Объективные критерии политически мотивированных преследований в Беларуси на основе критериев, выработанных независимыми экспертами Совета Европы
Политическим заключенным считается лицо, лишенное свободы или принудительно ограниченное в ней, , если оно подверглось политическим репрессиям по хотя бы по одному из ниже перечисленных оснований:
1. Лишение свободы применено по явно политическим мотивам вне связи с каким-либо правонарушением либо есть основания полагать, что обвинение лица в совершении преступления полностью фальсифицировано. В частности применены необоснованно жестокие меры пресечения или наказания, постановлены неправосудные приговоры или постановления по делам об административных правонарушениях, имеет место тенденциозность суда в оценке доказательной силы доводов защиты и обвинения, произвол в выборе доказательств, игнорирование очевидных фактов.
2. Лицо лишено свободы либо существенно ограничено в свободе, против лица безосновательно используются меры принуждения медицинского характера, в том числе, с применением сомнительного психиатрического диагноза, по обвинению (подозрению) в имевшем место преступлении\правонарушении, преследование за которое связано с политическими мотивами.
3. Лишение свободы является результатом досудебного и судебного разбирательств, произведенных с явными нарушениями процессуальных прав и гарантий, применения пыток, иного, унижающего человеческое достоинство отношения, с различными ограничениями в возможности лица защищать себя, в том числе с помощью защитника, продиктованными политическими мотивами властей.
4. Лишение свободы применено в нарушение одного из основных прав, гарантированных Европейской конвенцией по правам человека (ЕКПЧ) и Протоколами к ней, в частности, свободы слова, совести и религии, свободы выражения и информации, а также свободы собраний и ассоциаций.
5. Лицо лишено свободы в связи со своей принадлежностью к общественной, политической, этнической, конфессиональной, профессиональной, корпоративной или иной группе, принадлежность к которой не является незаконной с точки зрения международных норм.
6. По политическим мотивам длительность заключения и его условия явно несоразмерны правонарушению, в котором лицо было признано виновным или подозревается, избирательный (дискриминационный) характер преследования по сравнению с аналогичными случаями или иными лицами, а также не адекватное содеянному применение норм уголовного права.
7. Лицо, которому несправедливо отказано в условно-досрочном освобождении, которое было бы предоставлено другому заключенному, обвиненному в сопоставимом преступлении, не содержащем политических мотивов, либо в отношении которого власти приняли особые меры принуждения, приняв в расчет субъективную политическую точку зрения и (или) интерпретацию доказательств.
8. Лицо лишено свободы в связи с отказом выполнять преступные приказы, связанные с профессиональной деятельностью лица, отказом от участия в насильственных действиях.
Бремя доказательства:
Предположения, что лицо является политическим заключенным, должны подтверждаться prima facie (первичными) доказательствами; после чего государству, применившему лишение свободы, надлежит доказать, что в том, что касается существа дела, лишение свободы полностью соответствует требованием национальных и международных стандартов в области прав человека, что требования пропорциональности и недискриминации были соблюдены и что лишение свободы стало результатом справедливого процессуального рассмотрения.
Политические мотивы связаны с убеждениями преследуемого лица, исповеданием веры, общественно-политических взглядов и (или) их публичным выражением, либо его действиями по защите прав, свобод и законных интересов граждан.
Под политическими мотивами власти в данном определении понимаются выявленные либо доказательно обоснованные мотивы власти, способной повлиять на действия и решения правоприменительных органов и суда, связанные со стремлением представителей власти к упрочению или сохранению своей политической власти, прекращению деятельности либо изменению ее характера либо устрашению представителей иных политических, общественных течений и организаций, к созданию или поддержанию в обществе определенных настроений.
Примечание: критерии могут дополняться в зависимости от совершенствования репресиивных действий властей по отношению к своим гражданам
Критерии выработаны по инициативе Координационной группы "За волю!", объединяющей Жертв политических репрессий, их родных и близких, правозащитников, инициативных граждан. В ходе подготовки Критериев учтены практика и терминология Международных правозащитных организаций "Amnesty International" и "Human Rights Watch", а также опыт принятия аналогичных критериев в постсоветских странах - России и Украины.
Документ был утвержден на заседании Экспертной Рады по политическим заключенным 18 апреля 2012 года:
Политические заключенные в современной Беларуси.
Проблема и подходы
В условиях реалий белорусского правящего режима, принимая во внимание фактическое отсутствие законного и справедливого правосудия, так как суд полностью управляем исполнительной властью и единолично главой государства, формируя дефиницию «политический заключенный» следует в первую очередь исходить из мотивов власти, применившей лишение свободы, а в случае очевидности каких-либо действий лица, в том числе именуемых «насильственными», следует оценивать мотивы этих действий, ставя во главу угла право лица на свободное волеизъявление, выражение своих взглядов, убеждений.
Официально власть утверждает, что у них нет политических заключенных, а есть только заключенные, содержащихся под стражей в рамках обычного уголовного законодательства. При вышеизложенных обстоятельствах принуждение, пытки, издевательства и фальсификации, применяемые властью в досудебном процессе, а также отсутствие справедливого и объективного суда вызывает необходимость признавать политическими заключенными лиц, которые этой властью репрессированы по политическим мотивам.
Лица арестовываются и предаются суду с видимостью законности, когда против них используются уголовные дела по ложным обвинениям, сфальсифицированные доказательства и несправедливые судебные разбирательства (инсценированные и показательные процессы), чтобы скрыть тот факт, что лицо является политическим заключенным. Это проводит к ситуациям, когда такие действия государства осуждаются на национальном и международном уровне как нарушение прав человека или преследование по политическим мотивам.
