Шершенко Вячеслав  Сергеевич  - обучающийся группы №14 по профессии «Автомеханик»,

Государственное  бюджетное образовательное  учреждение  начального  профессионального

образования  Ростовской области  профессиональное  училище  № 61,

руководитель: – преподаватель истории ГБОУ НПО РО ПУ № 61,

Номинация №2«Исторические хроники» Всероссийского интернет-конкурса «Твоя история. Россия 90-х.»

Тема работы:  « История одного города»

  У каждого города, даже самого маленького, есть своя история. Наш город Новошахтинск расположен на западе Ростовской области,  на юго-востоке Донецкого угольного бассейна.  История Новошахтинска 90-х годов ХХ века способствует созданию целостной картины развития России этого периода.  Эти годы, характеризующиеся многочисленными преобразованиями в стране, стали поворотными в истории нашего города.  К началу 9-х годов в Новошахтинске, который возник и развивался как шахтерский моногород с численностью  120 тысяч человек,  действовало 9 шахт, собственником которых было акционерное общество «Ростовуголь»,  и 90% объема промышленного производства приходилось на угледобычу.

  Правительство России в 1994году, в связи с широкомасштабной модернизацией экономики,  приняло постановление о реструктуризации угольной промышленности, целью которой было повышение эффективности отрасли и сокращении нагрузки на государственный бюджет. (1). Для этого решено было ликвидировать убыточные шахты, выделить из отрасли  непрофильные производства, создать региональные угольные компании, состоящие из рентабельных шахт, передать жильё и объекты социальной сферы органам местного самоуправления.  Начало реструктуризации ознаменовалось ускоренным закрытием нерентабельных шахт, массовым сокращением численности работников отрасли, выделением из угольной отрасли вспомогательных и непрофильных предприятий.

  Сразу же в 1994 году Правительство решило закрыть 42 шахты по стране (из них – 32 в Ростовской области), в том числе – 2 шахты (имени С. Кирова и имени М. Горького)  в Новошахтинске. Такое решение мотивировали малой мощностью угольных пластов, что исключало возможность применения новых горнодобывающих комплексов,  тяжелыми и опасными условиями труда шахтеров. В последующие годы  реструктуризация поспешно продолжалась при недостаточном исследовании перспективности шахт, без привлечения соответствующих специалистов.  В 1995году  прошло переоснащение и плановая реконструкция шахты  имени газеты «Комсомольская правда», что обеспечивало прирост угледобычи и работу горнякам города.  В 1997году при закрытии шахты «Несветаевская»  руководство управления «Ростовуголь» обещало трудоустроить  400 уволенных шахтеров на шахту «Самбековская»,  плановая реконструкция которой было проведена в начале

80-х годов,  и она имела огромные разведанные запасы угля, поэтому считалась самой перспективной в Новошахтинском угольном районе(2).  Но уже в 1998 году эта шахта «Самбековская» была поспешно закрыта и без работы остались около тысячи шахтеров.

  Компания работала в условиях самофинансирования, а производственная мощность в связи с закрытием шахт постоянно снижалась, а убытки акционерного общества постоянно росли: была большая  задолженность по заработной плате работникам угольных предприятий, в том числе и новошахтинцам(3).  На федеральном уровне рассматривались несколько вариантов реформирования деятельности оставшихся шахт, но до конца 90-х годов положительных результатов они не дали. Основными проблемами новошахтинских шахт того времени были: крайне изношенная техника, сложные горно-геологические условия, резко увеличившийся в 1997-1998гг. поток подземных вод (неоткачиваемых из закрытых шахт), кадровые и финансовые трудности с продажей своей продукции в условиях инфляции в стране.  Работающие в городе шахты с трудом существовали, а шахтеры работали, подолгу не получая зарплату или получая ее частями.

  Период реструктуризации – самый тяжелый и драматичный в истории послевоенного Новошахтинска. Отстаивая свои права на труд и заработную плату, горняки проводили забастовки, требуя отмены антинародной политики закрытия шахт и погашения многомесячной задолженности по зарплате.  Новошахтинские шахтеры устраивали забастовки:  перед администрацией города и , в Москве стучали касками на Горбатом мосту, проводили «рельсовую войну» - сидя на железнодорожных рельсах не пропускали пассажирские поезда,- чтобы обратить внимание Правительства и общественности  на свои проблемы, участвовали в общероссийских акциях протеста и на своих рабочих местах, отказываясь подниматься после работы из забоев, устраивали голодовки. Однако остановить процесс закрытия шахт силами только шахтеров не удалось.  В первые годы нового ХХI века несмотря на трудовой героизм шахтеров по причине отсутствия средств поддержки были закрыты все шахты города и без работы остались все горняки. Так в угольном моногороде возникла массовая безработица среди увольняемых шахтеров. Почти перед каждой новошахтинской семьей  остро встала проблема поиска новой работы. С 1994 по 1998гг. количество высвобожденных работников с ликвидированных предприятий угольной промышленности в городе составило 6,5 тысяч человек, доля занятых в угольной отрасли сократилась с 40 до 25%(4). Уровень безработицы вырос с 0,79% до 1,45%(5).  Но данный показатель не отражал реальной ситуации, поскольку лишь незначительная часть высвобожденных рабочих ставилась на учет в качестве безработных. Например, в 1995г. в городе потеряли работу 1395 шахтеров, из которых лишь 102 человека были поставлены на учет, в 1996 году высвободили 1054 человека, а поставили на учет 118 человек, в 1997 году – 1765 и 540 человек соответственно (6).  Имеющиеся в городе предприятия были немногочисленны, и вакансии были незначительны, с низкой зарплатой.  По уровню безработицы  Новошахтинск прочно удерживал первое место в области, (хотя до начала реструктуризации угольная промышленность могла принять на работу всех желающих).  К концу 90-х годов за Новошахтинском закрепилось определение «депрессивной территории».  Социально-экономическое положение Новошахтинска оставалось очень тяжелым. Стремительно ухудшалось положение населения города, из-за нехватки рабочих мест и низкого уровня оплаты труда стоимость электроэнергии, отопления и водоснабжения была одной из самых высоких в области.  Все это отражалось на сокращении городского населения, которое покидало родные места в поисках лучшей жизни: в 1995 году в городе проживало 122,3 тысячи человек, то в 1999 году – 119, 4 тысячи человек. Шел стабильный отток молодежи, снижение рождаемости и «старение» населения.

