Беларусь в мировой экономике: проблемы конкурентоспособности
Экономическую ситуацию, сложившуюся в 2015 г. в мире, некоторые эксперты называют третьей волной мирового кризиса, другие же видят в ней признаки начала новой глобальной рецессии. Особенности третьей волны кризиса, если излагать кратко, сводятся к замедлению роста БРИКС, снижению цен на сырье и оттоку капитала с развивающихся рынков. В последние 30 лет доминировала тенденция инвестиций развитых стран в экономики развивающихся, по мере роста объемов которых росли объемы мировой торговли. С 2015 г. направленность мировых инвестиционных потоков изменилась – деньги начали возвращаться в экономики развитых стран, прежде всего в США, вследствие роста рисков на развивающихся рынках. Объемы мировой торговли сокращаются, о чем свидетельствует снижение международных грузоперевозок, оцениваемых, к примеру, на основе Baltic Dry Index (рис. 1).

Рис. 1. Динамика Baltic Dry Index, отражающего физические объемы международных грузоперевозок (Источник – Bloomberg).
В ряде (если не в большинстве) экономик темпы роста замедляются, в наибольшей степени это коснулось БРИКС (но не всех), а также сырьевых экономик (табл. 1). Курсивом выделены страны, где отмечался спад ВВП в исследуемом периоде.
Таблица 1 – Изменение показателей роста экономик – 1 пол. 2015 г. к 1 пол. 2014 г.[1]
Страна | Международная специализация экономики | Изменение индекса ВВП, % | Изменение индекса объемов производства обрабатывающей промышленности, % |
США | «Знаниеемкие» услуги | +0,65 | +0,9 |
Япония | Наукоемкая промышленность | -0,75 | -6,55 |
Германия | Наукоемкая промышленность | -0,5 | -2,1 |
Ю. Корея | Обрабатывающая промышленность | -1,35 | -3 |
Китай | Обрабатывающая промышленность | -0,35 | н/д |
Бразилия | Добыча и переработка сырья | -2,8 | -5,3 |
Россия | Добыча и переработка сырья | -4,6 | -7,1 |
Индия | Разное | +0,25 | +2,7 |
Беларусь | Разное | -5,3 | -7,1 |
В 2015 г. ВВП Беларуси снизится, по разным оценкам, на 3-4%, спад промышленного производства наблюдается уже более года, реальные денежные доходы населения также существенно упали вследствие плавной девальвации. Сложившуюся в республике ситуацию правильнее было бы назвать полноценным экономическим кризисом, а не временными трудностями, вызванными стечением внешних обстоятельств.
За четверть века истории Республики Беларусь как суверенного государства это далеко не первый кризис, но страна вошла в этот кризис в несколько ином качестве, нежели в предыдущие. С одной стороны, за довольно продолжительный период экономического роста удалось обновить материально-техническую базу экономики, о чем свидетельствует снижение степени износа основных средств (рис. 2) – это положительный фактор.

Рис. 2. Динамика степени износа основных средств в белорусской экономике (Источник – Белстат).
С другой стороны, существенным образом изменилась отраслевая структура экономики. В 1990 г. доля отраслей, производящих товары (промышленности и сельского хозяйства), в ВВП составляла 69%. В 2015 г. доля обрабатывающей промышленности в ВВП составила 23%. Изменения в отраслевой структуре промышленного производства за последние 25 лет показаны на рис. 3.

