г. Иркутск

Трансформации государственно-конфессиональных отношений в России. Опыт X-XVIII вв.

Введение. В России государственно-конфессиональные отношения (далее ГКО) имеют более чем тысячелетний опыт развития. ГКО всегда были и остаются актуальными по сей день в любом государстве, в общественном строе которого, есть место для религии и религиозных объединений. Диалог и сотрудничество с религиозными организациями или наоборот запрет религий (всех или определенных видов) и притеснения верующих, во многом определяют характер национальной политики, проводимой государством. В первые века своего существования именно ГКО обозначали приоритетные задачи внутренней и внешней политики страны, а также основы правового законодательства.

Целью данной работы является мониторинг и характеристика наиболее значимых трансформаций в истории российских ГКО, за указанный период.

В рамках этой работы автор поставил перед собой задачи:

- дать наиболее емкое определение ГКО,

- выявить сущность ГКО в политической системе общества,

- рассмотреть некоторые документы, регулирующие ГКО в разный исторический период,

Теоретические основы ГКО.

Многие исследователи в своих работах указывают на сложность определения содержания самого понятия, либо же на его полное отсутствие, а также придерживаются исключительно описательно-классифицирующего подхода при характеристике моделей ГКО.

относит ГКО к числу так называемых "синтетических" общественных отношений, то есть являющихся составной частью жизни любого общества [11, с. 62-71]. Помимо уже названного, существуют также идеологический и материальный виды общественных отношений.

Государственно-конфессиональные отношения (ГКО) - это исторически обусловленная объективная взаимосвязь между государством и конфессией, возникающая главным образом в политико-управленческой и идеологической сферах общественной жизни через негативное, нейтральное или позитивное взаимодействие. [7, с. 142]

Субъекты ГКО подразделяются на две группы [9, с. 209]. К первой относятся религиозные объединения (группы и организации), их руководящие либо координирующие органы, учреждения, обеспечивающие осуществление культовой практики, участвующие в социально-гуманитарной, образовательной, информационной, и иных, разрешенных законом видах деятельности. Ко второй группе субъектов относятся органы законодательной, исполнительной, судебной власти, ведомства и учреждения, реализующие управленческие и другие, закрепленные за ними, функции в изложенной сфере.

[1, с. 311] в ГКО отводит религии функции институализации власти и ее легитимации. Также он приводит модели институциональных отношений между религией и обществом, государством. Наиболее существенные из них: теократическая; модель государственной церкви; модель сосуществования церкви и государства как двух независимых величин; модель тоталитарного государства.

У несколько отличный от вышеуказанной, классификация моделей ГКО. Так например, он выделяет [7, с. 143] такие основные модели как: сепарационная, кооптационная, перационная, конвергенционная, модели пассивной конфронтации и модель активной конфронтации.

По мнению [1, там же] сущность отношения религии к государству различается в зависимости от характера религии. По специфике отношения религии с государством, Гараджи условно разделил религии на два вида: 1) "народные" - религии Древнего Рима, и 2) "универсальные" - христианство, ислам, буддизм. Отношение религий с государственной властью первого типа устанавливается как лояльное, тогда как у религий второго типа оно прямо противоположно. Здесь же необходимо отметить и обратный процесс - сущность отношения государства к религиям, оно во многом зависит от общества, в котором эта религии исповедуются. В демократических обществах религиозная толерантность заключается в том, что гражданам государства предоставляется свобода выбора вероисповедания, при это сохраняется тесная связь между государством и официально признанной религией. Другая ситуация в традиционных обществах, где не утратили своего значения негосударственные механизмы поддержания комфортной среды, включая нравы, обычаи, этикет и ритуалы. в таких обществах отмечается сильное влияние религиозных организаций и высокий уровень религиозности.

I этап. X-XIII вв.

Исторически первые документы, правового характера, затрагивающие сферу ГКО в России датируются концом Xв. - серединой XI. Связано это было, кончено же, с принятием христианства Русью, именно тогда на ее территории начали формироваться церковные институты - приходские общины, монастыри, епархии. Вместе с этими преобразованиями в общественной жизни, тогдашняя государственная власть впервые была обременена вопросами материального обеспечения этих самых церковных институтов, судебной компетенции, вопросами определения меры участия иерархии в государственных делах, а князей - вхождения в сферу внутрицерковных отношений.

