Помимо вины, обязательным элементом субъективной стороны бандитизма является мотив и цель. Мотивами при бандитизме выступают финансовое и материальное обогащение.

Чаще всего нападения вооруженной банды на государственные, общественные учреждения или предприятия либо на отдельных лиц совершаются из корыстных побуждений с целью преступного завладения государственным или общественным имуществом либо личным имуществом граждан. Однако нападения вооруженной банды могут совершаться и в иных целях. На практике имеют место случаи нападения вооруженной банды с целью, изнасилования, освобождения конвоируемых арестованных из-под стражи, из хулиганских побуждений и т. д. Кроме этого, бандитизм может преследовать политические цели – проникновение во власть, продвижение своих кандидатов для лоббирования интересов преступной группы и дальнейшего обогащения ее членов.

§ 3. Квалифицированные виды бандитизма

В действующем уголовном законодательстве предусмотрен квалифицированный вид бандитизма – совершение его лицом с использованием своего служебного положения. Основными побудительными причинами введения данного квалифицирующего признака является стремление законодателя посредством уголовного закона перекрыть каналы коррупции среди работников государственного аппарата, создающих соответствующее прикрытие для деятельности банд, исключить утечку информации из правоохранительных органов[21].

Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении отметил: «под совершением бандитизма с использованием своего служебного положения, следует понимать использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т. п.»[22].

С объективной стороны рассматриваемого преступления, использование своего служебного положения означает не только выполнение тех прав и обязанностей, которые предоставляются соответствующим лицам по закону, но и использование возможностей, вытекающих из их служебного положения – связи, авторитет, возможность контактов с нужными людьми и т. д. Данные лица могут состоять на службе как в государственных органах или органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, так и в различных негосударственных структурах.

Формы содействия банде могут быть различными: финансирование деятельности, предоставление информации об объектах, лицах и мерах, предпринимаемых правоохранительными органами, по пресечению преступной деятельности банды, в том числе и оперативной информации, осуществление связи между соучастниками, снабжение оружием, боеприпасами, транспортными и иными средствами, совершение действий по подстраховке и прикрытию как деятельности банды в целом, так и ее членов при совершении ими отдельных преступлений и т. д.

Субъект преступления, предусмотренного квалифицирующим признаком бандитизма – специальный. Им является должностное лицо или лицо, имеющее специальный служебный статус в государственной или негосударственной организации.

Глава 3. Проблемы отграничения бандитизма от смежных составов преступлений и совершенствования законодательства об ответственности за бандитизм

Учитывая внешнюю схожесть действий, составляющих объективную сторону бандитизма, сопряженного с вооруженным нападением и применением насилия или угрозой его применения, возникает необходимость отграничить бандитизм от некоторых смежных составов, которые также посягают на неприкосновенность личности, её жизнь, здоровье и имущественные права.

Так, бандитизм следует отграничивать от создания преступного сообщества для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.

Отличия преступлений, предусмотренных ст. 209 и ст. 210 УК РФ представлены в виде таблицы.

Таблица 1.

Преступное сообщество

Бандитизм

Объективная сторона

1. Сплоченная

организованная группа.

1. Организованная группа

2. Может не иметь оружия.

2. Всегда вооруженная группа

3. Объединение нескольких организованных групп

3. Объединение группы лиц

4. Круг общественно опасных последствий шире.

4. Круг общественно опасных последствий более ограниченный

Субъективная сторона

1. Цель – заранее создается с целью совершения убийств, разбоев и т. п. тяжких и особо тяжких преступлений.

1. Цель – нападение, может быть, и не сопряжено с убийством

2. Умысел – прямой, заранее обдуманный и определенный.

2. Умысел – прямой, но может быть внезапно возникший и не конкретизированный.

3. Объединяет в себе не только организованные группы, но и организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп

3. Состоит всегда из рядовых членов и руководителя (организатора).

Разграничение бандитизма и вооруженного разбоя, совершенного организованной группой, – довольно старая проблема в теории уголовного права. С принятием действующего УК РФ она также не получила ясного и убедительного разрешения, так как сохранилась конкуренция норм. Не до конца разрешена данная конкуренция и в Постановлениях Пленума Верховного суда РФ, так как в них не сформулировано полное определение признаков организованной преступной группы [23].

