Водки много не бывает...
Водка, водочка, беленькая... Святая вода! Крылья русской нации! Панацея от всех бед и кратчайший мост до непознанных берегов чужой души! У русского человека можно отнять все – благосостояние, свободу, гордость – он стерпит. Но, не дай боже, найдутся архаровцы, посягающие на сей божественный нектар, и не миновать всенародного волнения. Сколько раз за историю земли русской пытались царскими указами заглушить народную жажду? Десятки, а то и сотни раз. А результат? Пили, пьем и будем пить! И понять это может только тот, кто родился на нашей земле и с молоком матери впитал неповторимую красоту, самобытность и колорит национальных традиций. Русская душа без водки – что тело без воды. Для нас подобное состояние противоестественно, причем в самом лучшем смысле этого слова. Называть водку злом, белым змием, проклятым зельем – попросту вульгарно. Ведь злом можно назвать любой другой напиток, если пить его в неумеренных дозах. И вообще: источник зла не в водке, а в человеке, который ее пьет. А в России издавна говорили, что водка предназначена для того, чтобы сохранить трезвый рассудок. Вот так-то!
Слово «водка» впервые упоминается в литературных источниках 1553 года. В них этот термин использовался для обозначения лекарственной настойки, которую готовили монахи-врачеватели. Позднее водку стали применять и в качестве веселящего зелья. Первое упоминание этого напитка в государственном акте относится к 1751 году, периоду правления Елизаветы I, дочери Великого Петра, который, кстати сказать, любил с утреца пропустить пару стопариков «для зачину дня». А к началу XIX века водка окончательно утратила свое лекарственное значение и прочно обосновалась в списке алкогольных напитков.
Столетиями русская водка изготавливалась на основе ржи, и лишь с 30-х годов XX века в массовом производстве стала использоваться пшеница. Во времена экономической разрухи и войн выпускалась еще и картофельная водка. Тем не менее, лучшие, высшие сорта беленькой и поныне производят только на традиционном ржаном сырье. Эта водка, в отличие от картофельной и пшеничной, не вызывает сильного похмелья, пищевых отравлений и проявления агрессии – и все это было подмечено еще во времена Петра I.
Вторая традиционная составляющая русской водки – речная вода. Однако учитывая современное экологическое состояние рек, эту традицию можно смело внести в анналы истории и благополучно о ней забыть. Нынешние сорта водки вырабатывают на основе артезианской воды мягкостью не выше 4 мг/экв. Кроме того, строгие требования всяческих медицинских организаций, неусыпно пекущихся о здоровье нации, а также жесточайшая рыночная конкуренция заставляют производителей «родимой» выполнять тщательную очистку воды. Перед соединением с хлебным спиртом вода проходит несколько степеней очистки: отстой, фильтрацию через речной и кварцевый песок, дополнительное насыщение кислородом. В отличие от западных «неумех», русские изготовители никогда не подвергают воду кипячению и дистилляции, благодаря чему наша водочка обладает особой мягкостью, вкусом и кристальной прозрачностью. Не зря же весь мир признает, что только «рашн водка» обладает душой.
Ну и третий секрет хорошей водки – закваска. В старину винокуры в качестве закваски использовали ржаные дрожжи, потом, примерно с середины XVIII века в России повсеместно перешли на дрожжи пивные. Последние обладали большей активностью, что существенно ускоряло процесс закваски всего затора. А с конца XIX века и поныне на ликероводочных заводах выращивают специальные дрожжевые культуры, предназначенные исключительно для производства крепкой алкогольной продукции высокого качества, за что можно сказать огромное спасибо Дмитрию Ивановичу Менделееву. Легендарный русский химик, подаривший миру периодическую таблицу элементов, является и «родителем» современной водки, ведь именно его диссертация «О соединении спирта с водою», которую он защитил 31 января 1865 года, легла в основу классического рецепта любимого всеми напитка. Разработанная Менделеевым рецептура позволила организовать массовое производство качественной, чистой водки, за что ему низкий поклон от благодарных потомков.