Модель выстраивания отношений светской власти с религиозными институтами, как и само христианство были заимствованы у Византии. Основными источниками права были сборники государственных и религиозных актов - "номоканоны".

Документами, определявшими отношения между верховной светской властью и церковью , являются древнерусские княжеские уставы XI-XIII веков. Детальнее рассмотрим некоторые из них. 1) Устав князя Владимира Святославовича "О десятинах, судах и людях церковных" [5, с. 21] - в нем описывается суть десятины, выделяемой князем церкви Богородицы в Киеве, освященной в 996 году, и ставшей кафедрой митрополитов Киевских и всея Руси. Также уставом вводится церковное судопроизводство, опирающиеся на греческие номоканоны. Все дела, связанные с семейно-брачными отношениями, колдовством, ведовством и т. п. предавались церкви. Помимо этого особая категория людей церковных (духовенство, монашество, миряне и т. п.) и лиц, находящихся под патронатом церкви (вдовы, калеки, сироты) полностью подпадала под юрисдикцию церкви. 2) Устав князя Ярослава "О церковных судах" [5, с. 22] - развил основные идеи, заложенные в Уставе князя Владимира. Перечень церковных судов был представлен в развернутом виде, и с указанием последствий нарушения тех или иных норм церковного права. 3) Уставная грамота смоленского князя Ростислава Мстиславича от 1136 года [5, с.28] - связана с учреждением в Смоленске епископии, обеспечением ее материальными средствами и передачей церковной власти ряда публичных прав. 4) Грамота великого князя Киевского Мстислава Владимировича Юрьеву монастырю (под Новгородом) от 1130г. [5, с. 31] - древнейший из дошедших до нас княжеских актов.

Православная церковь приобрела тогда значимую роль согласительного органа общества. Она добивалась примирения враждующих князей и групп населения.

Важнейшим в истории Руси событием этого периода, после принятия христианства, можно назвать столкновение двух цивилизаций - восточнославянской и татаро-монгольской, в ходе которого на протяжении с 1223 года (битва на Калке) - по конец 1230-х гг. татаро-монголы нанесли ряд сокрушительных поражений русским князьям, разорив княжества Рязанское, Владимирское, Суздальское, Ростовское, а вслед за ними, захватив и Киев. К 1240 году Русь была покорена, за исключением ее северных земель, и как нам известно, оставалась в вассальном подчинении Золотой Орде вплоть до 2-ой половины XV века.

Параллельно (с 1232 по 1242 гг.) Русь была частично оккупирована крестоносцами. Решающими сражениями в этой дуэли стали Невская битва (1240г) и Ледовое побоище (1242г) по результатам которых князю Александру Ярославичу удалось отбить натиск с Запада, и отвоевать исконно русские земли.

Хотя прямого вмешательства со стороны Золотой Орды (в которой в 1312 году государственной религией стал ислам) в дела церковные не предпринималось, социально-экономическое, культурное и духовное положение русских княжеств пришло в упадок, что не могло не отразится на ГКО отношениях внутри них. Господство Золотой Орды над Русью носило преимущественно дистанционный характер. [2, с. 26-29] Не вмешиваясь в практическую и духовную жизнь русских княжеств, татаро-монголы ограничивались сбором дани, которое впоследствии было передано в ведомства самих князей.

Крупный русский богослов и церковный историк митрополит Московский и Коломенский Макарий (), описывая положение РПЦ и особенности ГКО на территориях русских княжеств во времена татаро-монгольского иго, написал: " Ханские ярлыки охраняли святость богослужебной практики, обеспечивали неприкосновенность церковного имущества и даже личную неприкосновенность священнослужителей и всех церковных людей, т. е. мирян, находившихся в церковном подчинении и живших на церковных землях". [10, с. 197-201]

В отличие от татаро-монголов, европейские феодалы строили на завоеванных территориях свои замки, костелы, обращали население в католичество, они угрожали общинному строю, власти русских князей и авторитету церкви.

II этап. XIV - XVI вв.

