И наконец, наиболее сложный случай, к которому относятся учеты таких птиц, как например, малая конюга. Этот вид гнездится в осыпях, но в отличие от других конюг, птицы посещают колонии ночью. Следовательно, никакие методы, разработанные доныне, не работают. Остается надеяться, что дальнейшие разработки методов учета с применением современных технологий позволят решить нам эту проблему.

Завершали работу Школы после кофе-брейка две лекции «Изучение структуры колоний околоводных птиц» и «Особенности изучения поведения колониальных птиц: как наблюдать за большим числом птиц сразу».

Структура надорганизменных систем, в частности – колоний, один из интереснейших вопросов современной биологии. Хотя исследований проведено много, структура колонии и пространственные связи колониальных птиц не рассматриваются как понятые и продолжают изучаться все более глубоко и с применением методов других наук, в частности – математики (Харитонов, 1987, 1990, 2005; Kharitonov, Siegel-Casey, 1988; Siegel-Causey, Kharitonov, 1990). Способ изучения структуры колонии сводится к двум этапам. Первое – разбиение колонии на совокупности гнезд (или пар), обладающих общими характеристиками, например: заселившиеся в определенные интервалы дат, гнезда с определенной окраской яиц, особенности материала гнезд, микробиотоп гнездования и т. п. Второе – анализ, не образуют ли эти характеристики каких-либо пространственных закономерностей как внутри групп, так и у групп относительно друг друга.

При изучении структуры колонии и колониальности очень важно бывает установить характерные для вида максимальные возможности пространственного уплотнения колонии. Этот вопрос хорошо поддается экспериментальному изучению в природе путем искусственного сближения гнезд (Харитонов, 1982; Barbazyuk, 2005).

При обработке данных, кроме стандартных статистических методов, можно применять описанные в других тезисах методы оценки пространственного распределения гнезд и их совокупностей. Анализируя распределение гнезд на разных этапах заселения, удалось понять, на каких стадиях имеет место тяготение птиц друг к другу, а с какого момента и на каких дистанциях начинает превалировать антагонизм (Kharitonov, Siegel-Casey, 1988; Kharitonov, 1999). При изучении групп колоний разных видов обнаружилось, что группы колоний у озерной чайки образуют надколониальную систему, а у черноголового хохотуна – нет (Харитонов, 1998; Kharitonov, 1999). Ряд специальных методов оценки пространственных распределений (Мельников и др., 2001; Харитонов, 2006) дают возможность выявить градиенты плотности у различных внутриколониальных группировок птиц. В частности, в колонии лугового луня первые птицы гнездились равномерно по всему гнездовому биотопу. Поселившиеся позже птицы в пределах того же однородного биотопа образовали градиент плотности, направленный к одному из краев колонии (Сапельников и др., в печати).

Используя в качестве критериев характер формирования колонии и распределение гнезд, колониальных птиц оказалось возможным разделить на три когорты (Kharitonov, Siegel-Causey, 1988). В колониях типа I наиболее постоянным свойством колониальной структуры является область, занимаемая колонией, плотность гнездования увеличивается путем вторжения новых поселенцев между уже присутствующими. В колониях типа II наиболее постоянным свойством является плотность, область колонии значительно более изменчива. Колонии типа III могут быть описаны как совокупность длительно существующих «клеточек» или модулей, где каждый модуль – это гнездовое место со своим биотопическим окружением. Наиболее постоянным свойством такой колонии является число потенциальных гнездовых мест.

На более высоком уровне анализа весьма перспективными представляются методы фрактальной геометрии и перколяционный анализ. Таким образом, показано, что в структурном плане колонию можно представить как систему вложенных взаимоподобных структур – фрактал, где каждый элемент при изменении масштаба вверх или вниз подобен элементам на других (высших или низших) уровнях (Харитонов, 2006).

Во второй лекции автор отметил, что при наблюдениях за группой соседних особей в колонии вполне возможно производить их индивидуальное опознавание по внешним признакам. Внешние признаки, в отличие от искусственных меток, не позволяют опознать птицу в любом месте, а лишь в районе наблюдений. При такой методике ошибочно опознавались не более 3% особей. Наблюдения можно проводить на площадках с естественными границами, однако для сбора статистических данных гораздо продуктивнее применять разметку площадки наблюдений. Разметка позволяет точнее указать место пребывания каждой особи на площадке. Фиксировать поведение большего числа особей на площадках позволяет метод поведенческого сканирования. Для этого весь поток поведения необходимо разбить на отдельные составные части, или паттерны. Отдельными паттернами можно считать различные демонстрации и действия, например: сидит, ходит, атакует (указывается кого), исполняет такую-то демонстрацию и т. п. В наших исследованиях один раз в пять минут на схеме площадки в определенной последовательности фиксировалось положение каждой особи. Системой значков обозначался ее пол, номер и поведение в данный момент (один из паттернов), а также кому адресовано то или иное действие. Например, за трехчасовой сеанс наблюдений могло быть сделано до 36 записей о каждой птице. Данные способ регистрации поведения позволял наблюдать одновременно до 14 пар у озерных чаек, до 10 пар – в колонии черных казарок, 8 пар – у белых гусей и до 42 территориальных птиц или пар тонкоклювых кайр.

