Обзорная справка
по делам об административных правонарушениях и материалам о грубых дисциплинарных проступках, рассмотренных Омским гарнизонным военным судом во втором полугодии 2015 года
Во втором полугодии 2015 года судьями Омского гарнизонного военного суда рассмотрено по существу 21 дело о совершении военнослужащими административных правонарушений, из них 3 дела прекращены в соответствии с п.2 ст.24.5 КоАП РФ.
За аналогичный период прошлого года рассмотрено по существу 20 дел о совершении военнослужащими административных правонарушений, из них 2 дела прекращены в соответствии с п.2 ст.24.5 КоАП РФ. В отношении 3 поступивших в военный суд материалов принято решение о направлении по подведомственности.
Результаты работы судей по рассмотрению поступивших в анализируемый период дел об административных правонарушениях отражены в приведённой ниже таблице:
Дела, рассмотренные судьями за анализируемый период по существу, связаны с совершением военнослужащими административных правонарушений в области дорожного движения, из них наибольшее количество за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (ст.12.8 КоАП РФ) – 5 дел.
Из рассмотренных военным судом административных дел по указанной категории дел следует отметить также следующее дело.
Так 26 сентября 2015 года в 5 часов 20 минут А. управлял автомобилем по улице 22 Северная в городе Омске, в состоянии алкогольного опьянения, чем нарушил п. 2.7 Правил дорожного движения.
При рассмотрении дела А. виновным себя в совершении административного правонарушения признал полностью.
Оценив исследованные при рассмотрении дела об административном правонарушении доказательства, судья нашел вину А. в содеянном установленной и назначил ему административное наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на один год и восемь месяцев.
Кроме того судом в анализируемый период были рассмотрены дела связанные с:
· отказом от прохождения медицинского освидетельствования (ст.12.26 КоАП РФ) - 4 дела;
· нарушением правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение вреда здоровью потерпевшего (ст.12.24 КоАП РФ) – 1 дело;
· управлением транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (ст.12.7 КоАП РФ) – 1 дело;
· уклонением от исполнения административного наказания (ст.20.25 КоАП РФ) – 3 дела;
· невыполнением требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства (ст. 12.25 КоАП РФ) – 1 дело;
· невыполнением обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием (ст.12.27 КоАП РФ) – 3 дела.
Восемнадцать военнослужащих привлечены к административной ответственности, из них два лишены специального права управлять транспортными средствами, девятерым назначено наказание в виде штрафа и семерым назначено наказание в виде лишения специального права управлять транспортными средствами со штрафом.
Среди рассмотренных военным судом административных дел в указанный период 3 было прекращено, по основанию предусмотренному ст.24.5 КоАП РФ.
Так, из постановления заместителя военного прокурора Омского гарнизона о возбуждении дела об административном правонарушении от 29 сентября 2015 года следует, что в ходе проведения проверки соблюдения должностными лицами войсковой части избирательных прав военнослужащих было выявлено, что капитан Л. не представила в территориальную избирательную комиссию, в установленный законом срок, сведения об избирателях, зарегистрированных при данной воинской части, чем нарушила пп.2.1.3 и 2.1.4 инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах Губернатора Омской области.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Л. пояснила, что по распоряжению командира воинской части она подготовила списки избирателей – военнослужащих войсковой части на выборах Губернатора Омской области и передала их для составления в избирательную комиссию.
Помощник военного прокурора Омского гарнизона в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Л. состава административного правонарушения.
Оценив исследованные при рассмотрении дела об административном правонарушении доказательства, судья пришел к выводу, что капитан Л. должностным лицом, на которое законом возложена обязанность по своевременному предоставлению сведений об избирателях в территориальную избирательную комиссию, не является, а следовательно в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Производство по данному делу было прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях Л..
Все дела об административных правонарушениях были рассмотрены в установленный законом срок.
Все постановления об административном правонарушении обращены к исполнению в установленный срок.
В анализируемый период наблюдается незначительный спад рассмотренных судьями материалов о грубых дисциплинарных проступках в отношении военнослужащих. При этом во 2 полугодии 2015 года рассмотрено 25 материалов о грубых дисциплинарных проступках, из них 2 возвращены, а во втором полугодии 2014 года судьями было рассмотрено 29 материалов о грубых дисциплинарных проступках, из них 1 возвращено.
Результаты работы судей по рассмотрению поступивших в анализируемый период материалов о грубых дисциплинарных проступках отражены в приведённых ниже таблицах:
Исполнение назначенного судом дисциплинарного ареста осуществлялось на гауптвахте Новосибирского гарнизона.
Все материалы о грубых дисциплинарных проступках за анализируемый период были рассмотрены и обращены к исполнению в установленный законом срок, на 4 постановления по результатам судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке поданы жалобы в Западно-Сибирский окружной военный суд, из них 2 возвращены в связи с пропуском срока подачи жалобы.
Одно постановление по результатам судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке изменено.
Кроме этого, два материала о грубых дисциплинарных проступках были возвращены командиру воинской части.
