АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА:

СВОБОДА ВЫБОРА И СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ

МЕМОРАНДУМ

Одобрен участниками Международной конференции «Гражданская служба в странах Европы и регионе СНГ: история, модели, стандарты. Перспективы развития гражданской службы в Беларуси» (Минск, 25 мая 2010 года)

Мы, представители общественных организаций из Азербайджана, Армении, Беларуси, Молдовы, России, Таджикистана и Украины, работающие в сфере защиты прав призывников, военнослужащих и альтернативнослужащих, обсудив на конференции в Минске проблемы становления альтернативной гражданской службы (далее – АГС) в СНГ, обращаемся к главам и парламентам наших государств, неправительственным некоммерческим организациям, работающим в регионе, а также в международные межгосударственные и правозащитные организации с настоящим Меморандумом.

Институт альтернативной (невоенной или нестроевой) службы в государствах, использующих призыв при формировании своих армий, обрел после Второй мировой войны международное признание и был в той или иной форме реализован в большинстве государств Европы, Азии и Америки. Большой опыт развития этого института накоплен за прошедшие два десятилетия и в странах СНГ, большинство из которых закрепило в своих конституциях право на замену призывной службы в Вооруженных силах альтернативной службой. В большинстве бывших союзных республик приняты соответствующие законы. Однако в ряде государств бывшего СССР эта проблема еще законодательно не решена либо решена неудовлетворительно.

Мы убеждены, что гражданам наших стран нужен институт АГС. Есть молодые люди, чьим убеждениям противоречит служба в армии и которые готовы пройти альтернативную службу в интересах общества. Есть социально значимые сферы деятельности, испытывающие недостаток работников, особенно - в системах здравоохранения и социальной защиты наших государств, которые финансируются по остаточному принципу и потому не могут обеспечить надлежащий уровень обслуживания и поддержание достоинства слабейших наших сограждан – детей-сирот, стариков, инвалидов.

Мы считаем, что альтернативная служба призвана и способна быть направлена на решение трех взаимосвязанных задачи.

Во-первых, это признание государством приоритета прав личности, свободного выбора гражданина между военной и гражданской службами. Это основная правозащитная функция АГС. Если этого не происходит, если гражданин предпочитает тюрьму «альтернативе», в таком государстве нет альтернативной гражданской службы.

Во-вторых, АГС может стать ресурсом медико-социальной сферы, способным улучшить положение на самых сложных ее участках. Это социозащитная функция гражданской службы.

В-третьих, АГС способна быть формой социализации той части молодежи, которая отказывается от службы в армии, воспитывая в них чувства ответственности, солидарности, гражданского патриотизма, преодоления иждивенчества и инфантилизма. Такова воспитательная задача гражданской службы.

Мы видим также в альтернативной гражданской службе большой миротворческий потенциал, который может послужить предупреждению конфликтов между странами и народами. Развитие деятельности, направленной на уважение жизни и достоинства каждого человека, проведения в жизнь идей ненасилия – вот международная задача АГС.

Но отвечать общественным ожиданиям может лишь недискриминационная и эффективная АГС, существующая не только на бумаге и не только для отчетности перед международными организациями. Для того чтобы АГС не была профанацией, необходимо, прежде всего, закрепление в законодательстве ее наиболее результативной и сбалансированной модели, основанной на существующих удачных образцах с учетом национальной правовой, социо-культурной и политической специфики.

Мы считаем, что национальные законы об альтернативной службе должны основываться на следующих основных условиях такой модели:

1) помимо религиозных оснований замены армейской службы альтернативной должны приниматься любые убеждения, противоречащие несению военной службы (миротворческие, этические, моральные, гуманитарные, политические и иные);

2) порядок подтверждения права на замену военной службы на альтернативную должен быть уведомительным, а не доказательным;

3) срок службы не должен представлять собой наказание за убеждения и веру. При продолжительности военной службы по призыву полтора года и выше срок АГС не должен превышать срок военной службы более чем на 6 месяцев, а в перспективе должен быть равен сроку военной службы;

4) АГС должна быть направлена на решение социозащитных задач, приоритетными местами прохождения АГС должны быть медицинские учреждения, детские, инвалидные, психоневрологические интернаты и дома престарелых;

5) местами прохождения гражданской службы не могут быть воинские части и иные военизированные формирования, а также предприятия, осуществляющие производство и обслуживание в военной сфере;

6) к местам прохождения АГС должны быть отнесены организации не только государственные, но и муниципальные (подведомственные органам местного самоуправления), что служит основной гарантией прохождения службы в пределах каждодневной транспортной доступности от места жительства гражданина, проходящего АГС;

7) определение места прохождения АГС должно происходить с учетом волеизъявления гражданина;

8) организация службы, в том числе прием заявлений на АГС и контроль за ее прохождением, должны быть возложены на гражданское ведомство;

9) труд альтернативнослужащих должен быть защищен и регулироваться национальным трудовым законодательством (за обоснованными исключениями, закрытый перечень которых должен содержаться в законах об АГС), а оплата труда не может быть ниже определенного в соответствующем регионе прожиточного минимума.

Мы призываем глав государств и их высшие законодательные органы принять законы об АГС, отвечающие названным условиям, либо привести в соответствие с ними ранее принятые законы.

Мы обращаемся к гражданским организациям с призывом объединить усилия по созданию в наших стран подлинно гражданской, гуманной и социально полезной альтернативной службы.

Мы предлагаем международным межгосударственным организациям утвердить обязательные для государств-участников стандарты, защищающие права отказников от военной службы и устанавливающие недискриминационный характер альтернативной службы.

Минск, 25 мая 2010 года.