В первых трех случаях речь идет о собственно юридической ответственности. В последних же двух под ответственностью подразумевается несколько иное явление правовой действительности. Вообще сам термин «ответственность» можно рассматривать как минимум в двух значениях: как ответственность за уже совершенные негативные действия и как ответственность за совершение каких-либо действий в будущем, как чувство долга. Такое двоякое понимание ответственности отдельные авторы пробуют перенести и в правовую сферу и говорят о так называемой ретроспективной юридической ответственности - за уже совершенные в прошлом противоправные действия, что и было рассмотрено в данном параграфе; и о позитивной, проспективной юридической ответственности, ответственности за будущие действия, понимаемой как осознание своего поведения в правовой сфере, его последствий и социальной значимости, как чувство долга, как обязанность субъектов права действовать в рамках правовых предписаний. Это ответственность, связанная с активными правомерными действиям, иногда ее понимают как общественное отношение, характеризующее взаимосвязь индивида и общества. Более того, подчеркивают, что без исследования позитивного аспекта юридической ответственности изучение последней будет неполной, эти два аспекта диалектически взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Имеет ли разделение юридической ответственности на ретроспективную и перспективную право на существование? С какой-то точки зрения да, поскольку оно определенным образом отражает реальную правовую действительность. Однако юридической ответственностью в специальном, юридическом смысле можно называть только ответственность за совершенные противоправные деяния. Для того чтобы исследовать явление, называемое «перспективной (позитивной) юридической ответственностью», необходимо переработать понятийный аппарат (поскольку два совершенно различных правовых явления называются примерно одинаково) и рассматривать все связанные с ним вопросы не вместе с юридической ответственностью, а, например, в связи с правомерным поведением. Проблема ретроспективной и перспективной юридической ответственности активно дискутируется в белорусской юридической науке.

Диалектическая взаимосвязь позитивной и ретроспективной ответственности проявляется в оценке поведения индивида. Если поведение признается правомерным, то, следовательно, оно является ответственным. В данном случае проявляется не только осознание субъектом права социальной значимости своего поведения в будущем, но и реализуются правовые предписания в настоящем. Такое поведение санкционируется и поощряется государством. Признавая поведение индивида неправомерным, мы определяем его как безответственное, виновно нарушающее правовые предписания. Оно подлежит пресечению и негативной оценке со стороны общества и государства.

Само же поведение, подвергающееся оценке с точки зрения позитивной и ретроспективной ответственности, и создает барьер, который позволяет увидеть различную сущность, содержание и назначение в праве обоих аспектов ответственности. Существование же конструкций единого понятия ответственности в праве, включающего оба аспекта, не устраняет имеющиеся пробелы в теории ответственности, а наоборот, создает неадекватное представление о сущности исследуемого правового явления.

Следовательно, говоря о юридической ответственности в позитивном и ретроспективном аспектах, мы имеем в виду ответственность в правовой сфере, которая развивается и осуществляется при участии только государства и его органов. Если эти рассуждения в полной мере соответствуют сущности ретроспективной ответственности, то при рассмотрении механизма; позитивной ответственности теряется ее юридическая специфика и возникает потребность в новом термине, содержание которого отражало бы самостоятельную инициативную деятельность субъекта в рамках правовых норм, преследующую достижение положительных социальных целей[6].

Ретроспективный аспект ответственности в праве точнее было бы именовать "юридической ответственностью", а позитивный - "правовой ответственностью". Согласно одному из смысловых значений, термин "право" толкуется как возможность действовать, поступать каким-нибудь образом[7]. С этих позиций правовая ответственность понимается как объективное явление, "выражающееся в поведении, основанном на внутренних побудительных мотивах"[8].

Основа мотивов - идеи, заложенные в праве. Объективность правовой ответственности опосредуется субъектом права, и этот процесс проявляется в осознании, правильном понимании гражданином, должностным лицом возложенных на него обязанностей, обусловливающих надлежащее отношение к обществу, другим лицам[9].

Правовая ответственность более близка, на наш взгляд, к таким правовым категориям, как правосознание и правовая культура, которые отражают сложившееся правопонимание в обществе и служат оценкой эффективности всей системы права.

Такой, в общих чертах, представляется нам взаимосвязь двух аспектов ответственности в праве.

Признавая существование двух аспектов ответственности в праве, мы не можем согласиться с попытками отразить в одном общем понятие их сущность.