По мнению «Amnesty International», под понятие «политический заключенный» подпадает любой заключенный, дело которого имеет значительную политическую составляющую: либо мотивы действий заключенного, либо его действия сами по себе, либо мотивы властей. Слово «политические» используется «Amnesty International» в отношении аспектов человеческих отношений, связанных с «политикой»: общественных механизмов и механизмов гражданского порядка, принципов, организации или ведения государственных или общественных дел, связи всего этого с вопросами языка, этнического происхождения, пола или религии, статуса или влияния (среди прочих факторов).
Наиболее общераспространенное понятие политического заключенного - лицо, которое находится в тюрьме или свобода которого существенно ограничена за выступления против существующей в стране власти или за критику этой власти. Этот термин используется лицами или группами, оспаривающими законность заключения под стражу и существенное ограничение свободы.
Представляется, что под понятие «политический заключенный» должны подпадать не только лица лишенные свободы в порядке уголовного преследования, но и в ходе административного преследования, а также при любых произвольных задержаниях, поскольку во всех случаях основным критерием является лишение человека свободы.
Мотивы и цели приятия Критериев
Политические мотивы власти составляют основу политических репрессий в отношении граждан. В противовес этому, мотивами принятия Критериев является обеспечение прав граждан на Справедливый Суд.
Цели - освобождение политзаключенных, реабилитация жертв политических репрессий, принятие мер по преодолению виктимизации.
Целевая группа - жертвы политических репрессий (их родные, близкие). активисты демократического и правозащитного движения, политические партии, представители адвокатуры, правоохранительных органов и судебной власти.
Политические мотивы преследований
Политически мотивированные преследования в Беларуси объясняются особенностью политической системы. В своем нынешнем виде законодательное оформление она получила по итогам референдума 24 ноября 1996 года. Тогда в Конституцию Республики Беларусь 1994 года были внесены дополнения, позволившие сконцетрировать всю полноту власти в одних руках.
Специальная комиссия Верховного Совета XIII-го созыва (председатель – Виктор Гончар) оценила действия по проведению референдума, как захват государственной власти неконституционным путём (ч. 2 ст. 61-1 УК (в редакции 1960 года) или ч.2 ст. 357 ныне действующего УК Республики Беларусь).
Возможная причастность высших должностных лиц к политически мотивированным похищениям в 1999-2000 годах Виктора Гончара, Юрия Захаренко, Анатолия Красовского и Дмитрия Завадского, а, возможно, и их физической ликвидации (осуществлению казней без суда), что зафиксировано в ряде документов международных структур, предполагает квалификацию данного, длящегося во времени преступления, по ч. 3 ст. 357 УК – захват либо удержание государственной власти неконституционным путем, сопряженные с убийством.
Политическая система, основанная на единоличной власти, не может существовать без опоры на структуру прав собственности эксплуататорского типа государства. Она позволяет правящей элите максимизировать свой доход и контролировать политическую ситуацию в стране, невзирая на снижающееся благосостояние общества в целом. Дополнительным источником финансирования власти (помимо бюджета) рассматривают частный бизнес. В отношении его представителей репрессии носят постоянный характер с целью незаконного отъема их собственности в ходе политических кампаний "достижения раскрываемости экономических преступлений", "борьбы со лжепредпринимательством" и других.
Политические преследования в Беларуси инициируются одним человеком, который руководствуется четкими и ясными личными мотивами:
- избежание уголовной ответственности за осуществление государственного переворота;
- подчинение государственных и частных, материальных и людских ресурсов в целях дальнейшего удержания власти.
При подготовке Критериев учтена главная особенность единовластия – полное пренебрежение к верховенству права.
Группы риска
При данной политической системе стремление к реализации гарантированных Конституцией Республики Беларусь прав и свобод человека чревато попаданием в группу риска и подвергнуться политическим репрессиям. Принадлежность к оппонируемой власти общественно-политической, конфессиональной, корпоративной либо иной группе на порядок усиливает эти риски.
В случае политических репрессии в отношении того или иного лица, с учетом его гражданской позиции, многократно возрастает потребность в гражданском контроле соблюдения в отношении его презумпции невиновности.
Преодоление виктимизации
Виктимиза́ция (лат. victim — жертва) — процесс или конечный результат превращения в жертву преступного посягательства.
Восстановление независимости судебной системы - основная задача при выработке мер по преодолению виктимизации.
В ответ на утверждения власти, что в стране нет политических заключенных, а есть обычные преступники, принятие Критериев становится подтверждением того, что Беларусь не является правовым государства, в ней отсутствует независимая судебная система и ее граждане лишены права на справедливый суд.
Честностью отношения к политзаключенным и солидарностью с ними характеризуется приверженность закону и справедливости. Такая приверженность была продемонстрирована Конгрессом Объединенных демократических сил 27 мая 2007 года принятием резолюции о противодействии политическим репрессиям и создании Общественной комиссии по реабилитации их жертв.
Для реализации прав граждан на справедливый суд сейчас необходима подготовка законопроекта о реабилитации жертв политических репрессий, составление их базы данных и принятие неотложных мер по преодолению виктимизации, предусмотренных Декларацией ООН основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотреблений властью.
Социально-экономический эффект принятия Критериев
Критерии, нацеленные на реализацию прав граждан на справедливый суд, будут иметь огромный социально-экономический эффект. Осознание того, что будущая реабилитация политзаключенных будет сопряжена с выплатой им реституции за счет виновных в репрессиях лиц, позволит последним в корне пересмотеть отношение к своему противоправному поведению.



