Строгановский инженер: служение во благо Отечества

История является для нас воспоминанием, о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей жизни. Одним из таких воспоминаний является 1771 год., когда столицей «строгановского региона» становится село Ильинское, где стал формироваться новый культурный слой, движущей силой которого была крепостная творческая и профессиональная интеллигенция. Именно эта социальная прослойка населения стала движущим фактором развития вотчины, как ведущего помещичьего землевладения в Российской империи. После отмены крепостного права 19 февраля 1861 г. потенциал к созданию новых профессиональных кадров еще больше возрос. Для укрепления своих позиций на внутреннем и внешнем рынке необходимы были профессиональные и культурно образованные служащие.

Одним из таких служащих был Александр Иванович Кузнецов – горный инженер-технолог, который родился 14 (26 по н. ст.) ноября 1864 г. в селе Ильинском Ильинской волости Пермского уезда Пермской губернии, в семье бывшего крепостного крестьянина графини Ивана Андреевича Кузнецова (1833 - 1914) и мещанки города Чердыни Ольги Алексеевны Ламановой (1845 - 1881), которые обвенчались в Пророко-Ильинской церкви 31 января 1864 г.

Предки по мужской линии происходили из строгановских крестьян, постоянно проживающих в селе Ильинском с 1630 г.

23 ноября 1864 г. он был крещен в православие, восприемниками мальчика стала купеческая чета Поносовых.

Отец будущего инженера-технолога с детства был больным: у него были парализованы ноги, поэтому физическим крестьянским трудом он заниматься не мог. Тем не менее, ему был выдан земельный надел, и возможность нанимать работников для обработки участка, согласно «Положению об управлению Пермским нераздельным имением» от 1837 г. В дальнейшем, Иван Андреевич занимался кустарными промыслами: продавал мыло собственной варки, отливал церковные свечи. 

В июле 1877 г. окончил Ильинское приходское четырехклассное училище, первое частное учебное заведение в Пермской губернии. За время обучения он изучал Закон Божий, чтение и письмо, русский язык и церковно-славянское чтение с переводом на русский язык, арифметику, практическую геометрию, географию и историю отечества, с необходимыми сведениями из всеобщей истории и географии, черчение и рисование, пение, гимнастику.

Испытывая тягу к знаниям, он отправился в губернский центр, где поступил в Пермское Алексеевское реальное училище – среднее образовательное учебное заведение, уделявшее большее внимание изучению предметов естественно-математического цикла. Статус «алексеевки» позволял поступить в любое высшее учебное учреждение, кроме университетов. Имея аттестат об успешном окончании реального училища, подал документы в Санкт-Петербургский практический технологический институт, но сразу поступить не смог. В своем дневнике он пишет по этому поводу: «Пропустив сроки приема в высшее учебное заведение в Петербурге, я должен был искать заработок. Так как железной дороги на Урале не было, навигация закончилась и приходилось оставаться до весны, мне дали работу в главной конторе. Присмотрелись и узнав, что я твердо решил добиваться высшего образования, мне дали стипендию, но под мое обещание работать в Пермском имении по окончании курса. А ведь был я только сыном бывшего крепостного крестьянина, не имевшего после реформы никакого отношения к имению графа Строганова». Мечта молодого человека вскоре осуществилась. Он стал студентом технического вуза, поступив учиться на инженера-технолога.

14 июля 1889 г. новоиспеченный выпускник получает диплом о высшем техническом образовании со знанием в совершенстве пяти иностранных языков.

«Санкт-Петербургский Практический Технологический Институт сим объявляет, что Александр Иванович Кузнецов, из крестьян, 24 лет от роду, православного вероисповедания, по окончании в 1889 г. полного курса наук по механическому отделению, подвергался испытанию в экзаменационной комиссии и оною 23.05.1889 удостоен звания Инженер-Технолога. Посему, на основании Высочайше утвержденных 23.03.1887 мнений Государственного Совета и положения об институте, Кузнецов приобрел право на утверждение его, при поступлении в государственную службу на штатную должность техника, в чине 10 класса, и имеет право возводить фабричные и заводские здания с их принадлежностями и жилые помещения, в непосредственной связи с  ними находящиеся, а также производить строительные работы, состоящие в введении и под надзором Министерства Путей Сообщения. Равным образом, предоставляется занимать по сему министерству должности, с коими соединено производство строительных работ и вообще предоставляются Кузнецову все права и преимущества законами Российской империи со званием инженер-технолога соединяемые. В удостоверение чего и дан, сей диплом, за надлежащей подписью и приложением институтской печати».

Инженеры-технологи носили фуражки с черным бархатным околышем, зеленовато-синей тульей и синими кантами. Эмблемой были золотые скрещенные молот и французский ключ. Пуговицы были золотые, также с молотом и французским ключом. Цвет одежды был черный, канты всюду синие, а шитье золотое.

