7.6 Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика при плавающем валютном курсе и разной степени международной мобильности капитала.

Денежно-кредитная политика при фиксированном валютном курсе оказывается неэффективной с точки зрения воздействия на основные макроэкономические показатели, поскольку любые целенаправленные изменения объема денежной массы затем компенсируются в ходе интервенций Центрального банка на валютном рынке (при условии, что не проводится политика стерилизации). Ситуация принципиально меняется при режиме плавающего валютного курса. На рис. 7.6.1 показаны результаты стимулирующей денежно-кредитной политики (увеличения предложения денег). Возросшее предложение денег приводит к увеличению совокупного спроса, и кривая LM сдвигается вправо до положения LM2. Непосредственными следствиями увеличения денежной массы становятся возрастание уровня дохода до i1 снижение процентной ставки до i2 Более высокий уровень дохода стимулирует увеличение расходов на импортную продукцию, что ведет к возникновению дефицита торгового баланса. Одновременно происходит отток капитала из страны в ответ на снижение уровня национальной процентной ставки, становящийся ниже мировой, и по счету капитала также возникает отрицательное сальдо. Поскольку и текущий счет, и счет капитала изменяются в одном направлении, в результате общий платежный баланс сводится со значительным дефицитом.

Image493

Рис. 7.6.1

При плавающем обменном курсе для устранения дефицита платежного баланса курс национальной валюты должен понизиться. Поскольку Центральный банк теперь не вмешивается в функционирование валютного рынка и позволяет обменному курсу свободно колебаться, то происходящее обесценение валюты стимулирует возрастание чистого экспорта, и следовательно, дальнейшее увеличение совокупного спроса и дохода. Как и в рассмотренном выше случае стимулирующей бюджетно-налоговой политики, кривые ВР и IS сдвигаются вправо до тех пор, пока все три графика не пересекутся в одной точке С.

Итак, при плавающем валютном курсе денежно-кредитная политика становится эффективной с точки зрения воздействия на доход, а наличие международной мобильности капитала способствует повышению ее эффективности. Кроме того, что увеличение денежной массы способствует росту инвестиций и других компонентов внутреннего спроса, чувствительных к снижению процентных ставок, стимулирующая денежно-кредитная политика также поощряет и внешний спрос, а следовательно, экспорт в результате снижения стоимости национальной валюты. Обесценение валюты усиливается из-за понизившихся процентных ставок, оттока капитала и возрастания дефицита платежного баланса, что создает еще более благоприятные условия для роста чистого экспорта и совокупного дохода.

Отметим, что хотя ставка процента сначала снижается, а потом возрастает, она в новой точке внутреннего и внешнего равновесия С будет все же ниже своего первоначального значения (i1<i2). Чем это объясняется? Допустим, что первоначально сальдо счета капитала и текущего счета равны нулю. Если процентная ставка в конечном итоге превысит первоначальный уровень, то сальдо счета капитала вследствие притока капитала будет положительным, а чистый экспорт, соответственно, отрицательным (поскольку NX = - КА). Одновременно сократятся инвестиции, отрицательно зависящие от ставки процента. Если и инвестиции, и чистый экспорт сократятся, а потребление и государственные расходы экзогенно не изменялись, то совокупный доход также должен будет сократиться. Однако, как мы видели, доход возрос. Это оказалось возможным именно потому, что увеличились чистый экспорт и инвестиции, а новый уровень равновесной процентной ставки оказался ниже, чем был раньше.

Рассмотрим теперь результаты стимулирующей денежно-кредитной политики при высокой мобильности капитала. Как и в случае с низкой мобильностью капитала, рост денежной массы приводит к росту совокупного спроса (кривая LM сдвигается вправо до положения LM.), понижая процентную ставку до i2 и способствуя тем самым росту инвестиций и увеличению дохода до Y (рис. 7.6.2). Однако теперь в ответ на такое же снижение процентной ставки возникает гораздо больший отток капитала и, следовательно, платежный баланс сводится с большим дефицитом. Понижение курса национальной валюты и стимулы к увеличению чистого экспорта, а значит, и дохода, в новой точке внутреннего равновесия В еще больше, чем в случае низкой мобильности капитала. Кривые IS и ВР сдвигаются вправо в большей степени. Внутреннее и внешнее равновесие восстанавливается в

Image496

Рис. 7.6.2

Таким образом, высокая мобильность капитала способствует повышению эффективности денежно-кредитной политики. Доход значительно возрастает, что является результатом как прироста денежной массы, так и увеличения чистого экспорта вследствие снижения курса национальной валюты. Подчеркнем также, что в данном случае увеличение денежной массы стимулирует главным образом не внутренний, а внешний спрос. Как и в рассмотренном выше случае низкой мобильности капитала, ставка процента сначала падает, потом возрастает, но в итоге оказывается ниже первоначального уровня. Однако при высокой мобильности капитала это отклонение будет небольшим, и, следовательно, основным фактором увеличения дохода Устанет рост не инвестиций, а чистого экспорта.

