Процесс историко-культурного возрождения донского казачества идет параллельно с процессом возрождения православия. Преобладающее большинство среди представителей казачьего движения г. Новочеркасска поддерживают возрождение православия (70,83 % опрошенных). Против этого, тем не менее, выступает примерно каждый десятый, причисляющий себя к казачьему движению (11,11%). Пока размышляют над проблемой и не решили ее для себя окончательно 18,06% опрошенных респондентов.

В июле 1992 года российская социологическая служба «Мониторинг» провела изучение общественного мнения населения Ростовской области. Ученые пытались выяснить отношение к возрождению донского казачества и связанные с этим процессом изменения в сознании и поведении людей. Приведем некоторые данные, взятые из материалов этого исследования.

В соответствии с данными переписи населения 1926 года доля казаков в общей численности населения Дона составляла около 20 %, что более чем в два раза меньше доли казаков в донском населении 1916 года (42,3 %). Это объясняется прямыми репрессиями и утратой сословного статуса.

Сегодня человек может быть идентифицирован с казачеством по трем основным критериям: кровное происхождение, самоидентификация (т. е. мнение о себе: «я – казак»), внешняя идентификация (т. е. мнение окружающих: «он – казак»).

На вопрос: «Относите ли Вы себя к казачеству? Да или нет?» – 28 % опрошенных респондентов ответили утвердительно, 60 % – четко сказали «нет», а свыше 10 % – затруднились ответить. Метод внешней идентификации (сколько знакомых – казаки) дал среднюю оценку – 28,3 %.

Учитывая поисковый характер исследования, можно сделать вывод, оценка численности казачества в 28 % от населения Ростовской области (т. е. свыше миллиона человек) может быть рассмотрена как рабочая гипотеза. Причем, рассматривать эту численность необходимо скорее как факт общественного сознания, чем как факт практической деятельности и поведения людей.

Среди женщин самоидентификация себя с казачеством распространена почти в два раза меньше, чем среди мужчин. По возрасту среди тех, кто относит себя к казачеству, на 12 % больше, чем среди неказаков людей старшего возраста (свыше 50 лет) и на 9% меньше молодежи (до 30лет). По образовательному уровню среди казаков на 7 % меньше людей с высшим и неполным высшим образованием и на 3,6 % больше людей с неполным средним образованием. Обе эти тенденции – старший возраст и меньший образовательный уровень казачества не столь четко выражены, чтобы делать однозначные выводы о социальном портрете казачества, но все же явственно присутствуют.

По роду занятий казачество отличается от неказаков следующими параметрами: среди казаков на 10 % больше крестьян, на 12 % меньше служащих и ИТР, на 7 % больше пенсионеров и на 6 % меньше учащихся. Рабочие и предприниматели в равной степени представлены и в казачьем, и в остальном населении области.

Естественно, что доля горожан значительно выше среди неказачьего населения. Однако, и среди людей, причисляющих себя к казачеству, – 51 % жителей городов Ростовской области.

На вопрос: «Сегодня в России возрождается казачество. Как Вы относитесь к этому процессу – положительно или отрицательно?» – получено следующее распределение ответов:

40,8 % – положительно;

18,5 % – скорее положительно, чем отрицательно; 10,1 % – скорее отрицательно, чем положительно;

15,9 % – отрицательно;

14,5 % – затрудняюсь ответить.

В качестве обобщенного выражения общественного мнения (вектора) можно использовать алгебраическую сумму всех положительных и отрицательных ответов. В данном случае отношение жителей Ростовской области к казачеству выражено коэффициентом, равным +33,3.