автоматически получал 10-й классный гражданский чин по Табелю о рангах от 1722 г. – коллежского секретаря, согласно которого мог занимать небольшие руководящие должности. По статуту чина инженер-технолог получил почетное личное гражданство.

Выполняя обязательство перед графом , вернулся на Урал, в Пермский майорат, где стал работать инженером-технологом на Добрянском железоделательном заводе, с постоянным проживанием.

30 июля 1889 г. женился на Анне Ермиловне Смирновой (1866 – 1920-е гг.), дочери губернского секретаря. Венчались молодожены в городе Егорьевске Рязанской губернии, откуда родом была возлюбленная инженера-технолога. Анна Ермиловна имела общее и музыкальное образование. Всю жизнь посвятила воспитанию детей, которых у четы Кузнецовых было семь: Близнецы Андрей (1891 - 1955) и Александр (1891 - 1974), Григорий (1892 - 1921), Анна (1893 - 1924), Федор (1898 - 1979), Сергей (1901 - 1963), Николай (1909 – 1970-е гг.).

В 1891 – 1892 гг. Александр Иванович был исполняющим дел механика, практикантом Механического цеха завода с жалованьем в 200 рублей в месяц. С 1893 г. занимал должность заводского механика с жалованьем 280 рублей в месяц. Заработная плата позволяла полностью обеспечивать семью всем необходимым. Например, корова стоила в среднем 7 рублей.

В 1897 г. разработал проект парохода мощностью «в 360 индикаторных сил» для заводских нужд, который после переработки был осуществлен в 1911 г. постройкой буксирного винтового теплохода «Косвяк». Таким образом, инженер-технолог впервые в мире спроектировал промышленный теплоход, если учесть, что первый теплоход был построен на Сормовском заводе фирмы «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» и спущен на воду в Санкт-Петербурге лишь в 1903 г. 

С 1898 г. он становится техником по сварочному и листопрокатному производству завода, получив в аренду новый большой дом с мезонином в Добрянке, специально выстроенный для него.

В 1901 г. становится управляющим Очерским округом и одноименным железоделательным заводом графа , находящегося в Оханском уезде Пермской губернии.

В 1909 г. инженер-технолога назначают управляющим Добрянского округа и одноименного железоделательного завода графа . На предприятии машиностроительного профиля выпускали не только железо и сталь, но и различные изделия из металлов, в том числе паровые машины, турбины, прокатное оборудование. 

После Октябрьского вооруженного переворота 1917 г. он занимался преподавательской деятельностью. Александр Иванович не принял власть советов, стал работать на Российское правительство адмирала . Летом 1919 г. инженер-технолог эвакуировался в Томск вместе с Пермским университетом. В дальнейшем он работал доцентом в Красноярском политехническом институте. В 1922 г. возвращается на свою малую родину, где стал преподавать в школе 2-й ступени и в 4-х годичной профтехшколе. Ученики ценили его, как знающего специалиста. В то время с учебными пособиями было плохо, и он подарил профтехшколе строгальный станок и деревянный макет (в разрезе) двигателя внутреннего сгорания.

В 1930 г. вышел на пенсию. 19 февраля 1940 г. инженер-технолог умирает. Он был похоронен на старом кладбище села Ильинского.

По воспоминаниям его родственников, строгановский инженер был пунктуальным человеком, так как все у него было распределено по часам. На предприятиях его уважали, так он всегда ценил труд своих подчиненных. Вел заводские дневники утром и вечером, а также в частном порядке, к сожалению, они не сохранились. Увлекался астрономией, любил слушать музыку, особенно оперы. Делал вырезки из газет с пометками. Увлекался любительской фотографией, радиолюбительством, занимался ботаникой, собирал гербарии флоры Ильинского района с 1918 по 1930 гг. Известно, что инженер-технолог собирал личную библиотеку, в которой книги были застрахованы в Российском страховом обществе, они представляли для владельца большую ценность. В страховочной описи значилось 295 изданий, среди которых имелись произведения Л. Толстого, Ф. Достоевского, И. Тургенева, И. Гончарова, А. Чехова, книги зарубежных авторов (в том числе на иностранных языках), специальная литература по математике, физике, технологии, машиностроению, ботанике, истории, фотоделу и другим отраслям знаний. Но пронести все эти книжные богатства через огонь революции и гражданской войны ему не удалось. В годы революции его библиотека сильно пострадала, а заводские дневники были утрачены в 1917 г.

Не зря говорят, что история - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины! Вклад в развитие технологического развития на заводах был огромен. Благодаря его нововведениям, строгановские заводы получили такую ресурсную базу, что работали с выгодой для себя в годы Первой мировой войны, часть заводов были переведены в акционерные общества. Интересно, что даже в лихой 1917 г. на заводах были запланированы планы работ на изготовление листового, посудного, кубового железа на 1918 г.

Александр Иванович был представителем строгановской интеллигенции, и никогда не пытался порвать нить, связывающего его с ней до конца своих дней.