^ - результаты всех респондентов основной группы по данному параметру составили 0 баллов.

У детей основной группы выявлены нарушения модально-специфической (слухоречевой и зрительной) памяти в виде сужения ее объема, снижения продуктивности мнестической функции, слабого развития процесса сохранения поступающей информации, наличия ошибок при воспроизведении слухоречевого (персеверации, замены, литеральные и вербальные парафазии) и зрительного (параграфии, топографические, метрические и координатные ошибки) материала, что может быть обусловлено низким уровнем регулятивного процесса, сужением объема внимания, непроизвольной переключаемостью и отсутствием контроля за качеством выполнения деятельности (табл.3).

В параграфе 3.2.3. описаны особенности речевого развития детей с последствиями перинатального гипоксического поражения ЦНС.

У респондентов основной группы отмечались речевые нарушения в виде трудностей в понимании предложно-падежных конструкций, наличия полиморфных нарушений звукопроизношения, недостаточной сформированности фонематических процессов, автоматизированной, дезавтоматизированной, связной речи, затруднений перспективы конструирования пространственно-временных связей и выявления логических отношений (рис.1).

Следовательно, у детей основной группы страдают все формы устной речи, что сказывается на специфике их мышления, и, как следствие, на формировании категориальной структуры сознания.

Рис.1. Особенности речевого развития детей с последствиями перинатального гипоксического поражения ЦНС: по оси x – параметры, характеризующие речевое развитие; по оси y – среднегрупповые значения исследуемых параметров

В параграфе 3.2.4. отражены особенности мышления детей с последствиями перинатального гипоксического поражения ЦНС. У детей основной группы страдает оптико-пространственный анализ и синтез, нарушаются наглядно-образные, конструктивные формы мышления (рис. 2).

Рис.2. Результаты исследования по методикам «Складывание разрезных картинок», «Кубики КООСа», «Последовательность событий», «Аналогии» «Исключение лишнего» в основной группе и группе сравнения: по оси x – методики, направленные на изучение особенностей мышления; по оси y – среднегрупповые значения результатов выполнения методик респондентами основной группы и группы сравнения

Кроме того, у детей страдают вербально-логические операции, основанные на понимании «квазипространственных» отношений, нарушается сама структура интеллектуальной деятельности, так как они испытывают трудности на стадиях предварительной ориентировки, контроля и анализа результатов деятельности (рис.2).

В разделе 3.3. «Особенности эмоциональной сферы и поведения у детей с перинатальным гипоксическим поражением ЦНС» отражены эмоциональные проявления и поведенческие аспекты детей с наличием хронического гипоксического поражения ЦНС в анамнезе. Для детей основной группы характерны изменения на уровне аффективной регуляции в виде снижения полевой реактивности, экспансии и эмоционального контроля, что указывает на дезадаптацию регуляции эмоциональной сферы. При этом у 67% обследуемых эмоциональное состояние отличаются неустойчивостью, кратковременным преобладанием повышенного и пониженного фона настроения с преобладанием таких эмоциональных реакций как упрямство, возбудимость, обидчивость и враждебность p<0,05 (Непараметрический критерий Манна-Уитни).

Кроме того, в их поведении отмечается импульсивность, снижение активного внимания, саморегуляции, непоследовательность поступков, неумение подчиняться правилам, что позволяет предположить, что дети могут стать источником несдержанности и конфликтов в межличностных отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми (рис. 3).

Рис.3 Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста с перинатальным гипоксическим поражением ЦНС по оси x – показатели, характеризующие поведение детей; по оси y – процент встречаемости исследуемых показателей среди респондентов основной группы и группы сравнения

В разделе 3.4. «Взаимосвязь основных показателей, характеризующих состояние эмоционально-поведенческой и когнитивной сфер детей старшего дошкольного возраста, перенесших перинатальное гипоксическое поражение ЦНС» на основании процедуры корреляционного анализа выделены и описаны специфические комплексы симптомов (синдромы), отражающие дисфункциональность ВПФ, в основе которых лежит диффузный характер поражения морфофункциональных систем мозга в процессе его хроногенеза: синдром нарушения эмоционально-поведенческой сферы, который характеризуется упрямством, повышенной возбудимостью, нетерпеливостью, враждебностью и жестокостью в межличностном общении со сверстниками; синдром нарушения восприятия пространства и конструктивного мышления, для которого характерны трудности в пространственной ориентировке, понимании предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов, снижение операций пространственного анализа и синтеза; синдром нарушения зрительного восприятия и модально-специфической зрительной памяти, который проявляется в виде невозможности объединить отдельные впечатления в целостные образы, неспособности дифференцировать схожие по начертанию объекты, слабого развития процесса сохранения поступающей информации; синдром нарушения слухового восприятия и модально-специфической слухоречевой памяти, для которого характерны неспособность ребенка правильно оценивать и воспроизводить относительно простые ритмические структуры, предъявляемые на слух, определять на слух количество звуков и силу удара, сужение объема слухоречевой памяти, снижение продуктивности мнестической функции; синдром нарушения устной речи и вербально-логического мышления, для которого характерны нарушение автоматизированной, дезавтоматизированной, повторной и связной речи, снижение операций анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования, трудности конструирования пространственно - временных связей и выявления логических отношений.