Как справедливо заметил : « Нельзя не видеть того, что между ответственностью в позитивном и негативном плане существует диалектическое единство противоположностей».[10]

Глава 2. Стадии юридической ответственности

С философской точки зрения юридическая ответственность как правовое явление представляет собой единство содержания и формы, то есть не только определенное состояние, изменяющее правовой статус правонарушителя, но и « особую процедуру ее возложения (применения), исполнения и осуществления»[11].

Поскольку форма есть способ существования и выражения содержания, значит форма юридической ответственности представляет собой то, в чем себя обнаруживает и существует. В этом и заключается содержание ответственности. Как указывалось выше, правоохранительная санкция содержит в себе конкретную меру ответственности, реализация которой выступает как правоохранительное отношение. Таким образом, юридическая ответственность приобретает форму конкретного охранительного правоотношения.

За основу выделения стадий юридической ответственности мы берем соотношение степени познания совершенного правонарушения уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами и изменений, происходящих в объекте правоотношения ответственными.

Таким образом, стадии юридической ответственности – это соотношение определенного объема прав, свобод, обязанностей лица, совершившего правонарушение, с этапами познания данного правонарушения уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.

Приведем некоторые научные концепции, выделяющие стадии юридической ответственности.

Например, обосновал три стадии юридической ответственности: становление ( первоначальное развитие), конкретизация и осуществление.[12]

выделяет четыре стадии юридической ответственности: возникновение юридической ответственности; выявление юридической ответственности; опосредование юридической ответственности, ее официальная оценка в актах компетентных органов; реализация юридической ответственности.[13]

рассматривает следущие стадии юридической ответственности: «стадия состояния» прав и обязанностей субъектов правоотношения ответственности; стадия реализации прав и обязанностей субъектов правоотношения ответственности.[14]

Таким образом, первая стадия юридической ответственности начинается с момента совершения правонарушения и длится до обнаружения его компетентными органами государства или должностными лицами. Эту стадию мы определяем как возникновение юридической ответственности.

Вторая стадия начинается с обнаружения правонарушения и заканчивается вступлением в законную силу акта применения права, признающего факт правонарушения, совершенного конкретным лицом. Правомерно будет определить эту стадию как конкретизацию юридической ответственности.

Третья стадия – стадия реализации юридической ответственности. Начинается она с момента вступления правоприменительного акта, признающего факт совершения правонарушения, в законную силу.

Далее мы рассмотрим более подробно все стадии юридической ответственности.

2.1. Первая стадия юридической ответственности – возникновение юридической ответственности

Развитие общей теории права требует специального анализа взаимосвязи юридической ответственности и правонарушения, а также определения места понятия правонарушения в системе понятий общей теории права. Общетеоретическое понятие правонарушения и те правовые категории, с помощью которых будет раскрыто его содержание, должны отражать соответствующие понятия отраслевых юридических наук и в то же время выполнять роль правовой абстракции. Справедливо по этому поводу заметил профессор : "Теория государства и права не может свести свою работу к компилятивному изложению выводов отраслевых дисциплин об отдельных видах правонарушений. Она должна прежде всего раскрыть социальную сущность правонарушений. Но это только одна сторона дела. Исследование социальной сущности правонарушения должно служить более глубокому и правильному решению юридических вопросов, связанных с этим явлением"[15].

Основанием юридической ответственности признается единство фактического и юридического основания ответственности. Под фактическим основанием понимается совершение правонарушения, а в некоторых случаях объективно противоправное деяние. Юридическим основанием является наличие правовой нормы, устанавливающей юридическую ответственность да совершенное деяние. Авторы делают вывод: "Основание юридической ответственности употребляется в двух следующих смыслах. Во-первых, как основание привлечения к юридической ответственности. В данном смысле говорят о законе, договоре, норме права. Во-вторых, как правонарушение, за которое лицо может быть привлечено к юридической ответственности. Здесь речь идет уже не о правовом, а о фактическом основании".[16]

Рассмотрение двух изложенных точек зрения о понятии правонарушения и его месте в системе понятий общей теории права приводит нас к выводу, что концепция правонарушения как разновидности юридических фактов тождественна в существенных моментах концепции правонарушения как основания юридической ответственности. Юридический факт, на основе которого возникает правоотношение ответственности, представляет собой сложное образование: он включает в себя не только совершение правонарушения - конкретные жизненные обстоятельства, но и формальные моменты - наличие нормы права., которая связывает возникновение правоотношения ответственности с конкретными жизненными обстоятельствами.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5