A. A. Бринцева
КАЗАКИ В ТВОРЧЕСТВЕ КАРЛА БЕРНЕ
Интерес к русскому казачеству возник во Франции еще в конце XVIII в., а после кампаний 1813-1814 гг. эти всадники с пиками стали одним из излюбленных сюжетов европейских художников.
Французский художник Антуан-Шарль-Орас (Карл) Берне (1758-1836) посвятил все свое творчество изображению лошадей, воинов, сцен сражений. Основной темой его графических работ были воины-номады: мамелюки и казаки, которых он переносил на бумагу и холсты с большим вниманием и достоверностью. Карл Берне сотрудничал с Главным военным депо и оставался одним из мастеров ведомства до самой смерти, последовавшей в 1836 г., выполнил сотни рисунков с изображениями сражений, униформы и деталей обмундирования армий Европы, иллюстрировал регламент Бардена. Художник был непосредственным участником второго Итальянского похода, который нашел отражение в серии рисунков и литографий. Во время этой кампании художник впервые увидел иррегулярные русские войска, которые, несомненно, впечатлили его необычностью и красочностью экипировки.
Карл Берне не был участником похода на Россию в 1812 г., тем не менее существует литография по оригиналу Карла Берне, посвященная Бородинскому сражению, названная «Сражение при Москве-реке, взятие большого редута». Сама по себе литография малоинтересна, по сути, она является расширенной композиционной схемой, уже найденной Карлом в его ранних произведениях. Художник достаточно часто использует удачные моменты и повторяет их с незначительными изменениями в последующих произведениях. В данном случае композиция является расширенным вариантом полотна «Утро Аустерлица», повторяет фрагмент картины «Битва при Маренго». Ком-позиция проста и лаконична, в ней проявилось стремление художника к строгости и благородству стиля. Группа маршалов и Наполеон максимально приближены к переднему плану и выделяются четкими силуэтами на фоне дымов сражения. Построение фигур выполнено с таким расчетом, чтобы сразу привлечь внимание к главному персонажу: император верхом на белом жеребце помещен практически в самый центр. Лошади маршалов и свиты примечательны своей стройностью, четкостью движений, гордым духом; они взволнованны, встают на дыбы, предвкушают дым сражения. Эти лошади поразили многих критиков своей выразительностью. Конь же Наполеона предельно спокоен, сдержан и полон достоинства, как и его хозяин. Осанка Бонапарта благородна, с оттенком спокойной уверенности; правой рукой он придерживает поводья, левая вытянута вперед в указующем жесте. Маршалы и генералы не портретны, они все практически на одно лицо; возможно, в этом проявилась погрешность гравера, но, как отмечают многие исследователи, Карл также не обладал талантом портретиста.
В собрании Бородинского музея-заповедника находится офорт, который приписывают Карлу Берне, «Взятие русского редута французскими гренадерами»[1]. Но на самом деле офорт выполнен сыном Карла Берне Орасом в 1818 г. В то время молодой художник освоил технику офорта и выполнил серию небольших произведений, представляющих маленькие сценки сражений наполеоновских войн.
Эпизоду войны 1812 года посвящено полотно Карла Берне «Атака казаков, эпизод из русской кампании 1812 года»[2]. На полотне представлена конная битва в горах, композиция насыщена динамикой: казак Черноморской сотни с пикой наперевес несется в атаку на великолепной белой лошади. Пейзаж совершенно не соответствует русской кампании, а является, очевидно, альпийским пейзажем. Вероятнее всего, это лишь ошибка атрибуции и картина не имеет отношения к войне 1812 года. Карл впервые увидел казаков во время итальянской и швейцарской кампаний 1799 г. Об этом свидетельствует картина Карла Берне «Казаки в горах» (Музей Кальве, Авиньон). На полотне представлен казак, переходящий пропасть в горах по небольшому мостику.
Изображения казаков в европейской живописи были достаточно распространены. В 1814 г. во время заграничных походов 1813-1814 гг. казаки стали излюбленной натурой изображения европейских живописцев. Зарождающийся романтизм и ориентализм подогревали
интерес художников к востоку и всему необычному. Казаки пользовались даже большей популярностью, чем мамелюки.
Основная часть рисунков Карла Берне с изображением казаков датируется 1810-1814 гг., гравюры по этим рисункам были выполнены после 1815 г. По картине «Конная битва в горах» была гравирована фигура казака, названная «Лошадь казака». Изображенный на ней казак лейб-гвардии Черноморской сотни несется в атаку, привстав в стременах.
В 1810 г. гравер Шарль Франсуа Леваше выполнил серию листов по рисункам Карла Берне. В серию вошли такие изображения, как казак Черноморской сотни в бою, казак на марше, скачущий казак, казак на отдыхе, выход из лагеря. Многие из листов серии существуют также и в цветном варианте.
Карлом Берне была создана большая серия графических работ, представляющих лошадей разных пород[3]. Наибольший интерес для нас из всей серии представляют фигуры казаков. Соединяя художественный и талант наблюдателя, Карлу Берне удалось с максимальной точностью передать типичные черты этих воинов. В серию входят изображения волжских, донских, уральских казаков, встречаются комические сценки, например казак, упавший с лошади, или казак, пытающийся поднять лежащую на земле лошадь.
С точки зрения изучения авторского стиля и манеры художника особого внимания заслуживают, естественно, не гравюры, а оригинальные рисунки и акварели. Примечательны рисунки Карла Берне с натуры, их интересно сравнивать с последующими литографиями. Например, литографии Энгельмана, изображающей казака и его лошадь, предшествовал быстрый живой карандашный рисунок[4]. В наброске, выполненном тушью, художнику с помощью живой линии, всего несколькими штрихами удалось передать характерные особенности экстерьера лошади, портрет казака, его ухмылку. В законченном варианте изображение приобрело некоторую карикатурность, которая была свойственна многим графическим работам Карла Берне[5].
В серии гравюр «Костюмы»[6], в которой Карл Берне отобразил различных персонажей, населявших Париж, есть также и казаки -«галантный казак» и «бивак казаков», где казаки изображены около шалаша. На одном из них трофейное обмундирование и странный головной убор, похожий на металлический кувшин. Карл Берне с большим интересом относился к иррегулярным войскам и старался максимально точно изобразить все детали их обмундирования и вооружения, его натурные рисунки бесспорно являются важным свидетельством современника.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Литография Ластейи по оригиналу К. Берне. 1830-е годы. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.
[2] Картина находится в частном собрании, в 1993 г. она была продана на аукционе Сотбис, и в начале 2000-х - на аукционе Кристис.
[3] Suite de chevaux: Gravés par Engelmann; Cheval de Cosaque irrequlier; Cosaque d' Ural; Cheval de Cosaque du Don; Cosaque du Don; Cosaque relevant son cheval; Kalmuck en retraite; Cosaque du Volga; Kalmuck en route.
[4] Horses, women and men: Sketches by Carle Vernet. L., 1988. P. 22.
[5] Collection de costumes gravés par Debucourt.
[6] Horses, women and men... P. 27.



