации понятия человеческого капитала.
Рассмотрим подробнее философско-культурологические и научно-экономические трактовки человеческого капитала с тем, чтобы перейти к построению психологической модели с акцентом его личностно-профессиональных и рефлексивно-творческих аспектов.
2. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ РЕФЛЕКСИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА.
Философия творчества раскрывает его аксиологию, онтологию, гносеологию и методологию. В современном обществе, стремящемся к инновационному развитию, творчество является одной из доминирующих ценностей человеческой жизни. Однако, далеко не всегда жизненное шествие человека – сквозь избранные им самим (а чаще выпавшие на его долю) перипетии судьбы – ведет к творчеству. Хотя радость творчества посещает каждого человека, но не для всех она превращается в истинное счастье – ведь за него порой приходится платить большую цену. Ибо, образно говоря, социокультурный молот жизни человека, ударяясь о психофизиологическую наковальню его организма, хотя и высекает время от времени искры творческого вдохновения, но нужно еще особое пристрастие души, чтобы эти искры зажгли творческим горением сердце, а ум – самоотверженным подвижничеством, расплавляющим закостеневшую рутину и порождающим равномощные предшествующей культуре инновации, конкурентоспособные на современном «театре рынка» (Ф. Бэкон).
Таинство творчества в лучших случаях выразительно описывается как целостность писателями (28; 29) , а в обычных — аналитически дифференцируется учеными на элементарные компоненты. А поскольку соединить воедино мозаику элементарных звеньев в объемную картину удается далеко не всегда, то это вызывает необходимость постижения тайны творчества хотя бы на интуитивном уровне. И вот с таким труднодоступным для научного изучения (а тем более для эффективного практического управления) объектом, как творчество, приходится иметь дело исследователям, не только познающим его сущность, природу и механизмы (философам, социологам, психологам, физиологам, психогенетикам и т. п.), но и призванным воздействовать на него педагогам, акмеологам, психотерапевтам, игротехникам, игрорефлексикам и рефлепрактикам. Немудрено, что вторжение в чертоги творчества (не говоря уже о стремлении его формировать) порождает множество проблем философско-методологического и научно-психологического порядка.
В настоящее время в связи с осуществляемым перманентным реформированием общества социально востребованными являются фундаментальные и прикладные исследования психологии творчества (ну, а как они реально финансируются и прагматически используются – это уже другое дело). Творчество выступает не только как проявление современной культуры, но и как наиболее ценное для современного социума потребительское качество человека. Кто же отвечает за то, чтобы взращиваемый в обществе человек обладал этим столь ценным, хотя и противоречивым качеством — с одной стороны, достаточно уникальным по своему генезису, а с другой наиболее универсальным по своей потребительской стоимости?
Абстрактно говоря, ответственность за развитие творческих способностей своих членов несет общество в целом: как , призванной воспитывать потребность к творчеству у учащихся и формировать способы ее удовлетворения, так и , могущего предоставить гражданам необходимый спектр идейных ценностей и экономических стимулов для творческой деятельности и достаточные для их инновационной самореализации – в конкретной профессиональной деятельности – социальные условия. Если далее от этих всеобщих философских предпосылок творчества перейти к рассмотрению особенных психологических условий, то в качестве таковых выступает социально-экономическое окружение человека – в лице как семьи, взрастившей и обеспечивающей его жизненное существование в социальном пространстве (18), так и конкретного круга неформального референтного общения. Именно наставники (поначалу родители, затем старшие знакомые и учителя), транслируя культурные традиции, а также друзья и единомышленники (в живом общении с которыми эти традиции проигрываются, ассимилируются, перестраиваются) служат той микрокультурной средой, которая является непосредственным катализатором для развития в субъекте его творческих способностей и инновационного потенциала как основных компонентов собственно человеческого капитала.
Действительное же конкретное становление и раскрытие этих компонентов осуществляются лишь на уровне единичного (проявляющегося в виде творческой активности) в результате постоянной, продуктивной, внутренней работы человека над собой как рефлексивно культивируемой им собственной целостной, творческой индивидуальности (эти ее аспекты раскрыты нами в ряде работ [1, с. 285-31; 8; 27; 28] ). На этом уровне единичного за «творческость» (как особый склад своего «Я» и качественное своеобразие своей личности), естественно, отвечает сам субъект, развивающий себя как обращенная в мир и активная, утверждающаяся в нем, миропостигающая личность, которая рефлексивно обособляется в актах творчества и сосредоточивается на самовыражении своего миропонимания, продуктивно созидая тем самым собственную индивидуальность. Интенсивность, произвольность и эмоционально-чувственная конкретика самораскрытия и продуктивного воплощения творческой активности человека во многом зависят от энергичности, лабильности, гибкости, чуствительности и других психофизиологических свойств его организма, которые обусловливают в своей целокупности «творческость» в виде природных задатков творческих способностей и их генетически наследуемых и функционально проявляющихся биологических предпосылок для психологического формирования креативности в социальном пространстве жизнедеятельности.
Итак, творчество возникает и развивается в результате конкретного взаимодействия всеобщих культурно-исторических предпосылок и особенных социо-микрокультурных условий, которые достаточно уникально пересекаются с единичными возможностями личностно-индивидуального раскрытия активности рефлексирующего человека, а также и функционального развертывания психогенетических и психофизиологических ресурсов его биологически живущего организма. Для субъекта творчества социобиологические предпосылки последнего выступают как некоторая данность, которую в дальнейшем он может видоизменять в результате своей активности в требуемом для самораскрытия направлении. На этом динамичном (хотя и довольно стабильном) фоне человек путем собственной активности строит свою яркую творческую индивидуальность и формирует адекватную своему социальному окружению свою собственную личность. Таким образом, в психолого-педагогическом плане субъект творчества культивирует свои творческие возможности путем самосовершенствования своей индивидуальности, самовоспитания личности, психотренинга психики и тренировки организма в целом. Для педагогики творчества человек выступает не только как объект психолого-педагогических воздействий, но и как субъект, который развивается путем самовоспитания и самосовершенствования в социальном и образовательном пространстве.
Однако прежде чем ставить проблему разработки достаточно эффективных — относительно творческого развития человека — объектно-контактных или ауто-субъектных способов педагогических воздействий, необходимо вскрыть психологические закономерности и механизмы развития, специфические именно для творчества. Философской предпосылкой этому служит гносеологический аспект обсуждения вопросов познания творчества как особого феномена и методов его научно-психологического изучения. Поскольку рассмотрению гносеологиеского и методологического аспектов философского анализа творчества уже предшествовало обсуждение его отологического и аксиологического аспектов, то целесообразно сначала обобщить и охарактеризовать в целом как ракурсы единого философско-психологического взгляда на прагматическую проблематику педагогики творчества для того, чтобы затем уже более конкретно остановиться на гносеологии и методологии собственно психологического изучения интересующих нас рефлексивно-продуктивных механизмов творчества как центральных для его развития в качестве креативной личности.
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 |



