«технологическим трансфером». «Усло­вием реализации революционной по своему характеру информации, — пишет Б. Санто, — является такой технологиче­ский трансфер, который способен создать новую комбинацию факторов, соответст­вующую новым условиям». Он, далее, отмечает, что «удовлетворительно функ­ционирующий интенсивный с общест­венной точки зрения технологический трансфер представляет собой не только «комплекс» (сокровищницу) инновацион­ных идей и концепций, но иногда и спо­соб формирования многих стратегических альтернатив, а также направленную на сокращение инновационного периода такую целенаправленную, предпринима­тельскую по своему характеру деятель­ность, которая включает в себя плано­мерный поток инновационных идей, их генерирование и содействие их реализа­ции» [32].

Е. Клеер, анализируя экономику страны, в качестве подсистемы всемирно­го хозяйства выделяет сферу, которая отвечает требованиям современной НТР. Её он называет сферой непротиворечиво­сти. Характеризуя сферу непротиворечи­вости, Е. Клеер пишет, что она находится под влиянием всемирного хозяйства. Продукция отраслей, относящихся к сфере непротиворечивости, необходима для функционирования современного хозяйства. Эти отрасли производства призваны создавать условия, соответст­вующие усвоению новой техники. Они характеризуются восприимчивостью к новым техническим решениям и т. д. Возникновение сферы противоречивости можно определить как очередную стадию развития современного хозяйства. Имен­но в этой сфере заключены значительные возможности для реализации созидатель­ных потенций общества [33]. К. Вальтух также отмечает, что существует «... особый комплекс отраслей, специализи­рующихся на создании и распростране­нии в экономике новых технологий и соответствующих им средств производст­ва» [34]. В условиях информатизации и медиатизации экономики и общества, охватывающих все сферы жизнедеятель-

Вестник ХГАЭП. 2005. № I.

23

ности, получают мощный импульс разви­тия, прежде всего, отрасли информацион­ного производства, производство теле­коммуникационных и информационных технологий, образующих основу совре­менных технических систем, технологи­ческого базиса общества в целом.

Полагаем, что открытость к измене­
ниям, гибкость, непротиворечивость, т. е.
восприимчивость к новым научно-
техническим решениям и способность
создавать условия для освоения высоких
технологий другими отраслями и сферами
национальной экономики, организацион­
ный и инвестиционный климат имеют
различный уровень в разных отраслях в
силу неразвитости научно-технического и
социального прогресса. На наш взгляд, это
позволяет выдвинуть гипотезу о том, что на
каждой особой ступени исторического
развития в экономике любой развитой
страны объективно складывается новейшая
прогрессивная подсистема технологическо­
го способа производства: подсистема
отраслей с наиболее высокой степенью
интеллектуалоёмкости и информационно-
ёмкости, отраслей, базирующихся на
принципиально новом поколении техники
и технологии, развивающихся по револю­
ционному пути. Основу такой подсистемы
составляет информационно-

технологический сектор.

Информационный сектор, как само­стоятельная сфера экономики (наряду с промышленной, аграрной, сферой услуг), впервые был выделен и подробно иссле­дован в работах Ф. Махлупа. Он в 1958 г. поставил вопрос о количественной оценке информационного производства в ВНП и выделил 30 отраслей, которые он разде­лил на 5 групп: образование, научные исследования и разработки, средства массовой информации и связь, информа­ционные машины и оборудование, ин­формационные услуги. Объём информа­ционного сектора в экономике США им был оценен в 28,6% [35]. По современным оценкам этот показатель составляет уже более 50% [36].

Приведём некоторые оценки инфор­мационно-технического сектора в ряде стран. По оценке экспертов ОЭСР, в

развитых странах в 1985 — 1996 п\ доля этого сектора в приросте ВВП увеличи­лась с 45 до 51%. В том числе вклад информационно-технологического секто­ра в ВВП США составлял: в 1958 г. — 19,6%, 1967 г. — 25,1; 1972 г. — 24,8, 1996 — 56%. В Великобритании он со­ставил в 1963 г. — 16%, 1972 г. — 22%, в 1996 г. — 52; Японии в 1960 г. — 8,4%, 1970 г. — 20,6%, 1996 г. — 53%; Швеции в 1975 г. — 16,9%, 1996 г. — 51%; в Италии в 1996 г. — 42%; в Германии — 58%; во Франции — 50% соответственно [37]. Роль информации в современной экономике также была проанализирована и определена Ф. Махлупом. Он выделил группу профессий, суть которых создание и переработка информации. Анализ статистических данных за 60 лет, позво­лил ему сделать вывод о том, что числен­ность рабочей силы, занятой созданием и переработкой информации в США, по­стоянно возрастает.