Рис. 3. Изменения в отраслевой структуре промышленности Беларуси в 1990 – 2014 гг. (источник – Белстат).
Если к моменту начала «переходного кризиса» 1990-х гг. в структуре белорусской промышленности доминировало машиностроение, включая такие наукоемкие его отрасли, как приборо - и станкостроение, то теперь ядро белорусской промышленности составляют виды деятельности, осуществляющие, по сути, первичную переработку сырья – производство нефтепродуктов, производство продуктов питания, химическое производство, металлургия.
Снижение удельного веса промышленности и рост доли услуг в ВВП многими воспринимается как положительный тренд, указывающий на скорый переход экономики в новое качество, именуемое постиндустриальной стадией развития общества. Такая точка зрения лежит в русле общепринятой в экономической социологии «теории модернизации». Суть ее в том, что все общества проходят через одни и те же стадии и, таким образом, сегодняшние неразвитые страны находятся в том же положении, что и нынешние развитые некоторое время назад. Более тесная интеграция неразвитых обществ в мировой рынок, их ускоренная модернизация, может помочь им быстрее войти в стадию постиндустриального общества.
Совершенно иной взгляд на происходящее формируется, если руководствоваться положениями так называемой «теории зависимости», утверждающей, что экономическая отсталость периферийных стран является как раз результатом их интеграции в мировую экономику. Возьмем, к примеру, некоторые признаки зависимых, или периферийных экономик, перечисленные представителем данного научного направления, египетским экономистом Самиром Амином:
- углубление специализации на экспорте продуктов сельского хозяйства и полезных ископаемых;
- хронический дефицит сальдо текущего счета платежного баланса;
- рост третичного сектора (сферы услуг) со скрытой безработицей и возрастающей ролью аренды;
- возрастающее значение государственного капитализма и слоя госслужащих.
Можно ли среди перечисленных признаков периферийных экономик выделить хотя бы один, явно не свойственный Беларуси? В вопросах о том, какое место может занять Беларусь в системе международного разделения труда, какова наша роль в глобальных цепочках стоимости, напрашивается вполне определенный ответ.
Во-первых, мы специализируемся на поставке на мировой рынок продуктов первичной переработки сырья – нефтепродуктов, удобрений, металлов, – которые трудно отнести к наукоемким и которые используются на начальных стадиях глобальных производственных цепочек. Белорусская продукция с высокой добавленной стоимостью конкурентоспособна лишь по большей части лишь в пределах ЕАЭС. Этот рынок в последний год сильно сжался, а сырье продолжает дешеветь – в результате белорусский экспорт снижается.
Во-вторых, мы являемся рынком для зарубежных продуктов с высокой долей добавленной стоимости – электроники, транспортных средств. Причем продуктов, производимых, не как принято говорить, западными корпорациями, а скорее азиатского происхождения, далеко не лучшего качества.
9-10 декабря в газете «Советская Белоруссия» была опубликована статья , получившая достаточно широкий общественный резонанс. Вот ее некоторые тезисы:
- в Беларуси из всех сфер экономики расширяется только сфера обмена в ущерб производственному развитию, которая забирает все большее количество трудовых ресурсов и стимулирует потребление импортных продуктов;
- иностранные инвестиции, направляемые преимущественно в сферы недвижимости и торговли, ведут к росту потребительского импорта и кредитов;
- отечественная промышленность теряет доходы не только от прямого импорта готовых изделий, но и роста импорта комплектующих.
Несмотря на то, что при обсуждении данной статьи на форумах пользователи Интернета обрушились на с критикой, хотелось бы выразить солидарность с автором в части острой необходимости промышленного развития белорусской экономики, без которого трудно рассчитывать на преодоление кризиса.
В мировой практике традиционно используются прямые и косвенные механизмы стимулирования и ограничения прямых иностранных инвестиций, причем наиболее благоприятные условия для привлечения ПИИ создаются в обрабатывающей промышленности, которая генерирует экспортные доходы и должна постоянно обновляться для поддержания конкурентоспособности. В Беларуси объемы ПИИ в обрабатывающую промышленность на порядок ниже инвестиций, направляемых в сферу услуг (см. рис. 3).