Рассмотрим результаты стимулирующей бюджетно-налоговой политики – повышения государственных расходов или снижения налогов.

В модели IS-LM-BP увеличение совокупного спроса, происходящее в результате стимулирующей бюджетно-налоговой политики, сдвигает кривую IS вправо до положения IS и повышает доход до уровня Z, (рис. 7.6.3). Более высокий уровень дохода означает и большие объемы импорта, что ведет к образованию дефицита торгового баланса. И хотя возросшая до уровня i ставка процента обеспечивает дополнительный приток капитала в страну, однако в условиях низкой мобильности капитала основное влияние на состояние платежного баланса оказывает изменение текущего счета. Поэтому в целом платежный баланс сводится с отрицательным сальдо. Этому состоянию экономики соответствует точка В, лежащая правее (ниже) графика ВР. При плавающем курсе, как только начинает формироваться дефицит платежного баланса, автоматически происходит снижение стоимости национальной валюты. Падение курса валюты стимулирует увеличение чистого экспорта, что приводит к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и сокращению дефицита платежного баланса, а это сдвигает вправо как кривую IS, так и кривую ВР до положения IS, и ВР соответственно.

Image492

Рис. 7.6.3

Курс национальной валюты будет снижаться до тех пор, пока будет существовать отрицательное сальдо платежного баланса. Это значит, что и кривая ВР будет сдвигаться вправо до тех пор, пока точка внутреннего равновесия экономики будет находиться справа (снизу) от нее. Поскольку, как нам известно, при экзогенном изменении чистого экспорта кривая ВР сдвигается в большей степени, чем кривая IS, поэтому в конечном итоге кривая ВР «догонит» пересечение кривых IS и LM и все три кривые пересекутся в одной точке — точке С. Только здесь сальдо платежного баланса будет равно нулю, что и должно быть при плавающем курсе.

В принципе аналогичные процессы происходили бы в экономике и при полном отсутствии мобильности капитала. Что меняется в наших рассуждениях при учете международной мобильности капитала? Более высокая процентная ставка (i) начинает привлекать капитал из-за границы. Улучшается состояние счета движения капитала, что частично компенсирует ухудшение торгового баланса. Но поскольку степень мобильности капитала относительно низка, то дефицит платежного баланса продолжает сохраняться. Вместе с тем, даже небольшой приток капитала означает, что дефицит платежного баланса, возникающий в результате стимулирующей бюджетно-налоговой политики, оказывается не столь значительным, а значит, и масштабы обесценения национальной валюты, необходимые для восстановления равновесия платежного баланса, будут меньше.

В целом можно видеть, что при плавающем валютном курсе стимулирующая бюджетно-налоговая политика усиливается эффектом обесценения национальной валюты, что приводит к большему повышению дохода, чем при фиксированном курсе.

В экономике с высокой мобильностью капитала плавающий валютный курс начинает работать против проводимой государством бюджетно-налоговой политики, не усиливая, а наоборот. ослабляя ее эффективность (см. рис. 7.6.4). Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (например, рост государственных закупок товаров и услуг), увеличивая совокупный спрос (сдвиг кривой IS вправо в положение IS2) и уровень дохода (до уровня Y3), одновременно приводит к росту процентной ставки (до уровня i2). В условиях высокой мобильности капитала масштабы его притока и, соответственно, размеры активного сальдо счета капитала более чем достаточны для компенсации отрицательного сальдо торгового баланса, возникшего из-за роста дохода. Платежный баланс в целом сводится с положительным сальдо (новая точка внутреннего равновесия В лежит выше кривой ВР). При плавающем обменном курсе стоимость национальной валюты будет повышаться для выравнивания сальдо платежного баланса.

Результатом повышения валютного курса будет сокращение чистого экспорта. Кривые IS и ВР сдвигаются влево. Чистый экспорт будет сокращаться и кривые сдвигаться влево до тех пор. пока будет существовать активное сальдо платежного баланса, то есть пока кривая ВР не «догонит» пересечение кривых IS и LM и три графика не пересекутся в одной точке. Внутреннее и внешнее равновесие восстанавливаются в точке С, где уровни дохода (Y3) и процентной ставки (i3) незначительно выше своих первоначальных значений. Возрастание дохода в результате роста государственных расходов в значительной мере нейтрализуется последующим сокращением чистого экспорта, и эффект бюджетно-налоговой политики в условиях высокой мобильности капитала оказывается незначительным.

Image495

Рис. 7.6.4