Вместе с тем, решающим фактором является существенное различие в оценке казачества среди самих казаков и тех, кто казаками себя не считает:

Казаки

Неказаки

Положительно

Скорее положительно, чем

отрицательно

Скорее отрицательно, чем

положительно

Отрицательно

Алгебраическая сумма:

67,3 %

19,9 %

2,3 %

6,2 %

+78,5

26,7 %

16,9 %

14,3 %

22,8 %

+6,5

Таким образом, 37 % среди неказаков отрицательно относятся к возрождению казачества. Столь существенное различие в оценках казачества «изнутри» и «снаружи» этой формирующейся социальной общности может служить источником напряженности в регионе. Одной из причин является разное представление о природе казачества, различие в восприятии той мотивации, которая заставляет возрождать сегодня казачество. Различия в этих восприятиях проиллюстрированы в таблице:

Весь массив

Казаки Неказаки

Кровное происхождение

34,7 %

49,1 %

27,5 %

Проживание на обжитой казаками территории

38,6 %

50,9 %

32,0 %

Влияние родственников, друзей

11,1 %

8,8 %

11,8 %

Возможность чувствовать себя более защищенным в трудное время перемен, распрей

23,9 %

28,1 %

22,5 %

Духовное влияние казачества

17,7 %

25,1 %

13.8 %

Мода, популярность движения среди местного населения

23,1 %

10,5 %

30,9 %

Необходимость защиты России от внешней опасности

24,3 %

31,6 %

20,5 %

Необходимость защиты россиян от внутренней опасности

18,5 %

22,2 %

15,4 %

Необходимость защиты России и россиян от чуждого нашему духу влияния

9,4 %

11,7 %

8,4 %

Опасно не примкнуть к казачеству – возможны притеснения со стороны его наиболее активных сторонников

5,7 %

1,2 %

7,9 %

Затрудняюсь ответить

2,8 %

4,3 %

Проанализировав таблицу, можно сделать вывод: казаки воспринимают себя как реальную общность, детерминированную объективными факторами: кровным родством, проживанием на исторически заселенных казаками землях, духовным влиянием казачества, необходимостью защиты от внешней и внутренней угрозы. Неказаки воспринимают возрождающееся казачество в значительной степени как мнимую общность, основанную на внешних, временных, случайных, наносных факторах: моде, влиянии родственников, друзей, угрозе возможных притеснений со стороны ретивых сторонников казачества, борьбе за власть, конъюнктуре.

Вопрос о земле. К началу 1917 года структура землевладения на Дону выглядела так: казаки, составлявшие 42,3 % донского населения, владели 64,5 % земли, «коренные крестьяне», составлявшие 25,5 % населения, имели 3,9% земель, помещикам принадлежало 15,0 % земли, калмыкам – 3,8 %, а 18,8 % составлял войсковой запас.

Сегодня один из наиболее распространенных мифов в отношении возрождающегося казачества – мнение о том, что казаки против частной собственности на землю. В ходе исследования установлено, что это не соответствует действительности. На вопрос: «Ваше отношение к частной собственности на землю?», – ответы распределились следующим образом:

Весьмассив Казаки

Неказаки

Я за право граждан России иметь землю в частной собственности

Я против частной собственности на землю

Затрудняюсь ответить

77,4 %

10,3 %

11,3 %

70,3 %

14,6 %

9,6 %

81,2 %

8,1 %

14,8 %

Таким образом, все население Ростовской области, и казаки и неказаки достаточно единодушны в своей поддержке частной собственности на землю. Если сегодня организовать референдум по этому вопросу, то Дон проголосует «за». Это не снимает проблемы и противоречий реального землепользования и землеустройства, а лишь фиксирует факт общественного сознания, но это факт весьма важный в условиях современной политической борьбы и перипетий второго этапа экономической реформы.

Мировоззренческие установки и политические ориентации. Еще одним мифом является представление о консервативности и реакционности казачества. Как подтверждает контент-анализ центральной прессы, либеральная интеллигенция воспринимает казачество как фатального противника демократической реформы. Анализ социологических данных показывает, что, при всей противоречивости настроений в возрождающейся казачьей среде, вывод о преобладании в ней консервативных и реакционных элементов и тенденций был бы неверен. Об этом свидетельствует целый ряд индикаторов. «По какому пути следует пойти России?» – задали вопрос ученые. Респонденты сделали свой выбор из предложенных вариантов. Их ответы отражены в следующей таблице.