Так, при подготовке к судебному рассмотрению материалов о грубом дисциплинарном проступке установлено, что указанные материалы оформлены с нарушением действующего законодательства.
Из представленного в суд протокола о грубом дисциплинарном проступке от 21 августа 2015 года следует, что П. 19 августа 2015 года самовольно оставил воинскую часть, а именно убыл с объекта выполнения задач по строительству мостового железнодорожного перехода.
Вместе с тем, в нарушение требований п.1 ст.28.6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не выяснены события дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения).
Кроме того, в протоколе о грубом дисциплинарном проступке не указан вид совершенного грубого дисциплинарного проступка, предусмотренного ч.2 ст.28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Указанные обстоятельства свидетельствует о неправильности составления протокола о грубом дисциплинарном проступке и оформлении иных материалов о грубом дисциплинарном проступке в отношении П..
Помимо этого в указанном протоколе о грубом дисциплинарном проступке не содержится информация о передаче указанных материалов руководителю военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, в связи с тем, что в действиях военнослужащего содержится достаточно данных, указывающих на признаки преступления, предусмотренного ч.1 ст.338 УК РФ.
В связи с чем, судья вернул материалы о грубом дисциплинарном проступке в отношении указанного военнослужащего командиру войсковой части 55026 в виду их неправильного оформления.
За анализируемый период дисциплинарный арест был назначен 23 военнослужащим воинских частей Омского гарнизона, из них 22 проходящим военную службу по контракту и 1 проходящему военную службу по призыву.
Так, 12 декабря 2015 года в 16 часов 10 минут согласно плану парко-хозяйственного дня войсковой части в казарме 2 роты рядовой Ф., назначенный старшим прапорщиком Г. для уборки в умывальном и туалетном помещениях, отказался выполнять обязанности по наведению порядка в указанных местах.
В судебном рассмотрении материалов Ф. признал себя виновным полностью и показал, что действительно 12 декабря 2015 года отказался выполнять обязанности по наведению порядка в умывальном и туалетном помещениях роты.
Из протокола о грубом дисциплинарном проступке от 14 декабря 2015 года следует, что 12 декабря 2015 года в 16 часов 10 минут в казарме 2 роты войсковой части рядовой Ф. отказался выполнять обязанности по наведению порядка в умывальном и туалетном помещениях.
Оценив приведенные фактические данные в совокупности, судья пришел к выводу, что Ф. 12 декабря 2015 года, отказавшись выполнять обязанности по наведению порядка в помещениях роты, уклонился от исполнения обязанностей военной службы, тем самым совершил грубый дисциплинарный проступок, предусмотренный абз.6 ч.2 ст.28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
При назначении дисциплинарного ареста судья учел, что Ф. раскаялся в содеянном и назначил ему дисциплинарный арест сроком на 8 суток, с содержанием на гауптвахте Новосибирского гарнизона.
Наибольшее количество рассмотренных военным судом дел о грубом дисциплинарном проступке в анализируемый период было связано с отсутствием военнослужащего в воинской части свыше четырех часов без уважительных причин. Из поступивших 23 материалов 14 относятся к указанной выше категории.
За совершение грубого дисциплинарного проступка, предусмотренного абзацем 5 п. 2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (отсутствие без уважительных причин свыше четырех часов) военнослужащим назначалось наказание в виде дисциплинарного ареста сроком от 10 до 25 суток.
За совершение грубого дисциплинарного проступка, предусмотренного абзацем 18 п. 2 ст. 28.5 вышеназванного Закона (исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения) военнослужащим назначалось наказание в виде дисциплинарного ареста сроком от 10 до 15 суток.
Также следует отметить, что за анализируемый период одно постановление по результатам судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке было изменено.
Так, Л. в период с 8 часов 55 минут 3 июля по 15 часов 4 июля 2015 года без уважительных причин отсутствовал в воинской части в течение установленного регламентом ежедневного служебного времени.
По результатам судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке судья признал виновным Л. в совершении грубого дисциплинарного проступка, предусмотренного абзацем 5 части 2 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и назначил ему дисциплинарный арест сроком на 15 суток, с содержанием на гауптвахте Новосибирского гарнизона. В качестве обстоятельства отягчающего дисциплинарную ответственность Л. судья учел совершение дисциплинарного проступка в состоянии алкогольного опьянения.
Однако, определением Западно-Сибирского окружного военного суда от 31 июля 2015 года постановление по результатам судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке изменено и исключено обстоятельство отягчающее дисциплинарную ответственность Л., а также срок дисциплинарного ареста снижен до 10 суток.
Все дела по материалам о грубых дисциплинарных проступках за анализируемый период были рассмотрены и обращены к исполнению в установленный законом срок.
Анализ рассмотренных во втором полугодии дел об административных правонарушениях и материалах о грубых дисциплинарных проступках позволяет сделать вывод о том что, их подготовка и рассмотрение в гарнизонном военном суде проходит на достаточно высоком уровне, что в целом позволяет не допускать существенных ошибок при рассмотрении указанной категории дел.
Предлагаю судьям и их помощникам индивидуально изучить обзор судебной практики и обсудить его на служебном совещании.
Судья



