Выступление президента США Барака Обамы на Саммите лидеров институтов гражданского общества России и США

Источник: America.Gov Америка - как она есть

http://www. america. gov/st/hr-russian/2009/July/ajesrom0.1532709.html

07 июля 2009 года

Президент коснулся вопросов соблюдения прав человека и гражданских свобод

Гостиница “Метрополь”

Москва, Россия

17:38 по московскому времени

ПРЕЗИДЕНТ: Спасибо. Добрый день. (по русски) Добрый день. Извините, но, кажется, я уже опаздываю, поэтому придется уехать раньше. (Смех). Вот почему так важно гражданское общество – потому что на политиков не всегда можно рассчитывать. (Смех).

Очень приятно встретиться со всеми вами. Своей работой вы подчеркиваете ту истину, которую я считаю в 21-м веке основополагающей: что в сильных, динамичных странах действует сильное, динамичное гражданское общество.

Эта идея была также ключевой в речи сегодня утром в Новой экономической школе. Нам нужна не только кнопка “перезагрузки” между американским и российским правительствами, но и новый старт в отношениях между нашими обществами – больше диалога, больше умения слушать, больше сотрудничества в противостоянии общим вызовам. Ведь история учит нас, что подлинный прогресс – экономический, социальный или политический – идет не сверху вниз, а обычно снизу вверх. Он исходит от людей, исходит от местных корней – он исходит от вас. Лучшие идеи и решения исходят от рядовых граждан, которые вовлекаются в дела своих обществ и своих стран. Мобилизуя, организуя и изменяя людские сердца и умы, вы затем изменяете политический ландшафт. И зачастую изменение законов ставят в заслугу политикам, но на самом деле это вы создаете условия, в которых могут появляться новые законы.

Я сам этому научился, когда работал общественным организатором в Чикаго. Рад видеть здесь моего друга из Чикаго Кальвина Холмса, с которым мы часто вместе работали над различными гражданскими вопросами. Я работал в населенных пунктах, которые разорялись из-за закрытия металлургических заводов, поэтому я ходил по домам, работал с церквями, стараясь выяснить, в чем нуждаются люди.

И у нас было много неудач – фактически поражений было больше, чем успехов. Но мы продолжали прислушиваться к людям, учились у них, привлекали их к своей работе. И со временем они выбирали проекты, над которыми они могли работать, будь то строительство новой детской площадки, или наведение порядка в районном парке, или ремонт местной школы, или ремонт жилья в населенном пункте, - и постепенно, квартал за кварталом, район за районом, становились заметными перемены: больше рабочих мест, жилье лучшего качества, больше возможностей для молодежи. И я усвоил урок: если ты хочешь добиться перемен, мало просто выступать за них, мало просто ждать, когда власти начнут действовать. Надо самим браться за дело и добиваться результатов, оказывать реальное воздействие на жизнь людей.

Именно это, на мой взгляд, порой упускается из виду, когда мы говорим о гражданском обществе. Иногда проявляется тенденция к тому, что разговор ведется очень абстрактно – с очень возвышенными целями. А поскольку я бывший преподаватель права, я люблю абстракции и высокие цели. Но твой сосед, твой друг, твой коллега – им приходится прямо сейчас решать очень конкретные вещи. В состоянии ли они заплатить за квартиру? Могут ли их дети ходить в школу, где их будут учить так, что они смогут добиться успеха в будущем?

Таковы трудности, с которыми они сталкиваются повседневно. И если они не видят связи между вашими действиями и улучшением своей жизни как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе, их очень трудно заставить относиться к себе серьезно.

Сегодня каждая группа населения уникальна, и каждая страна будет идти своим путем. Так что позвольте со всей определенностью сказать: будущее России в руках российского народа. Не всякий выбор, который хорош для Соединенных Штатов, будет хорошим для России. Не всякая модель организации, или развития, или демократии может легко переноситься из одной страны в другую. Но позвольте также сказать, что мы можем учиться друг у друга – я убежден, что есть существуют некие всеобщие принципы. Поэтому я приветствую ваше участие в этом саммите, предназначенном не для чтения лекций, а для того, чтобы выслушать друг друга, как уже было сказано; не для того, чтобы поучать или навязывать решения, а для того, чтобы учиться друг у друга, снизу вверх.

Как разъяснили выступавшие сегодня, существует множество возможностей для новых партнерств: создание крепких, процветающих общин; расширение образовательных программ и обменов, которые помогают молодежи больше узнавать о странах друг друга; пропаганда здорового образа жизни, позволяющего людям жить дольше и продуктивнее; изобретение новых, экологически чистых энергетических технологий, необходимых для охраны среды обитания и борьбы с изменениями климата. Таковы вызовы, на которые мы можем ответить совместными усилиями.