Нынешний председатель Совета муфтиев России - шейх Равиль Гайнутдин отмечает [4, с. 19-20], что антагонизма между мусульманами и православными не наблюдалось до Куликовской битвы (1380г.) и последовавших за ней ожесточённых столкновений растущего Московского государства со слабеющей Золотой Ордой. После завоевания в середине XVI века Казани, всех земель ханства и других обширных территорий, населённых последователями ислама, Россия фактически стала страной не только православной, но и мусульманской.

Помимо захвата Казанского ханства, Иван IV оставил заметный след в истории ГКО еще и тем, что активно вмешивался непосредственно в церковные дела [3, с.147]. Так он в 1551 году предоставил Церковному собору длинный список недостатков в церковной жизни, для исправления которых собор предпринял меры, изложенные в 100 главах ("Стоглав"). В связи с этим был учреждены "церковные старосты" для надзора за духовенством, признаны общерусскими "местночтимые святые" и т. д.

III этап. XVII в.

Самым активным участником ГКО XVII в. по праву является "Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх" - Никон (с1652 по 1666 гг.). Он известен стране тем, что его реформаторская деятельность, проведенная в области обрядов и ритуалов привела к расколу РПЦ. Действительно, некоторые принятые им решения противоречили содержанию "Стоглава", однако он руководствовался тем, что византийские и греческие тексты лучше отражают суть православной веры. Патриарх, помимо того, что он стал причиной раскола, также занимался активным строительством монастырей. Пользовавшийся огромным доверием со стороны царя Алексея Михайловича, Никон долгое время выступал его советником в вопросах, касающихся различных сфер жизнедеятельности. Патриарх де-факто становился главой государства, во времена отсутствия царя. Никон также был удостоен царского титула "Великий Государь".

Причиной ухудшения отношений царя с патриархом и в целом с РПЦ стали положения, принятого в 1649 году Соборного уложения (свод законов Московского государства, регулирующих различные области жизни), касающиеся церкви. Теперь доходы от монастырских вотчин переходили к созданному в рамках Уложения Монастырскому приказу и поступали уже не на нужды Церкви, а в государственную казну; мирские суды стали рассматривать дела, относившиеся к ведению судов церковных.

IV этап. XVIII в.

ГКО кардинальным образом переменились в эпоху правления Петра I. Сам царь и будущий император никогда не был религиозным и набожным, хотя вера в божественную силу происхождения власти у него имелась, вместе с чувством долга и ответственности перед церковью. Однако надо, признать, что он был активно враждебен ко многим проявлениям российской религиозной традиции. Ритуалы, традиционные обряды, внешние проявления религиозности, похоже, всегда вызывали у него сомнения в искренности или даже презрение. Его личная вера была реальной, но в тоже время была узкой и чрезвычайно практической, “верой простого солдата” в долг и созидательную мирную деятельность. Для него религия означала нравственность, образование, положительное действие.

Целью Петра I по отношению к церкви было - извлечение максимальной пользы из нее, для строительства нового европеизированного государства.

Особенности церковной реформой Петра I:

- В основу церковной реформы легла модель ГКО стран протестантской Европы. [13, с. 1]

- Церковь лишилась канонической самостоятельности и превратилась в часть чиновничье-бюрократического аппарата государства. Это связано с созданием коллегиального органа - Синода (1721г.) и ведомства обер-прокурора (1722г.).

- Официальным главой доминирующей религиозной общины становился монарх, а права других религиозных общин были ограничены. Здесь речь идет о приказе 1719г. изгнать из страны иезуитов, всегда подозревавшихся как орудие политического влияния католиков. Также враждебным было отношение Петра I и к евреям; но с другой стороны с 1716 года было ослаблено серьезное наказание, которому все еще подвергались староверы. Наказание было заменено двукратным увеличением размера, платившихся в гос. казну налогов.

С этого периода Россия постепенно стала превращаться в светское европейское государство. Идея "Святой Руси" заменяется идеалом "Великой России". [6, с. 143]

Эпоху правления Екатерины II в ГКО можно охарактеризовать политикой религиозной терпимости. Вступив на престол, она сразу же отменила указ Петра III о секуляризации земель у церкви. Но уже в феврале 1764г. издала свой указ о лишении Церкви земельной собственности.

