| Всемирная ассамблея по стандартизации электросвязи (ВАСЭ-16) |
|
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ | Документ 58-R | |
24 октября 2016 года | ||
Оригинал: английский | ||
Директор БСЭ | ||
Выводы третьего Глобального симпозиума по стандартам | ||
Резюме: | В настоящем отчете кратко представлены выводы третьего Глобального симпозиума по стандартам. |
Выводы третьего Глобального симпозиума по стандартам
На третьем Глобальном симпозиуме по стандартам, Хаммамет, Тунис, 24 октября 2016 года, собрались вместе авторитетные эксперты из сферы стандартизации для обсуждения вопросов о том, как работа в области стандартов может оптимальным образом включать аспекты безопасности, конфиденциальности и доверия.
1 Введение
Глобальные симпозиумы по стандартам (ГСС) проводятся для обсуждения на высоком уровне политики в области стандартизации, в ходе которых изучается развивающаяся динамика в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и связанные с этим последствия для технической стандартизации. ГСС проводится в начале Всемирной ассамблеи по стандартизации электросвязи (ВАСЭ), которая проходит в МСЭ раз в четыре года. Предыдущие симпозиумы состоялись в Йоханнесбурге в 2008 году и Дубае в 2012 году.
Тема ГСС-12 – Стандартизация на пересечении сектора ИКТ с другими секторами, такими как здравоохранение, коммунальное хозяйство и транспорт − оказалась весьма своевременной, и выводы Симпозиума обеспечили полезное руководство для работы МСЭ в области стандартизации, проводимой в период 2013−2016 годов. ГСС-12 затрагивал вопросы безопасности, конфиденциальности и доверия, касающиеся инфраструктуры и услуг ИКТ, при обсуждении таких тем, как беспроводная передача медицинских данных, хранение данных о передвижении соединенных автотранспортных средств, а также сбор потребительских данных интернет-магазинами розничной торговли. В таких условиях необходимы стандартизированные системы для гарантии того, чтобы услуга имела надежные атрибуты безопасности и чтобы были защищены потребности пользователей в области безопасности и конфиденциальности.
На третьем Глобальном симпозиуме по стандартам (ГСС-16) обсуждалось, как заинтересованные стороны могли бы работать сообща над разработкой международных систем безопасности, конфиденциальности и доверия. На Симпозиуме собрались вместе ведущие эксперты в областях безопасности, конфиденциальности и доверия, представляющие правительства, регуляторные органы, органы по стандартам и отрасль. Участники обменялись мнениями о том, какими, по их представлениям, будут ключевые элементы таких систем, а также каким из этих элементов будет уделяться первоочередное внимание в соответствующей работе МСЭ по стандартизации, которая будет проводиться в период с 2017 по 2020 годы.
С приветственными замечаниями выступил Ануар Мааруф, Министр технологий связи и цифровой экономики Тунисской Республики. Со вступительными замечаниями выступили Генеральный секретарь МСЭ Хоулинь Чжао и Директор Бюро стандартизации электросвязи МСЭ Чхе Суб Ли. Симпозиум проходил под председательством Монги Марзуга, бывшего Министра ИКТ Туниса.
После открытия ГСС-16 были проведены три сессии, на которых к теме Симпозиума подошли с точки зрения регулирования и политики, отрасли и стандартизации. В разделе 2 настоящего отчета тема ГСС-16 рассматривается в контексте системы Организации Объединенных Наций (ООН), а затем в разделе 3 подытоживаются ключевые выводы и рекомендации, сделанные на каждой из сессий Симпозиума. Подробное резюме всех обсуждений на ГСС-16 включено в Дополнение I.
Окончательная программа, биографии ораторов и доклады приводятся по адресу: http://itu. int/en/ITU-T/wtsa16/gss/.
В соответствии с Резолюцией 122 (Пересм. Гвадалахара, 2010 г.) и Резолюцией 1272 (ИЗМ) Совета МСЭ выводы ГСС-16, изложенные в этом отчете, передаются на рассмотрение ВАСЭ-16.
2 Безопасность, конфиденциальность и доверие в сфере ИКТ − контекст ООН
ИКТ предоставили миллиардам людей возможность обмениваться цифровой информацией в глобальном масштабе. Использование этих технологий, которые в существенной степени основаны на технических стандартах, привнесло множество проблем, связанных с конфиденциальностью и безопасностью связи и, в конечном счете, с доверием конечных пользователей к ИКТ.