Сложность решения указанной проблемы состоит в том, что и бандитизм, и указанный вид разбоя имеют сходные признаки:

¾  Осуществляют нападения на граждан или организации, связанные с применением насилия или угрозой его применения;

¾  Обладают устойчивостью и предварительной объединенностью для совершения преступлений;

¾  Вооруженность, как банды, так и организованной группы, совершающей разбой.

В зависимости от решения конкретных задач нападение, совершаемое организованной вооруженной группой, можно квалифицировать и как разбой, и как бандитизм, что не соответствует принципам законности и справедливости уголовного права, поскольку данные преступления различаются как по характеру, так и по степени общественной опасности, отраженных в санкциях соответствующих статей[24].

В настоящее время среди правоведов нет единства во взглядах на эту проблему. В уголовно-правовой литературе, по этому поводу бытует мнение, что грань между разбоем и бандитизмом стирается, если разбой совершает организованная группа, оснащенная оружием. В такой ситуации разграничить банду и вооруженную организованную группу, совершающую разбойные нападения, как полагают и , совершенно невозможно. Поэтому если вооруженная устойчивая группа лиц совершает нападение в целях хищения чужого имущества с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой его применения, то такие действия виновных необходимо квалифицировать по совокупности преступлений – разбой и бандитизм[25].

В противовес этим постулатам отмечает, что «разбой отличается от бандитизма по таким признакам, как объект преступного посягательства, использование оружия при разбое по назначению, его применение в ходе нападения, наличие корыстной цели, банда относится к разновидности преступного сообщества и т. д»[26].

По мнению автора курсовой работы, разбоем, совершенным организованной группой, следует квалифицировать вооруженное нападение только в том случае, если установлено, что организованная группа была создана и действовала не с целью совершения нападений на предприятия, учреждения, организации или на граждан, а для совершения различных преступлений против собственности, то есть когда организованная группа не была бандой, а разбой был лишь одним из эпизодов в ее деятельности.

Далее автор работы предлагает проанализировать отличия банды и квалифицированного вооруженного разбоя для более точного определения признаков элементов состава преступления, относящихся к бандитизму и к разбою.

Для всех форм хищений, в том числе и для разбоя, характерен квалифицирующий признак – совершение преступления организованной группой, понятие которой определено в ч. 3 ст. 35 УК РФ: «устойчивая группа, заранее объединившаяся для совершения одного или нескольких преступлений». Указав в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм», что «от иных организованных групп банда отличается своей вооруженностью и своими преступными целями – совершение нападений на граждан и организации», Верховный Суд РФ подчеркнул, что банда – это разновидность организованной группы, а не форма соучастия.

Наличие оружия в банде – обязательный признак бандитизма. При этом имеется в виду оружие только в прямом смысле слова, то есть предназначенное в соответствии с Федеральным законом РФ «Об оружии» для поражения живой или иной цели, подачи сигналов[27], а не любые предметы, используемые в качестве оружия. Состав разбоя может образовать и нападение с применением предметов, используемых в качестве оружия, если они предназначены или приспособлены членами группы для нападений на людей; имитации или негодного оружия.

Законодатель связывает состав вооруженного разбоя с обязательным применением оружия при нападении, тогда как наличие состава бандитизма связывается лишь с наличием оружия хотя бы у одного из членов банды даже без его применения, если об этом было известно остальным участникам банды, и они были готовы его применить.

Различие в квалификации бандитизма и вооруженного разбоя заключается и в том, что бандитизм предполагает организацию вооруженной банды, включая в себя признаки состава преступления, предусмотренного ст. 222 УК РФ. Состав вооруженного разбоя включает в себя только применение оружия и не охватывает его незаконные приобретение, хранение и ношение, поэтому эти составы преступлений образуют реальную совокупность.

Нападение при бандитизме может выражаться в разнообразных формах и совершаться по различным мотивам, тогда как разбой совершается только с корыстным мотивом. Различается и статус нападения: в разбое оно – необходимый элемент объективной стороны, в бандитизме – цель создания банды, то есть является, прежде всего, элементом субъективной стороны, а после, необходимым элементом объективной стороны преступления.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5