Фуад Мамедов
ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ
КОРОЛЕВСТВА НОРВЕГИЯ
История культуры человечества убедительно подтверждает ту непреложную истину, что процесс развития национальных культур должен базироваться на закономерностях и требованиях процесса развития мировой цивилизации. Это приобретает особое значение в условиях глобализации, предъявляющей растущие требования к жизнеспособности малых и больших государств. Игнорирование объективных законов и требований времени неизбежно ведет к кризису локальных культур и отставанию отдельных государств от уровня и темпов общемирового развития. Как известно, в истории человечества, в особенности при тоталитарных режимах, такие сферы и институты культуры как литература, искусство, религия, нередко использовались и в качестве идеологических инструментов управления, поставленных на службу политических интересов власти. Однако опыт мировой культуры свидетельствует о том, что наиболее высокого уровня в своем развитии достигают те народы, у которых стратегическим приоритетом государственной политики становится интеллектуальное развитие, превращающееся, со временем, в устойчивую национальную традицию.
Всемирная конференция по политике в области культуры (Мондиакульт, Мехико-Сити, 1982) подчеркнула необходимость понимания культуры в качестве главного фактора развития. Это понимание было поддержано ООН и ЮНЕСКО, осуществляющими целенаправленную созидательную деятельность в области развития мировой культуры. В 1988 –1997 гг., под эгидой этих организаций, прошло Всемирное десятилетие развития культуры. 2000 год объявлен годом культуры мира, 2001год пройдет под знаком диалога между цивилизациями.
Международная конференция по исследованиям в области культурной политики, проходившая в Норвегии в ноябре 1999 года, показала необходимость осуществления в нашей стране давно назревшего перехода к государственной политике в области культуры, обеспечивающей потребности развития демократического общества и правового государства.
Новая социально-политическая система Азербайджана требует формирования в стране новой демократической культуры. Старая, советская система имела большие достижения, но вместе с тем, концепция марксизма-ленинизма страдала известным субъективизмом, связанным с классовым подходом и положением о диктатуре пролетариата. Со временем культурная политика страны перевоплотилась преимущественно в политику управления искусством, оставив вне поля зрения координацию развития целого ряда основных социальных институтов целостной системы культуры. Эти реалии ставят на повестку дня необходимость разработки и практического воплощения программ и проектов, нацеленных на социально-культурные реформы в Азербайджане, призванные обеспечить переход к новой культурной политике - как политике развития и благосостояния.
Переход к новому, демократическому обществу, интеграция в мировое цивилизованное сообщество, обеспечение высокого уровня благосостояния не могут быть достигнуты без опережающего развития духовной культуры и духовного производства, построенных на демократических принципах и традициях. Управление культурой в новых исторических условиях должно гибко реагировать на меняющиеся реалии эпохи, обеспечивая прогрессивное социально-культурное развитие общества и государства. В противном случае неизбежно естественное торможение социально-культурного развития, обострение противоречий между новой системой и старыми, изжившими себя формами организации и управления культурой. И политика, и экономика - суть социальные институты культуры, и их обновление требует формирования новой системы духовных ценностей, национальной по форме и демократической по содержанию. Таким образом, трансформация постсоветской национальной культуры Азербайджана в демократическую является продиктованной требованиями времени неотложной стратегической задачей нашего государства. Она предполагает комплексное новационное решение научных, образовательных, технологических, правовых, политических, экономических, социальных, экологических и иных проблем развития азербайджанского общества. Азербайджан, как часть целостного взаимозависимого мира, может и должен стать одним из наиболее культурных регионов мировой цивилизации, сыграть свою историческую роль в расширении демократии как зоны мира, стабильности и развития.
В этом контексте большой практический интерес представляют скандинавские социально-культурные модели, и, в частности, норвежская модель развития. Основой высокого уровня социально-экономического развития Норвегии является высокая духовная культура страны, в которой благосостояние и совершенствование человека рассматривается как главная цель существования государства. Поэтому изучение опыта социально-культурного развития Норвегии имеет важное значение для нашей республики. Оно представляет для нас большую научную и практическую ценность, так как связано с обретением новых знаний и опыта, необходимых для формирования культуры демократии в Азербайджане.
Замечательным свидетельством высокой культуры гражданского общества в Норвегии, нацеленной на совершенствование и повышение качества жизни человека и общества, является служение правительства своему народу на основе приверженности принципу «государства всеобщего благосостояния». , призывая к изучению опыта норвежской культуры, восхищаясь свободолюбием, характером и инициативой норвежцев, подчеркивал роль социально-культурной среды, породившей подъём демократической культуры в Норвегии ы XIX веке и её влияние на всю мировую культуру.