МСЭ занимается этой проблемой как в качестве организации по разработке стандартов, цель которой состоит в разработке обеспечивающих конфиденциальность добровольных международных стандартов в области ИКТi, так и в качестве межправительственной организации, мандат которой заключается в укреплении доверия и безопасности при использовании ИКТii. Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества возложила на МСЭ ответственность за то, чтобы действовать в качестве содействующей организации по Направлению деятельности C.5, работая вместе с Государствами − Членами МСЭ и другими заинтересованными сторонами в целях укрепления "надежности и безопасности с помощью взаимодополняющих и взаимоусиливающих инициатив в сфере безопасности при использовании ИКТ и инициатив или руководящих принципов в отношении прав на неприкосновенность частной жизни, защиту данных и прав потребителей".
Нормативная международная база для защиты конфиденциальности представлена в основном договорами в области прав человека, такими как Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 годаiii и Международный пакт о гражданских и политических правах ООН 1966 годаiv, и оба этих договора содержат положения о праве на конфиденциальность/частную жизнь (Ст. 12 и 17, соответственно). Но эти международные договоры не относятся явным образом к цифровой обработке личной информации, и в контексте системы ООН эта концепция рассматривалась лишь в форме не имеющего обязательной силы руководящего документа, а именно Руководящих принципов ООН 1990 года по регламентации компьютеризованных картотек, содержащих данные личного характераv.
Хотя ряд международных договоров юридически обязательного характера содержат положения о праве на конфиденциальность – например, Конвенция Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характераvi, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свободvii и Американская конвенция о правах человекаviii – эти правовые документы были разработаны и приняты на региональной, а не на всеобщей основе. Многие из этих региональных соглашений основаны на одних и тех же основополагающих принципах конфиденциальности, таких как концепция осознанного согласия частного лица и адекватность мер безопасности, введенных до обработки личной информацииix.
Различные заинтересованные стороны призывали к тому, чтобы уделять повышенное внимание необходимости общего глобального понимания вопросов обработки личной информации. Например, Международная конференция уполномоченных по вопросам защиты данных и конфиденциальности обратилась с призывом к a) Организации Объединенных Наций подготовить юридически обязательную "всеобщую конвенцию о защите частных лиц в отношении обработки данных личного характера"; b) международным организациям "обязаться соблюдать принципы, совместимые с основными международными документами, посвященными вопросам защиты данных и конфиденциальности"; и c) производителям аппаратного и программного обеспечения "разрабатывать продукты и системы, включающие технологии, которые повышают конфиденциальность"x.
Генеральная Ассамблея ООН учла этот призыв в ходе своей 68-й сессии (2013 г.), приняв резолюцию "Право на неприкосновенность личной жизни в цифровой век", в которой содержится призыв ко всем государствам − членам ООН "уважать и защищать право на неприкосновенность личной жизни, в том числе в контексте цифровой коммуникации"xi. Согласно этой резолюции Совет ООН по правам человека назначил Специального докладчика, мандат которого включает, среди прочего, представление докладов о предполагаемых нарушениях права на конфиденциальность, в том числе в связи с проблемами, возникающими вследствие новых технологий.