Весь массив Казаки

Неказаки

Вернуться на тот путь, по которому шли с октября 1917 года

6,6 %

11,1 %

5,1 %

Пойти по пути, которым идут США, Западная Европа, Япония и т. д.

22,8 %

18,1 %

25,0 %

У России свой, особый путь развития

55,3 %

58,5 %

53,9 %

Затрудняюсь ответить

11,6 %

11,1 %

12,1 %

Из таблицы видно, что установки казачества на выбор исторического пути весьма незначительно отличаются и в основном совпадают с установками всего населения области. Мировоззренческие различия, например, одной возрастной группы от другой более значительны, чем отличия казаков от неказаков по этому вопросу.

Специфика казачьих умонастроений заметнее при переходе от общих проблем «выбора пути» к частным проблемам типа «что делать», «с чего начать».

На вопрос: «Что, на Ваш взгляд, в первую очередь должны сделать российская и местная власть?», – получено следующее распределение:

Весь

массив

Казаки

Неказаки

Прекратить спекуляцию и навести порядок

51,1 %

56,7 %

46,9 %

Обеспечить развитие предпринимательства на основе частной собственности

31,0 %

22,4 %

37,6 %

Принять меры социальной защиты населения

45,3 %

45,0 %

46,1 %

Сохранить целостность России

38,1 %

36,8 %

37,6 %

Защитить демократию и не допустить возврата к прежнему

16,0 %

12,3 %

17,4 %

Весь

массив

Казаки

Неказаки

Возродить православие и духовность в России

12,6 %

12,9 %

12,9 %

Остановить рост преступности

38,1 %

38,6 %

38,5 %

Обеспечить права человека

39,5 %

31,6 %

44,1 %

Добиться возрождения казачества

9,9 %

25,7 %

2,2 %

Из таблицы видны приоритеты и идеологеммы казачества: порядок, социальная защита, ликвидация преступности, целостность России. Эти позиции характерны и для неказачьего населения области, у которого они развиты несколько меньше, но прибавляются установки на права человека, частную собственность, предпринимательство. Весьма примечательно, что ориентации на православие и духовность незначительны, и казачество этим совершенно не отличается от неказачьего населения. Это позволяет сделать вывод, что речь идет о создании современной, хотя и специфической социальной общности, которая имеет с дореволюционным казачеством некоторую культурную, кровную связь, но все же не может быть воспринята как перенос в Россию 90-х годов XX века социальной общности, прекратившей свое существование в первой трети столетия.

Воинская служба и казачье самоуправление. Казачество было сформировано «сцепкой» трех элементов: воинская служба – землевладение – самоуправление. Без этих элементов или без одного из них возрождение казачества приобретает фольклорно-этнический характер (что, кстати, по мнению ряда экспертов, является предпочтительным вариантом развития событий). Индикатором ориентации на воинскую казачью службу был вопрос: «Ваше отношение к идее создания воинских формирований казачества»? Ответы распределились следующим образом:

Весь

массив

Казаки

Неказаки

Положительное

31,7 %

56,1 %

19,7 %

Скорее положительное, чем отрицательное

16,5 %

17,5 %

14,3 %

Отрицательное

25,0 %

12,3 %

34,0 %

Скорее отрицательное, чем положительное

8,8 %

4,1 %

11,5 %

Затрудняюсь ответить

17,8 %

8,2 %

26,6 %

Суммарное отношение жителей Ростовской области, выраженное алгебраической суммой всех положительных и отрицательных оценок, равно +14,4. Для казаков этот интегральный показатель отношения к воинским формированиям казачества равен +57,2, а для неказаков это уже отрицательная величина, равная – 11,5, что выражает преобладание негативного отношения к таким формированиям.

Большинство жителей Ростовской области объединяет понимание необходимости перемен в вооруженных силах, проявившееся в распределении ответов на вопрос: «Какая воинская служба, на Ваш взгляд, более подходящая для юношей Вашего города, села»?

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5