  Руководство Новошахтинска  и Ростовской области направляло усилия на решение проблемы безработицы и оздоровление социального климата в городе. Было принято решение о перепрофилировании города, развитии новых производств, стимулировании малого бизнеса. В 1996-1997гг. началась разработка Стратегического плана развития города. В 1996 году 50% акций швейной фабрики выкупил предприниматель В. Мельников. Он  разместил здесь современное импортное оборудование, расширил ассортимент, повысилось качество продукции. После закрытия угольных предприятий сюда пошли на работу бывшие шахтеры, которых привлекала возможность получить новую специальность.  В рамках программы местного развития предприятие по производству строительного материала – пенобетона - получило финансовую поддержку, направленную на развитие производства и создание новых рабочих мест для высвобождавшихся работников угольной отрасли (7). Производственные мощности этого предприятия располагаются на территории бывшей шахты «Несветаевская».  К середине 90-х годов  ХХ века относится образование предприятия «Бетон+» на базе закрывшегося  вследствие реструктуризации Соколовского завода железобетонных конструкций. Общий экономический спад строительства снизил спрос на стройматериалы и положение предприятия было очень сложным, хотя оно и предлагало новые рабочие места бывшим шахтерам, но зарплата выплачивалась несвоевременно.  Возникший в 80-е годы Новошахтинский механический завод с 1996 года (используя средства, выделенные на перепрофилирование угольных моногородов) начал производство антенно-мачтовых устройств и металлических банок для лакокрасочной продукции (с 1999г.), хлебобулочных изделий для нужд города(8), на которых трудятся бывшие горняки и члены их семей.

  Для поддержки малого бизнеса в 1997 году был создан  Новошахтинский зональный бизнес-инкубатор (НЗБИ) для учебной, финансовой, консультационной и информационной помощи работникам угольной отрасли, желающим открыть собственное дело и предприятиям малого бизнеса, в основе которых было какое-либо исследование или изобретение.  В 1998 году был открыт муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства (МФПМП), осуществлявший финансирование инвестиционных проектов, краткосрочных займов, консультационных услуг начинающим предпринимателям.  Эти организации только начинали свою работу, и видимых результатов еще не было. Так город стремился к успешному развитию малого и среднего бизнеса в условиях перепрофилирования экономики бывшего шахтерского моногорода и созданию новых рабочих мест, что способствовало последующей нормализации социальной обстановки в городе в первом десятилетии ХХI века. 

  В 90-е годы в связи с реструктуризацией и отсутствием денег в городской казне,  невыплатами зарплат на многих предприятиях и в организациях социальная и культурная сферы города пришли в полный упадок: закрылись кинотеатры,  дворцы культуры бывших шахт, некоторые библиотеки, больницы и поликлиники, почтовые отделения,  уменьшилось количество общественного транспорта, что привело к увеличению безработицы в городе.

  Таким образом,  90-е годы ХХ века  вошли в историю Новошахтинска «чёрной» страницей, негативно отразившейся на судьбе почти каждого жителя этого города.

Восточная  окраина города

  Забастовка шахтеров 

  в Новошахтинске

Забастовка шахтеров в Москве

  Забастовки –  «рельсовая война» шахтеров

 

   

  I.  Использованы материалы: 

www. rosugol. ru. Пласт. Ростовская область. 1998. 11 декабря. Пласт. Ростовская область. 2003. 11 сентября. Социальные проблемы и программы местного развития угольных регионов России //Информационный вестник ГУ «Ростовуголь». 2000. №2//www. sotsugol. ru. Социальные проблемы и программы местного развития угольных регионов России

  //Информационный вестник ГУ «Ростовуголь». 2000. №2//www. sotsugol. ru.

Социальные проблемы и программы местного развития угольных регионов России 

  //Информационный вестник  ГУ «Ростовуголь». 2000. №2// www. sotsugol. ru.

Практика реализации программ местного развития угольных территорий в Ростовской области  (Восточный Донбасс)// Инвестиционный вестник ГУ «Соцуголь» №2. 1999. //www. solsugol. ru. Практика реализации программ местного развития угольных территорий в Ростовской области  (Восточный Донбасс)// Инвестиционный вестник ГУ «Соцуголь» №2. 1999. //www. solsugol. ru.

II. Литература:

1., «История для профессий и специальностей технического, 

  естественно-научного, социально-экономического профилей» в 2ч.-М., «Академия»,2011.

2., , «История Отечества. ХХ век» - М., «Дрофа», 2000.

3.«Новошахтинск: историко-краеведческий очерк. – Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2009.

  Авторский коллектив: , , 

  , ,

III. Фото-материалы  взяты  на портале «Твоя история».