, Санкт-Петербургский государственный университет, доцент

ЖУРНАЛИСТИКА И ИСКУССТВО: ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ ДЕГРАДАЦИЯ ДИСКУРСА?

Актуальность исследований, связанных с дискурсом русского искусства в современном российском медиапространстве, обеспечивается несколькими характеристиками этого дискурса, определяющими его прямую соотнесенность с наиболее значительными исследовательскими полями современной медиалингвистики и лингвопрагматики. К такого рода характеристикам можно отнести достаточно определенно выраженную антропоцентричность; возможность совмещения просветительской и развлекательной функций журналистики; равные стартовые перспективы для развития информационных и аналитических жанров; перспективность использования достижений, наработок современной отечественной гражданской, корпоративной, интернет - журналистики; наконец, глубоко гуманистическая сущность отечественной традиции, на основе которой могла бы развиваться современная российская журналистика искусства, и особая связь ее с имиджевыми характеристиками северной «культурной» столицы.

В советскую эпоху сложилась всеобъемлющая система периодических изданий (газет, журналов, еженедельников, специальных теле - и радиопередач), которая представляла массовому зрителю/слушателю/читателю все виды искусства. В этой системе развивались все традиционные жанры журналистики, но с явным преимуществом аналитические. Функционирование системы во многом обеспечивалось высокой компетентностью ее создателей, присутствие специалистов даже при условии их сотрудничества с профессиональными журналистами превращало издания, освещающие историческую проблематику и проблемы, связанные с состоянием современного искусства, в площадку для достаточно серьезных профессиональных дискуссий, что не только способствовало повышению глубины и значительности публикуемых материалов, определяло их информационную насыщенность, но и влияло на степень доверия читательской аудитории к изданию в целом. К вызывающим безусловное неприятие обстоятельствам функционирования интересующего нас дискурса в прошлую эпоху можно отнести наличие пропагандистско-идеологической составляющей.

Сегодня прежняя система практически полностью разрушена. Продолжающие издаваться, но в значительной степени модернизировавшие свой формат «Литературная газета», «Советская культура», «Литературная Россия», «Огонек», реанимируемые «Кинопанорама», «Утренняя почта», некоторые «репринтные» киноиздания (например, «Смехопанорама») и практически существующие «на последнем дыхании» «толстые журналы» «Новый мир», «Знамя», «Москва», «Наш современник» и некоторые региональные издания данного типа (например, журналы «Подъем», «Двина» и др.) принципиально на ситуацию уже не влияют.

В результаты некоторые виды искусства оказались практически вытесненными из медиапространства. Так интерес к классической живописи поддерживается преимущественно серийными изданиями для массового читателя. О прикладном искусстве напоминают только выставки каталогов крупнейших русских музеев или каталоги аукционов, адресованные коллекционерам нового типа. Театральная жизнь освещается очень бегло в изданиях новостного типа прежде всего и чаще всего с использованием речевых стратегий анонсирования.

Основным жанром в современной журналистике об искусстве становится жанр рецензии, качественные характеристики которого зависят от нового типа рецензента (его компетентности и мировосприятия, творческого и жизненного опыта) и от редакционной политики, не столь редко демонстрирующей откровенную связь с «денежным мешком».

Безоговорочно позитивным, продуктивным моментом в эволюции интересующего нас дискурса сегодня можно считать, во-первых, сотрудничество арт - и поп-рынков с массмедиа. Подчеркнем: возникающий в результате этого сотрудничества медиапродукт чаще всего можно отнести к коммерческим проектам, и их речевая форма, как правило, не соответствует традиционно высоким требованиям дискурса искусства. Во-вторых, вызывают интерес попытки разработки новых информационных (новостных, анонсирующих) стратегий в интернет-пространстве и создания нового типа «глянца», связанного с дискурсом искусства, претендующего на вытеснение с медиарынка «толстых» литературных журналов (например, проект «Прочтение», базирующийся на филологическом факультете СПбГУ).

Все эти обстоятельства можно считать выражением общих тенденций в развитии современного медиапространства, которые поглощают и обладавший в предшествующую эпоху определенной самостоятельностью дискурс, создававшийся журналистикой искусства.