Культура Норвегии - одно из наиболее замечательных явлений мировой цивилизации, неповторимо ярких по своему самобытному национальному содержанию и не менее удивительных по гуманистическому характеру и эффективности форм социального развития. История развития норвежской культуры - это история познания и бережного преобразования норвежской природы, человека и общества. Это история плодотворной интеллектуальной и эмоциональной деятельности, напряженного и добросовестного физического труда ее граждан на благо человека и общества, это история любви к жизни.
Норвегия обладает высоким культурным потенциалом, охватывающим все сферы человеческой жизни и деятельности. Для норвежской культуры характерна высокая культура быта и потребления, мышления и межличностных отношений, производственная и правовая, интеллектуальная и политическая культура. Это своеобразная "панкультурность", в которой культура выступает как показатель и сущность, средство и цель человеческого развития.
Культура Норвегии уходит своими корнями в глубокую древность, в период, предшествовавший первым цивилизациям. В результате археологических исследований, на ее территории обнаружены остатки поселений позднего палеолита, возраст которых приблизительно датируется в 8-10 тысяч лет. Собственно название страны впервые встречается в английских и французских письменных источниках 9 века, где страна называется Нортуагия, Норвегия и Нордвег.
В древности территорию Норвегии заселяли германские племена. К норвежцам в полной мере можно отнести характеристику, данную германцам еще в I веке н.э. выдающимся римским историком Публием Корнелием Тацитом, критически оценивавшим упадок культуры в Римской империи и видевшим в этом основную причину ее грядущего распада.
Тацит не раз с похвалой отзывается о природной чистоте человеческих отношений у германцев, о первобытной суровости их обычаев, критикуя на этом фоне вырождающееся римское общество.
По-видимому, норвежцы не знали рабовладельческой культуры и осуществили переход от первобытной культуры - к средневековой, феодальной, миновав стадию рабства. История Норвегии хорошо изучена, начиная с периода раннего средневековья, связанного с эпохой викингов. В 800-1000 гг. корабли норвежских викингов плавали к Каспийскому морю на Востоке и в Ирландию на Западе. Они пересекли Атлантический океан и достигли берегов Гренландии и Северной Америки, плавали по Средиземному морю в Константинополь и основали колонии в Исландии, на Фарерских и Шетландских островах, и в Нормандии (Франция). Средневековая норвежская культура - культура викингов, носила весьма своеобразный характер. Уже в этот период наиболее ярко проявляется характерный для норвежской самобытной культуры дух свободы и независимости, который, спустя столетия, наиболее полно воплотился в условиях формирования и развития в стране демократической культуры.
На рубеже 9-10 вв. началось политическое объединение Норвегии под властью Гонунга Харальда I Хорфагера. В результате этого в ХII веке Норвегия была объединена в единое государство. Характерным для формирования норвежской культуры в этот период является то, что благодаря высокому духу свободы и независимости, последовательной борьбе за свои человеческие достоинства, крестьяне в Норвегии остались лично свободными. Примерно в это же время в стране было введено христианство и усилились контакты с христианскими культурами Западной Европы. В последующие столетия позиции христианства в Норвегии укрепились. Города Нидарос (в настоящее время Тонхейм), Осло и Берген стали епископскими резиденциями, королевская власть укреплялась вплоть до 1380г., когда Норвегия вступила в унию с Данией.
Расширились торговые связи с Европой, особенно с Северной Германией, и ганзейские купцы имели большое влияние в Бергене.
С 1380 по 1814 год Норвегия находилась в унии с Данией, а затем оказалась в унии со Швецией. В этот период Норвегия постепенно втягивалась в русло социально-культурного развития Европы. Характерным для этого периода был двуединый процесс. Самобытные народные культуры отдельных народов, их социальный опыт, оказывали благотворное влияние на все европейское культурное пространство. Одновременно, в ходе этого процесса, происходило становление национальных культур европейских народов. Это был период формирования и развития новой, демократической культуры во всей Европе, начало которой было положено революционными социально-культурными преобразованиями, вызванными к жизни эпохой Возрождения.
Переход от средневековой культуры к культуре Нового времени, известный под названием Ренессанса, ускорился в XV-XVI веках. В этот период коренным образом меняется человеческое мышление. Освобождаясь от оков средневекового мышления и предрассудков, люди стали по-новому смотреть на небо, на землю и на самого человека, стали по-новому видеть цели человеческой жизни и деятельности. В этих тревожных исторических условиях значение культуры как основы жизни и условия спасения мира, впервые наиболее ярко показал гуманист Петрарка. Он считал, что мир принесут добродетели: великодушие, благодеяния и храбрость, источником которых является культура.
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 |



