С. Г. ЖЕЛЕЗНЯК

Московский инженерно-физический институт (государственный университет)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО, КАК НОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Информационное право подверглось достаточно полному и систематическому анализу уже в конце 60-х – начале 70-х годов XX века. В то время данную отрасль преимущественно рассматривали как эквивалент компьютерного права. Вполне закономерным можно считать дальнейшее обогащение ареала действия этой отрасли такими важными группами общественных отношений как: государственная политика в сфере информационной безопасности России; реализация основных информационных прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства в информационной среде; развитие информационно-теле­коммуникационной инфраструктуры; осуществление деятельности, связанной с созданием и использованием информационных ресурсов и развитием рынка сбыта информационных средств, продуктов и услуг; международное сотрудничество в сфере информатизации.

Ряд ученых, например, , и другие, выступает за закрепление за информационным правом статуса самостоятельной отрасли российского права.

Чтобы информационное право было признано полноценной отраслью права, требуется проверить наличие характерных признаков отрасли права и критериев выделения правовых отраслей из общего правового массива. Вышеперечисленные авторы достаточно подробно раскрыли ключевые признаки информационного права. Обобщенно их можно представить следующим образом.

Предметной сферой информационного права является та часть общественных отношений, которая связана с правовым регулированием оборота информации, создания, формирования, хранения, обработки, распространения, использования информационных ресурсов, созданием и использованием информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих процессы информатизации и удовлетворения потребностей пользователей, обеспечения безопасности информационных ресурсов, средств коммуникации, а также участников отношений в данной сфере. Таким образом, в юридической доктрине разработан достаточно полный и подробный перечень тех групп общественных отношений, которые входят в предмет информационного права. Опираясь на соответствующие системообразующие признаки отрасли, вполне возможно приступить к формированию непосредственно самой системы информационного права.

Для обоснования необходимости выделения новой отрасли информационного права также следует прибегнуть к изучению и систематизации внешних форм его выражения, то есть его источников. Наличие более чем двух тысяч однородных нормативно-правовых актов, регулирующих описанные выше группы общественных отношений, позволяет сделать вывод о достаточной «зрелости» отношений, потенциально являющихся предметом информационного права.

Дополнительным аргументом для наделения информационного права статусом полноценной отрасли российского права является его тесное взаимодействие (взаимосвязь и взаимозависимость) с рядом ключевых отраслей правовой системы. Важную роль играет взаимодействие информационного и конституционного права, так как последнее содержит право индивида на информацию. Также при рассмотрении конституции становится очевидным связь информационного права с отраслями частного права. Например, статья 24 пункт 1 Конституции Российской Федерации гласит, что «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Из взаимодействия информационного права с отраслями публичного права вытекает возможность его отнесения к группе публично-правовых отраслей.

Резюмируя вышесказанное, автору представляется весьма плодотворным формулирование данного определения: информационное права – это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, связанные с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества.