Н. ОГНЕВА,

старший преподаватель Всероссийской государственной

налоговой академии Министерства финансов РФ

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА

СОБСТВЕННОСТИ

Право собственности – наиболее широкое и устойчивое вещное право. Оно составляет основную юридическую предпосылку и результат нормального имуществен­ного оборота. Сегодня в России предпринимаются попытки сформировать широкий слой частных собствен­ников, который стал бы социаль­ной опорой режима, основой гражданского общества. Поэтому одна из важней­ших задач правовой системы – охрана и защита существующих отно­шений собственности. Однако одной защиты отношений собственности явно недостаточно. Стоит согла­ситься с мнением , который выделяет еще два элемента правовых гарантий, относящихся к собственности: ста­бильность отношений собственности и обеспечение условий их развития[1].

Под стабильностью (от лат. – stabilis) понимается «со­стояние устойчивости, постоянства»[2]. Очевидно, что дан­ные характеристики необходимы праву собственнос­ти, поскольку его стабильность крайне важна для нормального функционирования имущественного оборота. Однако вряд ли в полной мере возможна стабильность отношений собственности, если существует неопределен­ность во мнении о прекращении права собственности. Чтобы сохранить и поддержать неприкосновенность права собственности, провозглашенную в п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), необходимо особенно тщательно регламентировать основания прекращения права собственности.

Действующий ГК РФ понятия прекращения права собственности не содержит. В гл. 15 ГК РФ приво­дится перечень оснований прекращения права собственно­сти и указывается на то, что оно возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом (ст. 235 ГК РФ).

Поскольку отношения собственности являются правоотношения­ми, они, как всякое правоотношение, возникают, изменя­ются и прекращаются при наличии юридических фактов, которые обычно рассматриваются как основания возникновения и прекращения права собственности. Следует согласиться с мнением о том, что при нормальном обороте прекращение права собственности одного субъекта ведет к возникновению его у другого, то есть одни и те же юри­дические факты служат основаниями и возникновения, и прекращения права собственности[3]. Однако вещь может быть уничтожена собственником и, следовательно, права собственности ни у кого не возникает.

В юридической литературе предпринимаются попытки классифицировать основания прекращения права собственности. Так, указывает на существование универсальных и частных оснований прекращения права собственности. Он отмечает, что гражданско-правовая регламентация оснований прекращения права собственности в основном направлена на обес­печение неприкосновенности частной собственности граждан и юридических лиц: «Ведь многие основания прекращения права собственности, по сути, устанавливают возможности перехода имущес­тва лишь из частной в публичную собственность, но не наоборот. Прежде всего это относится к возможностям принудительного прекращения права собственности (помимо воли собственника). Универсальный характер, касающийся всех собственников, имеет основания прекращения права собственности по воле самого соб­ственника (в добровольном порядке) либо в связи с гибелью или уничтожением вещи, а также прекращение этого права при обра­щении кредиторами взыскания на имущество собственника по его обязательствам»[4].

полагает, что все основания прекращения права собственности раз­граничиваются на добровольное прекращение права собственности на имущество, утрату права собственности по объективным причинам и принудительное изъятие у собственника его имущества[5]. Действительно, буквальное толкование ст. 235 ГК РФ приводит нас именно к такой классификации.

В свою очередь, принудительное изъятие имущества у собственника предлагает разграничить по основаниям изъятия: изъятие имущества вследствие ненадлежащего поведения собственника, изъятие имущества независимо от поведения собственника и обусловленное государственными или общественными интересами[6].

Говоря о добро­вольном прекращении права собственности на имущество, согласимся с точкой зрения , которая подразделяет его на следующие виды: отчужде­ние собственником своего имущества другим лицам, ис­пользование собственником имущества по прямому назна­чению и в связи с этим уничтожение его, добровольный отказ собственника от своего имущества[7]. Очевидно, что эта позиция основана на формулировке ч. 1 ст. 235 ГК РФ и вряд ли может быть подвергнута серьезным измене­ниям.

Под отчуждением собственником сво­его имущества другим лицам понимаются различные сделки, направленные на прекращение права собственности одного лица и приобретение его другим лицом. Это купля-продажа во всех ее разновидностях, мена, дарение, аренда с выкупом и т. п. Порядок прекращения права собствен­ности отчуждателя и возникновения права собственности у при­обретателя регулируется главным образом нормами о сделках и договорах.

Прекращение права собственности происходит и при использовании собственником имущества по прямому назначению, иными словами, при полном потреблении вещи, извлечении всех ее полезных свойств и качеств. При этом исчезает сам объект дан­ного права.

Кроме этого, в экономических отношениях встречаются ситуации, когда, в силу тех или иных об­стоятельств, конкретный объект гражданского оборота перестает иметь какую-либо ценность для собственника и последний отказывается от права собственности на него. Формально данное основание прекращения права собственности является новым для нашего законодательства, хотя, в сущности, оно и ранее могло ис­пользоваться в имущественных отношениях. В соответствии с правилом ст. 236 ГК РФ допускается добровольный отказ собственника от при­надлежащего ему права, а по сути – его отказ от конкретной вещи или вещей. Важно отметить, что отказ от права собственности может исходить только от граж­данина или юридического лица. Следовательно, государство и его органы, органы местного самоуправления не вправе отказаться от права собственности на принадлежащее им имущество (хотя они мо­гут утратить его по другим основаниям). Это возможно путем публичного объявления об этом либо со­вершения реальных действий, бесспорно свидетельст­вующих о намерении не сохранять в дальнейшем какие-либо права на это имущество. Второй способ наиболее близок к понятию «брошен­ные вещи», которое применяется в ст. 226 ГК РФ.