3 Основные выводы ГСС-16
3.1 Принципы регулирования для обеспечения безопасности, конфиденциальности и доверия
Напоминая, что конфиденциальность и защита данных являются важнейшими ценностями для отдельных лиц и обществ и что Всеобщая декларация прав человека закрепляет конфиденциальность в качестве одного из основополагающих прав;
отмечая, что сейчас почти во всех сферах жизни используются инфраструктура и услуги ИКТ, и поэтому, если степень доверия к ним нельзя будет сохранить, это окажет на них отрицательное воздействие; и
признавая тревожную тенденцию в области утечки данных и инцидентов с безопасностью, которая оказывает отрицательное воздействие на доверие со стороны людей,
ГСС выделил следующие меры:
− использовать международные системы, которые содержат базовые принципы безопасности, конфиденциальности и доверия, и создать механизмы внедрения этих принципов;
− содействовать приверженности принципам обеспечения конфиденциальности на этапе проектирования, оценке воздействия конфиденциальности и разработке технологий повышения конфиденциальности (PET), которые, когда они интегрированы в инфраструктуру и услуги ИКТ, максимально сокращают обработку информации, позволяющей установить личность;
− создать средства для обмена между государственным и частным секторами информацией об угрозах инфраструктуре и услугам ИКТ, примерами передового опыта и стратегиями смягчения последствий таких угроз;
− мобилизовать международное сообщество и создавать партнерства для развития национального потенциала по защите от кибератак, увеличивая возможности стран по обнаружению инцидентов в сфере безопасности и по принятию скоординированных ответных мер на такие инциденты;
− установить баланс между необходимостью защиты конфиденциальности частных лиц и поощрения использования данных инновационным образом, чтобы задавать направление цифровой экономике. При принятии во внимание при проектировании новых технологий и услуг передовой опыт в области безопасности и конфиденциальности делает их привлекательными для потребителей и вносит вклад в совершенствование сети в целом;
− участвовать в разработке международных стандартов для решения глобальных вопросов, признавая, что при кибератаках государственные границы не соблюдаются и что нарушение конфиденциальности и безопасности ставит под угрозу доверие к ИКТ, а также что необходимы системы безопасности, стандартизированные на международном уровне, для гарантии того, что атрибуты безопасности услуги являются надежными и что потребности пользователей в области безопасности и конфиденциальности защищены в разных странах;
− содействовать разработке стандартов для "деидентификации" личных данных и переносимости данных, стандартов, способных вносить вклад в укрепление защиты потребителей и расширение возможностей выбора в отношении способности потребителей подписываться на услуги ИКТ и отказываться от их получения.
3.2 Как отрасль оправдывает ожидания конечных пользователей в отношении безопасности, конфиденциальности и доверия
Вновь подтверждая огромный потенциал информационно-коммуникационных технологий и оцифровки для улучшения нашей жизни и совершенствования общества;
признавая, что нарушение безопасности, несоблюдение конфиденциальности в инфраструктуре и услугах ИКТ и отсутствие к ним доверия могут создавать серьезные угрозы для бизнеса и репутации компании; и
призывая к разработке реализуемых международных стандартов,
ГСС выделил следующие меры:
− Поддерживать принципы прозрачности и технологической целостности и содействовать их внедрению. Признается, что не может быть доверия без прозрачности, и у пользователей должна быть возможность знать, как используются их данные, и решать, давать или не давать разрешение на такое использование. Технологическая целостность подкрепляет необходимость надежной защиты инфраструктуры и услуг ИКТ, поддерживая меры по обеспечению конфиденциальности и исключая вероятность скрытых функциональных возможностей, чтобы предотвратить несанкционированные изменения информации и обеспечить доверие к точности, полноте и надежности информации.
− Смягчать риски, создаваемые ботнетами IoT, с использованием стандартов безопасности. Растет количество сообщений о случаях злоупотребления устройствами интернета вещей (IoT) в рамках масштабных распределенных атак типа отказ в обслуживании (DDoS). Такие атаки могут привести к утечкам данных и значительному экономическому ущербу и ущербу репутации затронутых организаций. Необходимо изучить возможные пути использования прогресса в таких областях, как упрощенная криптография и стандартизированные методы обеспечения безопасности, для достижения высоких уровней безопасности при ограниченных вычислительных мощностях.
− Оценить воздействие квантовых вычислений на безопасность, конфиденциальность и доверие, а также исследовать безопасные технологии для квантовых вычислений. Хотя квантовые вычисления могут еще находиться на ранних стадиях своего развития, широко признается, что как только использование таких технологий станет практически целесообразным, традиционные методы шифрования, которые в настоящее время обеспечивают защиту онлайновых платежей, банковских транзакций, сообщений электронной почты и телефонных разговоров, скоро могут стать недостаточными. Настало время для оценки воздействия квантовых вычислений, а также для изучения, проверки, стандартизации и подготовки перехода к новым системам безопасности, которые могут выдерживать квантовые атаки, задолго до того, как наши системы станут уязвимыми перед такими атаками.