Количественный анализ результатов исследования позволил выделить у детей с последствиями перинатального гипоксического поражения ЦНС 3 типа сочетания синдромов нарушения ВПФ и определить частоту встречаемости этих сочетаний (рис.4).

Рис.4. Частота встречаемости сочетания специфических синдромов нарушения ВПФ у детей старшего дошкольного возраста с последствиями перинатального гипоксического поражения ЦНС

Первая группа (44% детей) характеризовалась наличием сочетания всех пяти синдромов нарушения ВПФ (синдром нарушения эмоционально-поведенческой сферы, синдром нарушения восприятия пространства и конструктивного мышления, синдром нарушения зрительного восприятия и модально-специфической зрительной памяти, синдром нарушения слухового восприятия и модально-специфической слухоречевой памяти, синдром нарушения устной речи и вербально-логического мышления). Вторая группа (43%) характеризовалась сочетанием четырех синдромов, но при этом в этой группе выделены две подгруппы: первая подгруппа характеризовалась сочетанием 1, 2, 3, 4 (синдром нарушения эмоционально-поведенческой сферы, синдром нарушения восприятия пространства и конструктивного мышления, синдром нарушения зрительного восприятия и модально-специфической зрительной памяти, синдром нарушения слухового восприятия и модально-специфической слухоречевой памяти), а вторая – 2, 3, 4, 5 (синдром нарушения восприятия пространства и конструктивного мышления, синдром нарушения зрительного восприятия и модально-специфической зрительной памяти, синдром нарушения слухового восприятия и модально-специфической слухоречевой памяти, синдром нарушения устной речи и вербально-логического мышления) синдромов. Третья группа (13% респондентов) характеризовалась сочетанием только трех синдромов – 2, 3, 4 (синдром нарушения восприятия пространства и конструктивного мышления, синдром нарушения зрительного восприятия и модально-специфической зрительной памяти, синдром нарушения слухового восприятия и модально-специфической слухоречевой памяти).

При этом у всех обследованных детей основной группы всегда встречалось наличие 2, 3, 4 синдромов (синдром нарушения восприятия пространства и конструктивного мышления; синдром нарушения зрительного восприятия и модально-специфической зрительной памяти; синдром нарушения слухового восприятия и модально-специфической слухоречевой памяти), которые проявляются трудностями в пространственной ориентировке, снижением процессов пространственного анализа и синтеза; нарушениями интегрального восприятия целостных зрительных комплексов, неспособностью правильно оценивать и воспроизводить относительно простые ритмические структуры, предъявляемые на слух; сужением объема памяти, снижением продуктивности мнестической функции, слабым развитием процесса сохранения поступающей информации.

Обсуждение результатов исследования

При обсуждении результатов исследования подчеркивается важность изучения специфики психического развития детей с последствиями перинатального гипоксического поражение ЦНС. Проводился углубленный анализ состояния когнитивных функций, эмоциональных и поведенческих проявлений детей старшего дошкольного возраста с отдаленными последствиями перинатального гипоксического поражения мозга в их соотношении с нормой развития. Показано, что расстройства ВПФ у детей с перинатальным гипоксическим поражением ЦНС в возрасте 6-7-ми лет носят сложный системный характер и проявляются нарушениями зрительного, слухового, пространственного восприятия, произвольных формы внимания в самых различных видах психической деятельности, модально-специфической памяти (как зрительной, так и слухоречевой), всех форм устной речи, вербально-логических операций и конструктивных форм мышления, а также неустойчивостью эмоционального состояния с преобладанием реакций упрямства, возбудимости, агрессивности, враждебности в сфере межличностных контактов, непоследовательностью поведенческих реакций.

На основании систематизации данных о нарушениях когнитивных функций, эмоциональной сферы и поведения у детей 6-7-ми лет с наличием перинатальной гипоксии в анамнезе выделены и описаны комплексы симптомов (синдромы), отражающих дисфункциональность ВПФ, ведущее место среди которых занимают: синдром нарушения восприятия пространства и конструктивного мышления; синдром нарушения зрительного восприятия и модально-специфической зрительной памяти; синдром нарушения слухового восприятия и модально-специфической слухоречевой памяти; синдром нарушения эмоционально-поведенческой сферы; синдром нарушения развития устной речи и вербально-логического мышления.

На основании нейропсихологического анализа проведено соотнесение синдромов нарушения ВПФ у детей с последствиями перинатального гипоксического поражения ЦНС и структур головного мозга. В результате чего определены участки корково-подкорковых структур, задействованные в реализации выявленных нарушений ВПФ: наружное коленчатое тело, первичные и вторичные поля затылочной коры (17, 18, 19 поля), височная область, в частности вторичные поля слуховой системы (42-го и 22-го) как левого, так и правого полушария; зоны ТРО, третичные зоны коры теменно-затылочных отделов левого полушария (37-е, 39-е, 40-е поля), конвекситальные отделы лобной коры, а также нижние отделы неспецифических структур (уровня продолговатого и среднего мозга). Полученные результаты могут свидетельствовать о диффузном характере поражения головного мозга в процессе его морфо-функцио - и хроногенеза и согласуются с данными , , 1992, 1995; , 2001; , , 1994, 2000; , 1999, 2007). При этом, можно сделать предположение, что наиболее чувствительными к воздействию гипоксии являются затылочно-теменная, лобная и височная области коры головного мозга.

На основании анализа данных экспериментально-психологического исследования разработана схема, отражающая мозговые механизмы развития нарушений высших психических функций и предложена скрининговая программа экспресс-диагностики для выявления детей, группы риска по развитию последствий перинатального гипоксического поражения ЦНС, а также школьной неуспеваемости и социальной дезадаптации.

Таким образом, результаты, полученные в настоящем исследовании, позволяют расширить представления современной клинической психологии об особенностях психического развития детей, перенесших перинатальное гипоксическое поражение ЦНС, систематизировать данные о нарушениях высших психических функций и на основании этого выделить сочетания синдромов, наиболее часто встречающихся у детей с последствиями перинатального гипоксического поражения ЦНС и отражающих дисфункциональность корково-подкорковых структур в процессе индивидуального морфо-функцио - и хроногенеза мозга, что дает возможность выделить не только факторы риска формирования нарушений ВПФ, но и группы риска детей, а также разработать наиболее эффективные коррекционно-развивающие программы по преодолению отклонений в развитии психической деятельности у детей с наличием в анамнезе хронического гипоксического поражения ЦНС, и тем самым подготовить их к успешной социализации и усвоению школьного программного материала.

В заключении приведено краткое обобщение полученных эмпирических данных.

Практические рекомендации направлены на необходимость комплексного сопровождения детей группы риска специалистами (педиатр, невролог) с обязательным привлечением психолога на всем протяжении детства с целью предупреждения формирования стойких нарушений высших психических функций и поведения у детей с наличием в анамнезе хронического гипоксического поражения ЦНС.

ВЫВОДЫ

1. У детей старшего дошкольного возраста с последствиями перинатального гипоксического поражения ЦНС в анамнезе выявлены эмоциональные (неустойчивость настроения, реакции упрямства, возбудимости, нетерпеливости, обидчивости, враждебности, вербальной и физической агрессии) и поведенческие (снижение саморегуляции, активного внимания, импульсивность, непоследовательность действий и поступков) нарушения.

2. У детей с последствиями перинатального гипоксического поражения ЦНС наблюдались нарушения восприятия: зрительного (неспособность ребенка правильно называть, различать отдельные цвета, трудность соотнесения цвета с определенным предметом, невозможность называть предметы определенного цвета), пространственного (несформированность координатных представлений, трудность в понимании предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов, неспособность сравнивать одинаковые по форме и разные по величине объекты), слухового (трудность в распознавании звуковых стимулов, наличие персевераций, искажений, распад ритмических структур).

3. Внимание детей, перенесших перинатальную гипоксию, отличалось нарушениями как произвольных, так и усилением патологических непроизвольных форм в различных видах психической активности.