Важно иметь в виду, что до приобретения права собственнос­ти на вещь, от которой отказался ее прежний владелец, другим лицом права и обязанности первоначального собственника не пре­кращаются. Собственник, кото­рый отказался от своей вещи, может затем изменить свое намерение и вновь принять вещь во владение, пользование и распоряжение, но только до момента возникновения права собственности на эту вещь у другого лица. Кроме этого, существует возможность возложения на прежнего собственника ответ­ственности, например, за причиненный данной вещью вред (если выброшенная собственником вещь обладала какими-либо вредо­носными свойствами). Следовательно, отказ от права собственности не рассматривается законом как окончательный.

Итак, во всех трех рассмотренных случаях основным является принцип доб­ровольности прекращения права собственности. Это оз­начает, что собственник имущества утрачивает права собственности только при своем свободном и осознан­ном волеизъявлении. Следовательно, добровольное прекращение права соб­ственности можно определить как совершение собственни­ком по своей воле и без чьего-либо принуждения юриди­ческих и фактических действий, с которыми законодатель­ство связывает прекращение права собственности.

Под утратой права соб­ственности по объективным причинам понимается утрата по не зави­сящим от воли собственника обстоятельствам. Такое воз­можно при гибели имущества, потере вещи после приобре­тения на нее права другим лицом (ст. 227, 228 ГК РФ), по основаниям приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ), в других случаях, предусмотренных законом.

Для выявления особенности данной группы оснований обратимся к наиболее распространенной классификации юридических фактов по источникам[8]. В ее основу положено деление юридических фактов на события и действия. Со­бытие, в свою очередь, определяется как объективное яв­ление внешнего мира независимо от создавшей его причи­ны. Поэтому очевидно, что в основе утраты права собственности по объективным причинам лежат именно события, причем как абсолютные (проявление сил природы), так и относительные (с участием человека)[9]. Первые имеют место, например, при гибели вещи в ре­зультате стихийного бедствия, а вторые – например, при приобретательной давности.

В целом же утрата права собственности по объек­тивным причинам – это прекращение у собственника прав на имущество по не зависящим от его воли об­стоятельствам (событиям).

Принудительное изъятие у собственника его имущества допускается в слу­чаях, перечисленных в ч. 2 ст. 235 ГК РФ. Перечень таких оснований носит исчерпывающий характер и не мо­жет быть расширен даже федеральным законом. Именно в этом состоит одна из важнейших гарантий прав соб­ственника. Это также означает, что, «во-первых, государство берет на себя обязанность не принимать нормативных актов и не совер­шать иные действия, направленные на принудительное пре­кращение отношений собственности и ущемление интере­сов собственников, за исключением случаев, прямо указан­ных в законе. Во-вторых, эти случаи должны быть сведены к минимуму и заранее (а не постфактум) оговорены в законе. И, в-третьих, при прекращении отношений собственности граж­дане и юридические лица, лишаемые имущества, должны по­лучить необходимое имущественное возмещение»[10]. Добавим, что все случаи принуди­тельного изъятия имущества должны соответствовать ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Из самого понятия «принуждение» следует, что отчуждение имущества в подобных случаях происходит без согласия и против воли собственника, утрата права собственнос­ти становится как бы его обязанностью, которую нельзя не исполнить. Поэтому под принудительным изъятием у собственника его имущества следует понимать прекра­щение права помимо воли собственника, в связи с совер­шением последним правонарушения или возникшей из закона или договора обязанностью.

Таким образом, под прекращени­ем права собственности следует понимать совокупность юридических и фактических действий, с которыми зако­нодательство связывает утрату права собственности. Само прекращение права собственности может быть добровольным, то есть по воле собственника, и принудительным – помимо и против его воли. Утрата от­ношений собственности возможна по объективным причи­нам независимо от воли и сознания собственника.

[1] См.: П. Право собственности в РФ в период перехода к рыночной экономике. – М.: 1992. – С. 158 – 159.

[2] См.: И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1989. – С. 759.

[3] См.: А. Лекции о праве собственности. – М.: Юрид. лит., 1991. – С. 34 – 35.

[4] Гражданское право / Под ред. ; – М.: БЕК, 2000. Т. 1. – С. 502 – 503.

[5] См.: Комментарий к ГК РФ, части первой / Под ред. ; – М.: 1999. – С. 458.

[6] Там же. – С. 459.

[7] См.: Гражданское право: Учебник для вузов. Часть первая / Под общ. ред. ; М.: НОРМА – ИНФРА, 1998. – С. 207.

[8] См.: А. Гражданское право. Общая часть. – Уфа: 1998. – С. 207.

[9] См.: Юридические факты в советском гражданском праве. – М.: 1958. – С. 166.

[10] П. Право собственности в РФ в период перехода к рыночной экономике. – М.: 1992. – С. 159.