Проблема теоретической разработки концепций развития информационной экономики возникла лишь во второй половине XX в. Впервые некоторые фундаментальные её идеи были сформу­лированы Ф. Махлупом. Он попытался определить границы «индустрии знаний» и ответить на вопрос о том, какая часть национального богатства является ре­зультатом производства, обработки и распространения информации.

В дальнейшем эта проблема глубокое развитие получает в работах М. Пората. Он дал следующие определения: инфор­мация — данные, которые организуются и передаются; информационная деятель­ность — все ресурсы, потребляемые в производстве, обработке и распределении информационных товаров и услуг. Ин­формационный сектор М. Поратом под­разделяется на первичный и вторичный. Объём производства в первичном секторе поддаётся точному подсчёту, а продукция второго информационного сектора не имеет самостоятельной оценки и включа­ется в рыночную цену выпускаемого информационного товара. В первичном секторе производятся товары и услуги, связанные с производством, распростра-

ВестникХГАЭП. 2005. № 1.

24

нением и передачей информации. В рамках этого сектора осуществляется: 1) производство знаний и изобретательная деятельность; 2) распределение информа­ции и связь; 3) страхование; 4) координа­ция и посредническая деятельность; 5) обработка и передача информации; 6) производство информационных товаров; 7) отдельные аспекты управленческой деятельности; 8) средства обеспечения информационной деятельности.

Вторичный информационный сектор объединяет товары и услуги, потребляе­мые при производстве неинформацион­ных товаров.

Определение информационного сек­тора, предложенное М. Поратом, не со­ставляет исключение, но оно чаще всего используется в работах, посвященных этой проблеме.

Этот сектор, который Д. Марчанд и Ф. Горгон называют индустрией обработ­ки информации, состоит [38]:

1) из индустрии вычислительной тех­
ники (ВТ):

—  производство ВТ (ЭВМ, перифе­
рийное оборудование, конторское обору­
дование);

—  сервис (программирование, обслу­
живание ВТ, обучение и консультации);

2) индустрии связи:

—  производство средств связи (теле­
фонное оборудование, спутниковые,
кабельные, оптические и радиосредства
связи);

—  сервис (обслуживание средств свя­
зи);

3) информационной индустрии:

—  производство информации (пер­
вичный и вторичный информационные
производства);

—  сервис (использование ВТ, обслу­
живание информационной индустрии,
хранение информации, проведение кон­
ференций, распределение информации);

4) индустрии знаний:

—  производство знаний (экспертные
системы, получение новых знаний);

—  сервис.

Японский учёный-экономист М. Мо-рикава к информационному сектору относит [39]:

1.  Электронную индустрию.

2.  Телекоммуникационную индуст­
рию.

3.  Информационную индустрию.

Г. Поппель и Б. Голдстайн произво­дителей информационных продуктов делят на шесть категорий, каждая из которых характеризуется группировкой рыночных секторов и соответствующей продукции [40].

В отечественной литературе имеется множество различных подходов к анализу информационного сектора. По мнению , все виды деятельности, связанные воспроизводством информаци­онных ресурсов и их эксплуатацией, принято объединять в информационную индустрию [41].

«В экономике развитых стран мира, — пишет А. Лившиц, — всё более отчётливо выделяется комплекс отраслей, в той или иной мере связанных с информационными технологиями, отличающимися значи­тельными объёмами передаваемой инфор­мации, высокоэффективными, главным образом компьютерными системами её обработки, транспортировки данных на большие расстояния с помощью телеком­муникационных, космических, оптоволо­конных средств связи. В этот комплекс вошли предприятия, специализирующиеся на продаже информации; подразделения промышленных и банковских корпораций, утилизирующие высокотоварные базы данных в качестве побочных продуктов основного производства; учреждения, торгующие результатами научно-технических разработок; фирмы, обслужи­вающие национальные и международные сети. Сюда относятся производители компьютерного и коммуникационного оборудования. Возникший таким образом информационный сектор опережает тра­диционные отрасли по темпам роста, занятости и другим экономическим пока­зателям» [42].

По мнению P. M. Нижегородцева, под информационным сектором экономики понимается совокупность отраслей хозяй­ства, продуктом которых является ин­формационный продукт или средства его производства. Иными словами, в этот

Вестник ХГАЭП. 2005. М1.

25

сектор входят: отрасль производства научно-технической информации (сфера НИОКР), отрасли её обработки, хранения, передачи, преобразования, а также отрас­ли, производящие компьютеры (орудия производства информации) и т. д. [43].

Следует заметить, что вышеуказан­ные авторы рассматривают информаци­онный сектор в координатах, индустри­альной экономики.

В рамках не информационной эконо­мики началось формирование новейших отраслей специфическим образом соче­тающих формы информационного и материального производства и услуги на базе использования высоких технологий.

В ряде работ даётся также определе­ние информационного сектора, индустрии обработки информации, информационной отрасли, информационной инфраструкту­ры [44].

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5