Екатерина II в годы своего правления добилась от правительства Речи Посполитой уравнения в правах религиозных меньшинств - православных и протестантов.

Политика Екатерины II в отношении старообрядцев была неоднозначной. В первые годы правления императрицы преследования старообрядцев прекратилось. Екатерина II даже поддержала инициативу свергнутого ею супруга - Петра III по возвращению старообрядцев и экономически активного населения. Для них специально были отведены места для проживания, также было разрешено иметь священников, строить храмы. Однако, уже в 1765 году все, построенные храмы старообрядцев были разрушены, а сами они вновь начали подвергаться гонениям. Согласно распространенному среди раскольников учению, Екатерина II, наряду с Петром I, считалась «царем-антихристом»

Обнародованный в 1773 году указ Екатерины II "О терпимости всех вероисповеданий" положил конец насильственной христианизации населения, которая на тот момент уже набирала обороты. Этот Указ содержал очень важное для мусульманского общества страны положение, которое устранило запрет на строительство мечетей и других религиозных объектов мусульман. [8, с. 261] Но мусульманам до сих пор категорически запрещалось проповедовать ислам крещеному населению. Еще более строгие меры предусматривались по отношению к лицам, которые «совращали» православных в иную веру. Так, согласно «Уложению» 1649 г. за «совращение в басурманство» совратителю грозила казнь на костре. [12, с. 139]

За иудейской религией сохранялось право на публичное отправление веры. Религиозные дела и споры были оставлены в ведении еврейских судов. Евреи, в зависимости от имеющегося у них капитала, причислялись к соответствующему сословию и могли избираться в органы местного самоуправления, становиться судьями и прочими госслужащими.

Буддизм также получил государственную поддержку в регионах, где он традиционно исповедовался. В 1766 году бурятские ламы признали Екатерину воплощением бодхисаттвы Белой Тары за благожелательность к буддизму и гуманное правление.

Екатерина разрешила Ордену иезуитов, который был к тому времени официально запрещен во всех странах Европы перенести свою штаб-квартиру в Россию.

Заключение. Итак, мы довольно обзорно рассмотрели основные трансформации в ГКО страны за период с X по XVIII вв. Исходя из всего вышеизложенного можно подвести следующий итог: процесс развития ГКО на территории России (за указанный период) не всегда был линейно однонаправлен. Временами, когда "политическая чаша весов" перевешивала (из-за интересов внутренней стабильности, внешней безопасности, или из-за личной позиции главы государства) происходили возвратные движения (эпоха Ивана IV, Михаила Федоровича, Николая I и Александра III). Наиболее прогрессивными (по отношению к сегодняшней модели ГКО) можно назвать периоды правления Петра I, Екатерины II и Александра I, когда в стране существовала относительная религиозная свобода. Связано это было, прежде всего, с радикальными реформами экономических отношений и системы государственного устройства.

Библиографический список:

1. К вопросу о сущности государственно-конфессиональных отношений в политической системе общества//Пробелы в российском законодательстве, 2010.

2. Бачинин Орда как факт русской социокультурной жизни//История и науки о культуре - СПб, 4/2008.

3. Вольтер взаимодействия Русской православной церкви и ислама в рамках государственной целостности России X-XVII веков//История и современность, 2/2009

4. Гайнутдин в России.

5. К истории государственно-конфессиональных отношений в России.

6. Исаев и место Русской православной церкви в развитии государства: история и современность//История и современность, 1/2010.

7. Кардашевский -конфессиональные отношения и политические режимы//Известия ИГУ, серия "Политология. Религиоведение" - Иркутск, 2(5)/2010.

8. Керимов вероисповедной политики в России (исламский аспект), 2010.

9. Костина -конфессиональные отношения в России в зеркале социологии.

10. Макарий. История Русской церкви//Книга третья - М., 1995.

11. О природе социальной формы движения. - М., 1971.

12. Софронов законодательство России по конфессиональным вопросам и православное миссионерство в конце XVII - начале XX веков//История.

13. Сыроваткин опыт государственно-конфессиональных отношений, Пятигорск.