Также как и в мужском костюме верхней одеждой служили суконные сэкмэни, тканевые елэны. Шубы из лисьего меха, отделанные мехом выд­ры, и крытые сверху цветным сукном, бархатом и шёлком, составляли праздничный наряд состоятельных башкирок. [5]

Цвет, орнамент, символика приобретали особый смысл в обрядовых и свадебных костюмах. Пристрастие отдавали красному цвету, геометрическому орнаменту, растительным и кускарным узорам.

- 6 -

В красном цвете видели много значений. Девушки в праздники при выходе на улицу надевали красные платки-покрывала. Красный цвет входил в костюмы невест. Красный цвет был связан с цветом зари, огня, всё это связывалось с жизнью, плодородием, благосостоянием. Белый - символ чистоты, первозданности и радости.[9]

Женские головные уборы были разнообразны, но все они полностью скрывали волосы, которые по народному поверью обладали колдовской силой и могли навлечь несчастья. Женщины обязательно закрывали голову всевозможными платками, самоткаными шалями.

По религиозным воззрениям считалось, что в этой области обитает душа, которая чувствительна к обидам и непочтительному отношению. В волосах, на висках и ушах носили специальные украшения в виде амулетов.

Для платка - покрывала надёжно укутывавшего фигуру молодой женщины, как одинарного, так и двойного выбирали фабричные красно-белые платки (французский платок), или красные – символизирующие огонь призванный охранять молодую женщину от злых чар, и способствующий умножению животворящих природных сил. [5]

Пожилые женщины в качестве головного убора носили белый тастар, покрывающий голову и плечи.

Обязательный элемент женского костюма - кашмау, уникальный головной убор богато расшитый серебром, унизанный красным бисером и кораллами.

Все это декоративное богатство создавалось руками нескольких поколений мастериц и, передаваясь по наследству, превращалось в драгоценный символ состоятельности и величия.

Основу его составляла сшитая из простёганного холста, уплотнённая войлоком или сукном шапочка, с овальным отверстием на затылке. На затылке пришивалась длинная прямоугольная полоса ткани, закрывающая косу.

- 7 -

Вокруг названных элементов создавался сложный по составу и многослойный головной убор, украшенный рядами кораллов, металлическими ажурными пластинами,

серебряными монетами, бисером. Застёгивался головной убор на декоративную застёжку. Иногда вес кашмау достигал несколько килограммов.

Девичьи головные уборы, оставляли открытыми волосы и теменную часть головы. Во всех деревнях можно было встретить девичий косник с бусами (сэсмэу) с затылочным украшением елкэлек (елкэмес).

Косы украшали, вплетая разноцветную тесьму с кистями, бусами, монетами, ювелирными украшениями. Косная тесьма украшалась монетами (их нашивали в одних случаях по две, в других - по 5-7 в ряд) или ювелирными подвесками. Сохранились воспоминания о девичьем налоб­нике из монет — манлайса.

Завершали ансамбль различные украшения. Распростра­нены были «звенящие» кольца и браслеты, пластинча­тые браслеты с гравировкой, коралловые запястья. Особой любовью пользовались ювелирные изделия с сердоликовыми вставками. [10]

В расположенном неподалёку уездном городе Стерлитамак, длительное время сохраня­лись мастера по выработке серебряных украшений. В большом количестве надевались на шею ожерелья из серебра, низанные из бисера, кораллов, бирюзы, жемчуга. Янтарные бусы, согласно поверьям, приносили, здоровье и счастье.

Женский костюм украшали большие прямоугольные на­грудники селтэр, зашитые монетами и кораллами. Кроме них существовали более скромные украшения: «воротники» из монет, нашитых на полукруг ткани (эмэйлек), позументные нагрудники с монетами (алмизеу).

Наряду с демскими чертами, появляются элементы более южных районов (коралловый накосник — сэсмау, нагрудник — селтэр, алмизеу, монетный косник сэс ургес).

- 8 -

Особенностью нашего района явилось совместное ношение женского нагрудника селтэр и хакал. Хакал округлой формы, был расшит монетами и обрамлён рядами кораллов и бубенчиков.

Таким образом, изучив этнографический материал и фотографии, мы сделали вывод, что для традиционного костюма Ишимбайского рай­она характерно сосуществование элементов одежды трёх локальных костюмных комплексов, составляющих местное свое­образие (юго-восточного, юго-западного, центрального).

- 9 –

1.2. Использование войлока в традиционной культуре и быту башкир.

В последние годы в Республике Башкортостан проводится большая работа по возрождению и пропаганде старинных народных ремесел по изготовлению бытовых и обрядовых изделий.

Наиболее раннее описание процесса изготовления войлока у башкир содержится в работе и относится к XVIII в. В хозяйстве башкир испокон веков ведущее место принадлежало войлоку, который широко использовался в быту, применялся во многих традиционных обрядах - семейно-бытовых, свадебных и религиозных. В то же время это экологически чистый, безвредный для окружающей природы материал. Обработкой шерсти занимались не только кочевые, но и оседлые башкиры, в хозяйстве которых большую роль играло овцеводство. [14] Древние навыки выработки войлока вручную до сих пор еще сохранились в некоторых башкирских сёлах.