Рис. 3. Динамика поступления ПИИ в белорусскую экономику (Источник – Белстат).
В исследовании, проведенном учеными НАН Беларуси, в частности, , на основании применения апробированных в мировой практике макроэкономических моделей доказано, что частые кризисы в белорусской экономике происходят в результате отсутствия ее сбалансированности, а разбалансированность вызвана активным стимулированием роста. Признаками несбалансированности названы: чрезмерный внутренний спрос, высокая инфляция, дефицит платежного баланса. Однако ликвидация дисбалансов с помощью введения жестких бюджетных ограничений и приведение экономики к равновесному состоянию не сможет ускорить ее рост, который определяется, в конечном счете, темпами роста экспорта. Единственным реальным способом обеспечения экономического роста открытой экономики без создания дисбалансов, как показывает автор, является снижение доли импортной составляющей в экспорте. Данный фактор не может регулироваться посредством инструментов монетарной и фискальной политики, он является технологическим и определяется отраслевой структурой экономики.
В структуре белорусского экспорта доминируют продукты топливной промышленности и нефтехимии с относительно высокой долей промежуточного импорта (рис. 4). При этом мировые цены на данные продукты снижаются, а резервы роста объемов производства невелики.

Рис. 4. «Импортоемкость» отраслей белорусской промышленности и резервы производственных мощностей (2013 – 2014 гг.)[2].
Способов снижения относительной доли импорта в производстве два: стимулировать развитие отраслей с изначально низкой долей импорта, либо увеличивать долю добавленной стоимости в импортозависимых отраслях за счет локализации производства и повышение наукоемкости продукта.
К примеру, Китай смог добиться столь продолжительного экономического роста благодаря постоянному повышения уровня локализации в экспорто-ориентированных отраслях (см. рис. 5).

Рис. 5. Изменение доли добавленной стоимости в экспорте для крупнейших экономик[3].
В конечном итоге, для преодоления экономического кризиса в Беларуси необходима структурная политика, призванная стимулировать рост экспорта в отраслях с высокой добавленной стоимостью и ограничивать рост потребительского импорта. Для этого целесообразно применять широкий спектр инструментов – от налоговых преференций и отрицательных реальных процентных ставок кредитования, до упрощения условий ведения бизнеса, целевого привлечения ПИИ для обеспечения роста чистого экспорта.
Не первый год белорусским государством целенаправленно проводилась политика модернизации отраслей, использующих преимущественно местное сырье – пищевой промышленности и сельского хозяйства, деревообработки, промышленности стройматериалов, также стимулировалось развитие въездного туризма. Однако далеко не всегда инвестиции окупались, причиной чему можно назвать бюрократию, отсутствие инициативы и предприимчивости руководителей, столь необходимых для успешного запуска нового бизнеса. В результате вполне обоснованные с точки зрения экономики проекты провалились вследствие их плохого исполнения.
Для обеспечения конкурентоспособности экспорта в белорусской экономике необходима всемерная поддержка предпринимателей-экспортеров со стороны государства. Инструментами поддержки должно стать не только упрощение условий ведения бизнеса, но и более ощутимые меры. Например, передача в частную собственность долей в капитале низкоэффективных предприятий, ранее контролируемых государством, если предприниматель такое предприятие «реанимирует».
Особенно важно применять надлежащие критерии для оценки макроэкономической эффективности действующего бизнеса или инвестиционного проекта. В качестве подобных критериев должны использоваться не только прибыль и окупаемость, но также рост добавленной стоимости за счет увеличения экспорта либо снижения импорта.
[1] Данные ОЭСР – stats. oecd. org, Белстата.
[2] Резервы ПМ рассчитаны приблизительно по данным Белстата. При этом они не всегда отражают потенциальные возможности выпуска конкурентоспособной продукции, поскольку неиспользуемые мощности часто бывают технологически устаревшими. С другой стороны, даже обновленные производственные мощности предприятий по ряду причин не всегда загружены.
[3] Данные TiVA – stats. oecd. org. Коэффициенты показывают среднегодовое изменение показателя.



