@ЗАГОЛОВОК = НАТО и Ливия: "русалка" попалась в сети - часть-2
Новость была встреча с сильным воодушевлением в штаб-квартире Североатлантического союза. НАТО видит для себя особую роль в Ливии и после полного краха режима Каддафи, заявил на минувшей неделе генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. "Мандат ООН, на основе которого сейчас НАТО действует в Ливии, дает нам возможность выполнить еще две миссии по защите гражданского населения страны, - отметил Расмуссен. - Во-первых, это - использование вооруженных сил и их средств для проведения гуманитарной операции по оказанию помощи ливийцам. Во-вторых, как показывает опыт НАТО в Ираке и Афганистане, необходима подготовка ливийской армии и полиции.
Эту миссию также способна выполнить НАТО".
Независимые аналитики указывают, что свергнув режим Каддафи, Запад постарается сделать все, чтобы не выпустить из своей орбиты Ливию, которая обладает крупными запасами нефти высочайшего качества.
Тем не менее, ряд специалистов рассматривает произошедшие в Ливии события как "необычное исключение". Так считает, например, бывший посол США в НАТО Курт Волкер, который сейчас работает в ряде ведущих американских аналитических институтов. Несмотря на нынешний ход событий в Ливии, было бы ошибкой говорить об успехе НАТО, отмечает он во влиятельном американском журнале "Форин афферс". "Было бы правильнее говорить об успехе, пришедшем вопреки глубоко укоренившимся проблемам, которые Североатлантический союз еще даже не начал решать", - отметил Волкер.
"Проблемы начинаются с определением миссии НАТО, затрагивают права руководства альянса и управления, а также одну из самых сложных сторон - солидарность, - полагает аналитик. - НАТО должна быть очень внимательной, чтобы избежать самодовольства от проделанной в Ливии работы. Системные болезни сохраняются и ставят под сомнение будущее НАТО как сильного союза".
Касаясь проблем, которые проявились во время операции НАТО в Ливии, Волкер выделил, в первую очередь, миссию альянса. "НАТО определяет свою роль в Ливии как защиту гражданского населения и гуманитарную помощь, - указывает эксперт. - Однако с самого начала было ясно, что нет путей для реализации данных целей до тех пор, пока Каддафи остается у власти. Тем не менее, НАТО публично отказалось от задачи "смены режима", что лишило всю кампанию в течение первых пяти месяцев необходимой серьезности и военной цели". Положение коренным образом изменилось лишь в последние недели, когда Великобритания, Франция и Италия при поддержке США направили в Ливию специальные подразделения советников, приступили к поставкам снаряжения, создали систему коммуникаций и начали предоставлять повстанцам развединформацию, а также координировать воздушные атаки НАТО с продвижением отрядов повстанцев, указал Волкер.
Почему же НАТО первоначально избрало в Ливии половинчатый путь? Дело в том, что альянс принимает решения консенсусом, а Германия и Турция с рядом других стран, были против более жесткой операции. Резолюция СБ ООН разрешила только защиту гражданского населения, и эти государства НАТО не хотели идти дальше того, что постановил Совет Безопасности. Германия, со свой стороны, просто убрала свои военные суда из Средиземного моря, чтобы они случайно не оказались втянутыми в боевые действия. "События вокруг Ливии продемонстрировали одну из глубоких проблем НАТО - неудобства, которые испытывают ряд европейских государств в отношении использования военной силы", - делает вывод Волкер.
В ходе реализации операции НАТО в Ливии проявилась также еще одна болезнь альянса - проблема с лидерством, отмечает экс-посол. "Неясность с миссией сочеталась с неясностью относительно лидерства в союзе, - пишет он. - После того, как сыграв главную роль в первоначальной волне авиаударов, США неожиданно вышли из кампании, как заметил в этой связи президент Обама, Вашингтон "передал НАТО" операционное руководство. Ясно, что это "умывание рук" объясняется внутренней политикой, когда общество устало от двух других войн и существуют большие бюджетные проблемы. Однако США в течение длительного времени были лидером НАТО и говорить сейчас об альянсе, словно Соединенные Штаты не являются его членом, говоря о союзе - "они", звучит настораживающее".
