Проблеме мотивации достижения посвящено большое число теоретических и эмпирических исследований, как в зарубежной, так и отечественной психологии. Изучалась структура мотивации достижения, ее взаимосвязь с поведением и деятельностью (Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, Г. Мюррей, К. Левин, Х. Хекхаузен, , -Эминов, , Б. Вотчин, , и др.). Одним из направлений исследований является изучение развития мотивации достижения в онтогенезе (Г. Трудевинд, Б. Хусарек, В. Грабал, , и др.).

Исследования в этой области показали, что мотив достижения является устойчивой характеристикой личности и является результатом когнитивного развития, позволяющего структурировать взаимодействие личности со средой, соотнести результат деятельности с «Я», который переживается как следствие собственных возможностей (Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, Г. Мюррей, К. Левин, Х. Хекхаузен).

Мотивация достижения складывается из двух мотивационных тенденций: надежды на успех, стремления к успеху и боязни неудачи. В свою очередь Х. Хекхаузен в структуре мотивации достижения успеха и избежания неудачи выделяет такие категории, как потребность (или постановка цели), инструментальная активность, позитивные и негативные аффективные состояния, антиципация цели, одобрение либо порицание со стороны окружающих, неуспех, и, соответственно, темы успеха или неуспеха.

Устойчивое стремление к ориентированному на достижение признанию и страх неудачи обнаруживается у детей с 6-летнего возраста (И. Биалер, Х. Хекхаузен, В. Дж. Крендал, М. Цуних и др.). В связи с дифференциацией мотивации достижения на две мотивационные тенденции – мотивацию достижения успеха и избежание неудачи возникает, с одной стороны, вопрос об оптимальных условиях развития мотивации достижения успеха в данный возрастной период. С другой стороны, малоизученным остается вопрос о том, каков механизм превращения некритичного поведения, ориентированного на достижение в дошкольном возрасте, в чувство неполноценности (Э. Эриксон), синонимичного «синдрому выученной беспомощности», в младшем школьном возрасте.

Социальная ситуация развития младшего школьника проявляется в том, что актуализируется потребность учиться и быть «успешным», знающим, умелым в учебной деятельности, где через задачу требуется чего-то достигать, что делает поведение, ориентированное на достижение, актуальным. На этом этапе онтогенеза эго-идентичность ребенка можно выразить так: «Я - то, чему я научился» (Э. Эриксон), что отражается в базовых новообразованиях данного возраста - «трудолюбии, чувстве умелости» (при благоприятных условиях) или « чувстве неполноценности» ребенка (при неблагоприятных условиях).

Освоение учебной деятельности проходит во взаимодействии с взрослым (, , ), через которое ребенок усваивает общественно выработанные способы действий с предметами. Соотнося свои действия, результаты деятельности со стандартами, определяемыми учителем, у ребенка возникают соответствующие переживания, внутреннюю природу которых можно выявить через отношение к внешнему (). Центральным звеном структуры межличностного (субъект - субъектного) общения является система отношений, развивающаяся в процессе деятельности и общения с другими людьми (). В основе таких отношений лежит индивидуальная неповторимость каждого из субъектов и принятие друг друга как ценности (, , ).

Социальная позиция младшего школьника и его отношения в социуме определяются тем, как он выполняет свои первые, новые и важные общественно значимые обязанности. Умелость ребенка является одним из условий принятия его всеми окружающими – учителями, сверстниками, родителями (, , ). Наличие или отсутствие качеств, соответствующих роли ученика, оценивается взрослыми. В этом возрасте объективные отношения, в которых находится ребенок, становятся «отношениями для него самого» и приобретают личностный смысл (), а стремление как можно лучше исполнить свою социальную роль актуализирует мотивацию достижения. В мотивации достижения имплицитно представлена «Я - концепция» субъекта относительно своих способностей, умений, установок не только к самому себе и окружению, но и к тому, как воспринимает его окружение.

Взаимодействие учителя с учащимися осуществляется посредством речевых коммуникаций, которые определенным образом влияют на ученика. Влияние оказывает не только содержание высказываний, но и интонация, тон, мимика, жесты. Именно эти невербальные сигналы лежат в основе восприятия себя субъектом воздействия, они же способствуют возникновению предположений о том, как относится к нему воздействующий (У. Хараш, , , Н. Фландерс). Особое значение такое воздействие имеет в младшем школьном возрасте для становления субъектности младших школьников.