3.3 Подход органов по стандартам к вопросам безопасности, конфиденциальности и доверия
Признавая важнейшую роль, которую играют стандарты в обеспечении безопасности, защите конфиденциальности инфраструктуры и услуг ИКТ и укреплении доверия к ним;
подчеркивая, что безопасность, конфиденциальность и доверие являются устоявшимися областями работы многих международных органов по стандартам, которые занимаются областями ИКТ и других технологий; и
призывая к стандартизации для решения проблем безопасности, конфиденциальности и доверия,
ГСС выделил следующие меры:
− Поддержать подход "обеспечения конфиденциальности на этапе проектирования", уделяя должное внимание соображениям конфиденциальности в ходе разработки стандартов. Обеспечению конфиденциальности на этапе проектирования могут способствовать стандарты, обладающие характеристиками конфиденциальности и защиты данных, и стандарты также могут играть роль в обеспечении функциональной совместимости между характеристиками конфиденциальности.
− Понимать значение программного обеспечения с открытыми исходными кодами при решении проблем в областях безопасности, конфиденциальности и доверия. Программное обеспечение и стандарты с открытыми исходными кодами вносят взаимодополняющие вклады в рост отрасли ИКТ и инновации в этой отрасли. Сложность программного обеспечения возрастает, и, хотя сообщество разработчиков программного обеспечения с открытыми исходными кодами и сообщество стандартизации сотрудничают во многих областях, следует приложить дополнительные усилия для содействия обмену результатами работы между этими сообществами и тем самым обеспечить внедрение программного обеспечения высокого качества при высокой степени безопасности.
− Укреплять сотрудничество между органами по разработке стандартов при разработке международных сетей для безопасности, конфиденциальности и доверия, признавая их мандаты и сильные стороны и используя имеющиеся результаты работы. Органы по разработке стандартов должны придерживаться надлежащих процедур, принципов широкого консенсуса, прозрачности, сбалансированности и открытости при разработке стандартов; они должны быть привержены принципам технических достоинств, функциональной совместимости, конкуренции, инноваций и выгод для всех; наличия стандартов для всех и добровольного принятия стандартов. Органам по разработке стандартов следует также сотрудничать для решения проблемы неравенства между развивающимися и развитыми странами в способности получать доступ к стандартам, касающимся безопасности, конфиденциальности и доверия к инфраструктуре и услугам ИКТ, и внедрять эти стандарты, а также на равной основе участвовать в их разработке.
Дополнение I
Подробное резюме обсуждений, прошедших на ГСС-16
(Настоящее Дополнение не является неотъемлемой частью настоящего отчета)
Подробное резюме сделанных на ГСС‑16 докладов будет включено в Пересмотр 1 настоящего документа.
Примечания
i См., например, Рекомендацию МСЭ-Т X.1171 "Угрозы и требования к защите информации, позволяющей установить личность, в приложениях, использующих идентификацию на основе маркеров".
ii См., например, Резолюцию 130 (Пересм. Пусан, 2014 г.) о роли МСЭ в укреплении доверия и безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий.
iii http://www. un. org/en/universal-declaration-human-rights/.
iv http://www. ohchr. org/en/professionalinterest/pages/ccpr. aspx.
v http://www. un. org/documents/ga/res/45/a45r095.htm; Документ ООН E/CN.4/1990/72 https://documents-dds-ny. un. org/doc/UNDOC/GEN/G90/107/08/PDF/G9010708.pdf? OpenElement.
vi https://www. coe. int/en/web/conventions/full-list/-/conventions/rms/0900001680078b37.
vii http://www. echr. coe. int/Documents/Convention_ENG. pdf.
viii https://www. oas. org/dil/treaties_B-32_American_Convention_on_Human_Rights. htm.
ix См., например, Принципы конфиденциальности АТСЭ и нормативно-правовую базу ЕС по вопросам конфиденциальности, на которые в определенной степени повлияли Руководящие принципы ОЭСР, регулирующие неразглашение и трансграничные потоки личных данных; http://www. oecd. org/sti/ieconomy/oecd_privacy_framework. pdf.
x Декларация Монтрё Международной конференции уполномоченных по вопросам защиты данных и конфиденциальности, https://icdppc. org/wp-content/uploads/2015/02/Montreux-Declaration. pdf.
xi Резолюция 68/167 ГА ООН, http://www. un. org/en/ga/search/view_doc. asp? symbol=A/RES/68/167.