Это вносит путаницу в самих США, полагает Волкер. Вашингтон продолжает использовать американских летчиков и моряков в операции в Ливии. Зачем подвергать угрозе американских граждан, если США не имеют стратегических интересов в Ливии, а европейцы взяли на себе всю работу, вопрошает аналитик. Характерно, что тенденция воспринимать НАТО как "они" - обычный подход европейцев, для которых Североатлантический альянс всегда был синонимом "американцев". В результате, когда и США, и Европа рассматривают НАТО как "их" структуру, кто же тогда отвечает за альянс, недоумевает экс - посол.
Волкер видит большие проблемы в осуществлении операции в Ливии. "В течение многих лет европейские страны сокращали оборонные бюджеты, хотя участвовали в кампании в Афганистане, - напоминает он. - Ситуация с Ливией показала, что большинство европейских государств-членов НАТО уже не имеют сил и средств для проведения без участия США таких базовых военных операций, как установление зон, запретных для полетов".
Один из наиболее сильных союзников, Великобритания, проводит 8-процентное сокращение оборонных расходов. После нескольких месяцев участия в операции в Ливии она полностью исчерпала запас управляемых ракет и бомб. В результате у многих возникли вопросы, будет ли способен Лондон через несколько лет проводить операции, подобные ливийской. В свою очередь, США исключили из операции в Ливии такие средства, как самолеты А- 20, призванные бороться с танками, а первоначально даже дроны "Предатор", хотя эти вооружения способны значительно изменить ситуацию на поле боя.
По мнению Волкера, решение оставить за ливийскими повстанцами наземные действия и не отправлять войска НАТО в Ливию было правильным. "В конце концов, ливийцы восстали против собственного диктатора и готовы сражаться за свою страну, - поясняет он. - Это позволит им также объявить себя победителями в противостоянии с режимом".
В этих условиях надо было действовать быстрее, считает экс-посол.
"НАТО слишком долго раздумывала, прежде чем установить в ливийском небе запретную зону для полетов, что дало войскам Каддафи возможность вплотную подойти к Бенгази, - подчеркивает эксперт. - Коалиция задержалась и с решением начать предоставлять повстанцам развединформацию, коммуникационные сети, оборудование, военных советников и начать оказывать тактическую воздушную поддержку. Все это могло быть сделано уже в первые недели противостояния с режимом Каддафи. В конце концов, союзники предоставили все необходимое, хотя сделало это было и под столом, как потом они сами признались, по одному, а не от лица НАТО. Это сработало, однако затраты оказались более значительными, нежели могли быть".
НАТО имеет значительные проблемы с внутренней солидарностью.
"Концепция альянса состоит в том, что он имеет общую стратегию, цели и желание действовать вместе для общего блага, доказательством чему является Статья 5 Устава НАТО, - продолжает Волкер. - Идея солидарности уже значительно пострадала во время войны в Афганистане, когда несмотря на согласованную миссию НАТО, несколько союзных стран ввели ограничения на использование своих контингентов, включая запрет на нахождение в зоне боев, даже в случае доставки воздухом медикаментов. Эти действия понятны, так как каждое правительство действует в рамках национальной политики, однако подобные подходы разрушают союз как цельный организм".
Если в Афганистане солидарность начала расползаться, то в случае с Ливией, она полностью исчезла, бьет тревогу Волкер. Ряд стран-членов вообще не приняли участие в ливийской операции. В некоторых случаях это произошло из-за отсутствия у них необходимых вооружений, что во многом вызвано их собственной виной. Другие выбрали "нулевой вариант" участия в ливийской операции. США сами действовали "сдержанно", сократив размеры участия и количество предоставляемых систем вооружения на ливийскую операцию.
"Нет никаких сомнений, что апологеты подобного подхода Вашингтона укажут на лидирующую роль США в Афганистане, другие обязательства и готовность предоставить критически важную помощь в Ливии, - пишет Волкер.
- Однако политически США продемонстрировали, что самоизоляция возможна, и это является трагедией для НАТО как единого организма. Никто не говорит, что дни НАТО сочтены. Но если мы считаем, что Ливия представляет собой успех НАТО, мы никогда не решим проблем, которые сейчас обрушились на Североатлантический альянс". Общий вывод бывший посол США при НАТО делает
следующий: "Мы должны быть реалистами в анализе проблем, которые обнажила операция НАТО в Ливии".
Ближайшее будущее покажет, какие выводы сделает НАТО из ливийской кампании. Ясно, что впредь альянс будет действовать более жестко, делая ставку на целый набор средств, включая применение силы, подготовку и вооружение оппозиции, секретные операции. "К Западу возвращается вкус к авантюрам", - такой вывод делает один из британских аналитиков, комментируя события в Ливии. --0--