В психологии описаны содержание, формы и способы общения педагога с учащимися, оказывающие на детей наибольшее влияние. Несмотря на существующее множество классификаций (, -Калик, , ), каковы бы ни были основания для классификации стилей и их названия, во всех исследованиях отмечается первостепенная важность различий в тенденции коммуникативного взаимодействия к диалогу или монологу (демократичности или авторитарности), взаимопониманию или отказу от него, открытости или закрытости общения, стремлению к «субъект-субъектным» или «субъект-объектным» отношениям.

Характер оценочных суждений и побудительных обращений педагога, отражающийся в типе коммуникативного взаимодействия, форма, в которой он предъявляет оценки и требования, определяют отношение младшего школьника не только к результату выполнения им учебной задачи, но и отношение к себе (, ). Себялюбие, как новообразование кризиса 7 лет делает ребенка этого возраста наиболее уязвимым, чувствительным к воздействию значимых взрослых, к их оценкам, которые не только являются показателем его успешности в учебной деятельности, но и воспринимается им как показатель ценности его личности. Следовательно, отношения, которые развиваются у ребенка со средой под влиянием оценки учителя, становятся опосредующим звеном в развитии мотивации достижения.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предложить следующую схему актуализации мотивации достижения (рис. 1).

 

Рис. 1. Графическая модель влияния воздействий учителя на актуализацию

мотивации достижения.

Таким образом, решающую роль в развитии мотивации достижения, ее структуры играет социальная ситуация развития младших школьников, в основе которой лежат переживаемые отношения детей данного возраста, возникающие во взаимодействии со значимыми взрослыми.

Во второй главе «Организация и методы исследования» описываются методы сбора фактического материала и его обработки, а также организация исследования.

Для изучения особенностей развития мотивации достижения нами использовалась проективная методика Х. Хекхаузена с шестью стандартными изображениями. Данная методика представляет собой психологический инструмент изучения силы и направленности мотивов человека, преимущественно двух основных аспектов – мотивации достижения успеха и мотивации избежания неудачи. К основным категориям, отражающим выраженность мотивации стремления к успеху и избежания неуспеха, Х. Хекхаузен относит категории, приведенные ниже (табл.1).

Таблица 1

Категории мотивации достижения успеха и избежания неудачи

Категории мотивации достижения успеха

Категории избежания неуспеха

Потребность достижения успеха

Потребность избежания неуспеха

Инструментальная деятельность

Инструментальная деятельность избежания неуспеха

Похвала

Порицание

Положительное эмоциональное состояние

Отрицательное эмоциональное состояние

Ожидание успеха

Ожидание неуспеха

Тема успеха

Тема неуспеха

Неуспех

Анализу подвергались рассказы детей, в которых подсчитывалось количество категорий по каждому виду мотивации для отдельных рассказов, где каждая выделенная категория приравнивалась к одному баллу. Для каждого вида мотивации подсчитывалось общее количество категорий, что свидетельствовало о степени ее интенсивности. Отражение этих категорий в сознании испытуемых составило основное содержание мотивационной сферы личности. Структура мотивации достижения исследовалась через установление корреляционных зависимостей между ее суммарным показателем и количеством категорий, образующих ту или иную мотивационную тенденцию в отдельности: к достижению успеха и избежанию неуспеха. Внутриструктурные связи изучались с помощью корреляционного анализа отдельных категорий в их числовом выражении.

Влияние внутренних условий на становление структуры мотивации достижения изучалось в двух аспектах: когнитивном и эмоциональном.

Когнитивный аспект изучался с помощью методики незаконченных предложений Ж. Нюттена в модификации . Анализу подвергались представления учащихся о самом себе, об учителе. Переживание отношений к значимым лицам, к себе и ситуациям исследовалось с помощью цветового теста отношений (ЦТО), разработанного и .

Влияние внешних условий (коммуникативное взаимодействие) на развитие мотивации достижения выявлялось с помощью модифицированного варианта методики и . Вслед за авторами методики мы рассматривали лишь побудительный и оценочный аспекты общения, различающиеся по форме высказываний и модальности оценки.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5