А решение этих проблем, в свою очередь, требует, чтобы многие из вас посвятили свою жизнь борьбе за энергичное гражданское общество; за право людей свободно выбирать свой образ жизни, говорить все, что им вздумается, устраивать мирные собрания и акции и участвовать в работе своего правительства; за свободную и правдивую печать; за уверенность в торжестве власти закона и равенстве перед органами правосудия; за подотчетное народу и транспарентное правительство. Мы ценим ваши энтузиазм и упорство в достижении этих целей. 

Как я уже отметил в другом месте, я не считаю все это чисто американскими идеалами, монопольно принадлежащими какой-то одной стране. Речь идет об универсальных ценностях, о правах человека. Вот почему Соединенные Штаты Америки намерены оказывать им повсеместную поддержку. Это наш долг и наше обещание.

Важно также, чтобы, поддерживая эти идеалы, мы соблюдали их сами. Поэтому я принимаю предупреждение предыдущего оратора как полезное напоминание о том, что наши собственные поступки имеют резонанс, отчасти потому, что мы не всегда поднимаемся до уровня наших идеалов, и другие могут воспользоваться этим для оправдания своих проступков. Борьба за совершенствование нашего общества продолжается по сей день. Вот почему я распорядился закрыть тюрьму в Гуантанамо и запретил пытки – однозначно и без исключений. 

Здесь в России я приветствую шаги, предпринятые президентом Медведевым, чтобы повысить роль элементов гражданского общества, которые действуют от имени российского народа. И мне хотелось бы отметить, что вместе с нами здесь присутствуют представители двух важных организаций: офиса Уполномоченного по правам человека и Президентской комиссии по правам человека и гражданскому обществу.

Бесспорно то, что гражданское общество – гражданские группы – предъявляют высокие требования к правительствам своих стран. И я знаю об этом по себе, потому что здесь присутствуют американцы, которые подвергают меня критике за недостаточно быстрое продвижение в вопросах большой важности. Мне говорят об этом в лицо. В Овальном кабинете. Президенту страны.(Смех). Мне говорили, что я неправ. В некоторых случаях им удалось повлиять на мое решение, в некоторых случаях - нет. Ничего страшного в этом нет, потому что мы не можем во всем соглашаться, но я точно знаю вот что: их голоса, и их мнения, и их критика в конечном счете делают мои решения лучше, заставляют меня задавать более жесткие вопросы и просить моих сотрудников задавать более жесткие вопросы. Это позволяет нам выяснять, существуют ли способы сделать то, что нам необходимо, которые соответствуют нашим главным ценностям и идеалам, и которые являются долговечными в долгосрочной перспективе? Это делает нашу страну сильнее в долгосрочном плане, а это именно то, к чему я стремлюсь.

Таким образом, этот саммит напоминает нам: новый старт должен наступить не только в отношениях между двумя президентами, но также и между нашими двумя народами, нашими обществами. Их должны связывать не только соображения общей безопасности – ликвидация оружия эпохи “холодной войны”. Их отношения должны складываться с учетом наших общих возможностей - будущего прогресса и процветания, которые мы строим вместе.

И я думаю, что лидеры здесь, в России, как гражданские, так и правительственные, это понимают. Сегодня во второй половине дня я обедал с президентом Медведевым, и мы начали говорить о вопросах здоровья и высокой смертности, в частности, среди российских мужчин. Мы говорили об алкоголизме и курении. И мы говорили о том, что в этом плане можно инициировать определенные правительственные программы. Однако, чтобы добиться такого успеха, который наблюдается в плане снижения уровня потребления табака в Соединенных Штатах, необходимо не только изменить законы, но также изменить отношение самих людей, которые должны понять, что им необходимо измениться. И постепенно они привыкают к таким мыслям. Это один из примеров того, чего может добиться гражданское общество, но что не под силу правительству.

Затем я встретился с руководителем Русской Православной Церкви, и он говорил о том, что, хотя правительственные обмены полезны, религиозные организации могут развеять подозрения и недоверие, которые накопились в отношениях между народами с течением времени.

Таким образом, только за эти две беседы в течение 15 минут я по сути дела услышал от вас призывы к действию. Важно сохранять уверенность в том, что вы занимаетесь важным делом, даже если иногда вы испытываете трудности, и кажется, будто вас никто не слушает. Такой и должна быть наша работа здесь, на Земле – это то, что Толстой назвал “единственным смыслом жизни” – “служить человечеству”.

Спасибо вам за то, что вы сделали служение человечеству смыслом вашей жизни. И удачи всем вам. (по русски) Спасибо. (Аплодисменты).

ОКОНЧАНИЕ 17:50 по московскому времени