По полученным данным составляется карта гнездового участка каждой особи и таблица частоты встречаемости различных паттернов ее поведения за каждый сеанс наблюдений. Эти данные, вместе с дополнительными записями поведения птиц в течение периода их пребывания на площадке, составляют «биографию» каждой особи. В этих «биографиях», кроме карты участка и таблицы поведения, имелись сведения также о характере взаимоотношений с другими птицами, количестве яиц, времени насиживания, гибели яиц и птенцов и т. д. По картам удобно определять площадь участка и динамику его формы и положения. Паттерны поведения, в зависимости от целей исследования, можно группировать в более крупные единицы - типы поведения, например, гнездостроительное поведение, комфортное поведение и т. д. Такого типа количественная оценка позволяла сравнивать поведение разных особей или одной и той же особи в различные периоды гнездового цикла. Это позволило, в частности, провести количественный анализ изменения площади участка и характера поведения самцов озерных чаек при колебаниях их семейного статуса.

Весьма продуктивной оказалась разработанная нами методика учета конфликтов между особями. Победившей в конфликте считалась особь или пара, которая оставалась в районе конфликта после самого конфликта. Поражением считалось покидание птицами этого района.

Для хронометрирования поведения отдельных особей или пар пригодны те же паттерны поведения, что и при поведенческих сканах. При обработке хронометражей для каждого паттерна или типа поведения мы получаем три характеристики: 1) общая длительность каждого типа поведения за время хронометража; 2) частота исполнения каждого типа поведения; 3) средняя длительность каждого типа поведения. При этом, при помощи специальных приемов в выборку можно включать и неполные фрагменты поведения.

Во второй день проведения Школы для приглашенных участников была организована экскурсия в краеведческий музей г. Азова, где участники ознакомились с экспозициями музея (рис. 13) и городом (рис. 14).

Рисунок 13 – Участники Школы в краеведческом музее г. Азова

Рисунок 14 – Участники Школы на экскурсии в г. Азове (слева направо: , , )

По окончании Школы была принята резолюция (приложение Б), согласно которой создана Рабочая группа по изучению морских птиц (рис. 15)

Рисунок 15 – Первые члены Рабочей группы по морским птицам

Результаты работы Школы освещены в средствах массовой информации (Приложение В):

Хохотунья на крыше // Российская газета, № 000 от 31.10.06 г. Пеленг птиц эффективен, но пока дорог // Академия, № 33 от 4.11.2006 г. Птицам лучше на кладбище // Вечерний Ростов, Птицы над морем // Наше время, № 000 от 9.11.2006

ПРОТОКОЛ

Пятой Всероссийской школы по морской биологии

«Методы и теоретические аспекты исследования по морской биологии», проводимой на базе Южного научного центра РАН

от 28 октября 2006 г.

г. Ростов-на-Дону

ПРЕДСЕДАТЕЛИ – д. б.н. , к. б.н.

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

д. б.н. (ИБПС ДВО РАН), д. б.н. (ММБИ КНЦ РАН), д. б.н. (ИПЭЭ РАН), (ИПЭЭ РАН), (ЮНЦ РАН, ММБИ КНЦ РАН), к. б.н. (МГУ), к. б.н. (Союз охраны птиц России), к. б.н. (Ростовский госуниверситет), (Союз охраны птиц России), (Ростовский аэропорт), (Южно-Уральский университет), к. б.н. (Абхазский госуниверситет), к. б.н. (Прикаспийский институт биологических ресурсов ДагНЦ РАН), (ММБИ КНЦ РАН), к. б.н. (ММБИ КНЦ РАН, ЮНЦ РАН), к. б.н. (ММБИ КНЦ РАН, ЮНЦ РАН), к. б.н (ЮНЦ РАН) и др.

Присутствовало 26 человек.

ДИСКУССИЯ:

СЛУШАЛИ: к. б.н. (Ростовский госуниверситет), к. б.н. (МГУ), к. б.н. (Абхазский госуниверситет), к. б.н. (Союз охраны птиц России).

ПОСТАНОВИЛИ:

Выразить благодарность Оргкомитету 5 Всероссийской школы по морской биологии, руководству и администрации Южного научного центра РАН за организацию этого мероприятия. Использовать материалы лекций ведущих специалистов по морским птицам в учебном процессе по курсам зоология, орнитология, экология и др. Подготовить материалы, необходимые для разработки унифицированной методики исследования морских птиц, для использования ее в региональном мониторинге. Создать рабочую группу по морским птицам. Считать всех участников 5 Всероссийской школы по морской биологии членами рабочей группы по морским птицам. Избрать руководство рабочей группы по морским птицам в составе: председатель – д. б.н. , первый заместитель Председателя д. б.н. , второй заместитель – д. б.н. . Проводить регулярно совещания рабочей группы по морским птицам Издать бюллетень рабочей группы по морским птицам. Подготовить к изданию сборник методов учетов морских птиц.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6