  Широко использовали войлок при изготовлении одежды, головных уборов, обуви, переметных сумок. Войлоком покрывали полы, стены и купол переносных башкирских жилищ, использовали в качестве постели. У башкир распространенным фольклорным образом была белая юрта (ак тирмә), которая олицетворяла собой красоту и удачу, свидетельствовала о высоком социальном положении хозяев.[13]

  Из войлока изготавливали обрядовые изделия: молитвенные коврики, узорчатые кошмы, чепраки и чехлы, которые являлись неотъемлемой частью приданого невесты.

Узорными войлоками накрывали сундук с вещами невесты и телегу, на которой везли ее в дом мужа. Невесту перевозили верхом на нарядно убранной лошади, под седло которой стелили свадебный чепрак на войлочной основе (серге, сергетыш), а через седло перебрасывали коврик (кызыл түшәк).[6]

- 10 -

До наших дней сохранился древний обычай стелить белый войлок под ноги невесты в момент прибытия ее в дом жениха (Ак кейезгә бастырыу). По прибытию невесты свекровь приглашала ее пройти в комнату и сесть на нары, застеленные (белым) войлоком. Считалось, что сидение невесты на войлоке приводит к достижению благополучия и продолжению рода.[12]

На белый войлок укладывали новорожденного ребенка, белую кошму набрасывали на сабантуях на коней батыров-победителей. В виде покрывала войлок использовали в погребальных обрядах.

В начале прошлого века в технике кошмоваляния изготовляли молитвенные коврики (намазлык). Уникальный образец такого намазлыка в середине прошлого века был найден в Ишимбайском районе РБ. Это изделие поразило своей простотой и скупостью художественного решения. Крупно и выразительно темной некрашеной шерстью, одним контуром было введено во все пространство белой кошмы изображение михраба в виде арки. Суровость, лаконичность образной характеристики культового предмета несет в себе черты архаической культуры башкир.

С давних пор использовались и целебные свойства шерсти. Положительные результаты воздействия войлока на биоактивные точки могут сравниться с сеансами иглотерапии и акупунктуры. Натуральная шерсть благотворно воздействует на организм при остеохондрозах, радикулите, артрите, ревматизме, болезнях суставов, заболеваниях аллергического характера и заболеваниях, связанных с нервной системой. Опаленным войлоком лечили порезы ран, войлок использовали при лечении различных кожных заболеваний, раковых опухолей.

  Старинные войлоки были естественных цветов: черные, серые, коричневые или белые. Иногда их орнаментировали: на черном фоне красовались белые роговидные узоры (кускар), или наоборот, на белом – черные.

Встречались и более нарядные войлоки, которые изготовляли с использованием цветной крашеной шерсти.

- 11 -

На праздничном войлочном полотне из тканей, изготовленных методом аппликации, мозаики, вышивки, размещали солярные знаки, ромбы и его варианты.

Также использовали для украшения рогообразные элементы, памятные даты, имена, названия населенных пунктов. Дополнительно такие изделия оформлялись красивыми кистями. [4]

Эти же мотивы представлены в предметах, оформленных тамбурной вышивкой по войлоку, и получивших название «кускарной» (от слова «кускар» - «улитка» или «рога барана» - основной спиралевидный мотив башкирской вышивки). Среди таких предметов, войлочная и суконная обувь (сарык).

Для декоративного оформления башкирского войлока характерны геометрические элементы, криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур. Символом солнца, плодородия, молнии является элемент свастики. [12]

Технология изготовления войлока из шерсти у разных народов разная, но суть их в одном: перемешать мелкие волокна шерсти, которые благодаря своему чешуйчатому строению входят в прочные связи друг с другом.

В современном обществе постепенно возрождаются старинные приемы изготовления изделий из этого уникального материала, имеющего большое будущее. Таким образом, происходит возрождение древнего ремесла. Возрождение, сохранение и обогащение народных традиций в области искусства войлока – важное явление современной культурной жизни нашей республики.

- 12 -

1.3. Женский образ Хумай (лебедь) в произведениях древнего башкирского эпоса.

Лебедь  — изящная птица с белым оперением и длинной, гибкой шеей в античности считалась символом единства двух стихий — воздуха и воды, а также благородства и чистоты.

Лебедью восхищались и восхищаются все. Но у некоторых народов она была священной птицей. Обычай почитания лебедей, как своих священных предков, запрет убивать их широко бытовал у ряда народов Сибири. Культ лебедя у этих народов древний, устойчивый и широко распространенный. Некоторые бурятские роды возводят свое происхождение к лебедю. Исследователь отмечал, что бурятское племя хангин «ведет свой род от лебедя, почитает эту птицу священной и считает за грех убивать ее».[11]

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5