4. Модально-специфическая память (слухоречевая и зрительная) детей, перенесших перинатальное гипоксическое поражение ЦНС, характеризовалась сужением объема, замедлением процесса запоминания, снижением продуктивности мнестической функции, слабым развитием процесса сохранения поступающей информации, наличием персевераций, замен, литеральных и вербальных парафазий, параграфий, топографических, метрических, координатных ошибок.

5. Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с наличием хронической внутриутробной гипоксии в анамнезе характеризовалось недостаточной сформированностью слоговой структуры слова, фонематических процессов, автоматизированной, дезавтоматизированной, связной речи, затруднениями перспективы конструирования пространственно-временных связей и выявления логических отношений.

6. Мышление детей 6-7-ми летнего возраста, перенесших перинатальную гипоксию, отличалось недостаточным уровнем сформированности операций обобщения и абстрагирования, пространственного анализа и синтеза, нарушениями в развитии вербально-логических операций.

7. Выделены комплексы симптомов, систематизированные в синдромы, отражающие дисфункциональность ВПФ: синдром нарушения эмоционально-поведенческой сферы, синдром нарушения устной речи и вербально-логического мышления, и, наиболее часто встречавшиеся - синдром нарушения восприятия пространства и конструктивного мышления, синдром нарушения зрительного восприятия и модально-специфической зрительной памяти, синдром нарушения слухового восприятия и модально-специфической слухоречевой памяти.

8. Наличие сложного сочетания нарушений высших психических функций у детей с хронической внутриутробной гипоксией в анамнезе может свидетельствовать о диффузном характере поражения мозга ребенка на протяжении как пре-, так и постнатального развития и затрагивающем как корковые, так и подкорковые структуры.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

1. Гомбалевская перинатального поражения ЦНС и социальных факторов на формирование синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей/ //Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2010. - №10 (90). – с. 92-95.

2. Костюкова дефицита внимания и гиперактивности у детей/М. С Костюкова, , //IV Всероссийская университетская научно-практическая конференция молодых ученых и студентов по медицине: сборник материалов/ Под ред. . – Тула. – 2007. – с.130-131

3. Костюкова последствий перинатального поражения ЦНС и социальной дезадаптации на формирование синдрома дефицита внимания и гиперактивности/// Сборник трудов IV Российской научно-практической конференции: «Здоровье и здоровый образ жизни: состояние и перспективы (медико-психологические, социальные, правовые и экологические аспекты)»/ Под ред. Т. В. Косенковой, , . - Смоленскс. 250-256.

4. Костюкова формирования синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей с последствиями перинатального повреждения ЦНС/ , , /Материалы круглого стола молодежи и студентов Калужской и Смоленской области: «Здоровье молодежи – здоровье будущего». – Калуга. – 2008. – с. 36-44.

5. Гомбалевская недирективной игровой терапии в коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста в условиях учреждения временного пребывания/ //Материалы II международного научно-практического семинара: «Коррекционная педагогика – особая педагогика для особых детей». – Смоленск. – 2009. – с.19-24.

6. Гомбалевская когнитивных функций детей 6-7-ми лет с последствиями перинатального поражения ЦНС/ //Материалы международной научно-практической конференции: «Детство, отрочество и юность в контексте научного знания»/ Под ред. , , . – Пенза – Шадринск – Ереван. – 2011– с. 53-56.

7. Гомбалевская состояние и личностные особенности у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС/// Материалы III Российского форума «Педиатрия Санкт - Петербурга: опыт, инновации, достижения, 22 – 23 сентября, 2011г.». – СПб. – 2011. – с. 32 – 37.

8. Гомбалевская последствий перинатального поражения ЦНС на формирование высших психических функций у детей/ , , // Материалы III Российского форума «Педиатрия Санкт - Петербурга: опыт, инновации, достижения, 22 – 23 сентября, 2011г.». – СПб. – 2011. – с. 38 – 41.

9. Гомбалевская последствий перинатального поражения ЦНС на формирование агрессивного поведения в детском возрасте/ , , // Материалы III Российского форума «Педиатрия Санкт - Петербурга: опыт, инновации, достижения, 22 – 23 сентября, 2011г.». – СПб. – 2011. – с. 41 – 64.

10. Формирование структурно-функциональной организации мозга в онтогенезе/ , , // Материалы III Российского форума «Педиатрия Санкт - Петербурга: опыт, инновации, достижения, 22 – 23 сентября, 2011г.». – СПб. – 2011. – с. 120 – 125.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3